Previous Entry Share Next Entry
ЗАКАТ АРКТОГЕИ
boris_yakemenko


Дугина выгнали из МГУ. Выздоравливает учебное заведение.

Вообще, когда в наши дни Дугина выгоняют откуда-то (из МГУ или придорожного гаштета – не важно) это всегда хорошо. Это значит, что люди научились отличать правое от левого, верх и низ, искусство и черный квадрат, философию и псевдонаучную галиматью, лохотронщиков и нормальных людей .

И вообще чем меньше тяжкого наследия 1990-х – тем лучше.

Что такое Дугин? Типичная конструкция тех лет. Подвальный нонконформист, который всю жизнь сидел бы по кухням, пописывал неподцензурный вздор, болтал о космических энергиях, арктогеях, работал в НИИ и жил бы на чужой счет и жарил яичницу, если бы не перестройка. Но случилось то, что случилось. И все кухонные болтуны и КСПэшные певуны с Барковым за пазухой сразу поняли, что нужно делать. Подростковый дух протеста, помноженный на хорошие знакомства и чутье момента позволил быстро выстроить понятный алгоритм действий, который заключался в одном слове «эпатировать». Они годами сидели по кухням и эпатировали друг друга, а теперь это разрешили делать публично. Они и начали. Разрушать (империю в сознании или в реальности, культуру книг или поведения в туалетах – не важно). Ошеломлять, удивлять, быть всегда против чего-нибудь. И не забывать закусывать и выпивать три раза в день, наведываться в посольства и мотаться за кордон. Наиболее прозорливые, типа Дугина, воспитали в себе острое чувство опасности, чтобы уметь вовремя соскочить, переметнуться, притвориться, отказаться. Штурмовать, но осторожно. Разрушать, но деликатно. Таранить, но с оглядкой. Протестовать, но из-за угла. Ибо страдать за идею, которая, к тому же, крайне невнятна, было просто нерационально.

Так был открыт секрет успеха. Все против большевизма – а я большевик. Все против фашизма – а я стану фашистом (отсюда НБП – и то и другое сразу). Все в Церковь – а я в другую сторону. К черным мистическим орденам, Анэнербе, во внутренний Тибет, на худой конец, к старообрядцам. Все моральны – а я прикидываюсь гомосеком и живу с лесбиянкой (или она со мной, не понять, но это и неважно). Все материалисты или метафизики – а я традиционалист. Концептуалист. Еще черт знает кто, лишь бы непонятно. Рourquoi pas? Ведь это все, что важно, теперь совершенно не опасно, но вполне прибыльно и довольно просто. Чтобы стать старообрядцем, достаточно отрастить бороду, носить вышитую рубашку, не спеша ходить с самоуглубленным видом и говорить на «о». Чтобы стать фашистом, надо пару раз восхититься Гитлером и объявить его художником и поэтом, чтобы стать радикальным философом, достаточно прочесть Генона, Мисиму и Эволу пока их не прочли другие, дурно понять прочитанное, выучить несколько слов «архетип», «гештальт», «деконструкция», «деривативы», «рефлексия», «метанарратив», «эсхатология», «плюриверсум», «конспирология» и веско, солидно, умно нести галиматью и говорить банальности. А затем все разнообразие мира засовывать в эти шаблоны и ими же все объяснять. Успех в СМИ и среди известной «секты двухсот», складывающейся вокруг любого продвинутого маргинала, гарантирован. Тем более тогда, в 1990-е, когда вообще очень ценились и активно использовались те, кто хоть что-нибудь разрушает и выворачивает наизнанку привычные критерии.

Разумеется, в этой системе оставались серьезные щели, которые, не мудрствуя лукаво, заделывались обычным враньем или загадочными умолчаниями. Благо, в СМИ хватало соратников, которые обладали ценнейшим качеством – вовремя забывать неудобные моменты в жизни кумиров и друзей. Вот так и рождались с виду очень сложные конструкции, в которых, правда, не было личности, интеллекта, характера, взглядов. То есть всего того, что составляет человека. А была постоянно меняющаяся, как бензиновое пятно в луже, «цветущая сложность», которая при приближении оказывалась аляповатой и вдобавок дурно пахнущей мазней.

Дугин был целиком скроен по этим лекалам. Мальчик-мажор захотел стать известным и знаменитым (сколько их таких было есть и будет). Почитал малодоступную до времени литературу, закосил через дурдом от армии (как все они, золотари, делали), потолокся в подпольных блатных салонах (типа Южинского кружка), пооколачивался в приемных нужных людей. И вот родился «профессор», «заведующий», «философ», «лидер движения», который, приклеенный к бороде, выходил к людям и медленно, значительно говорил так: «Есть прошлое, а есть бывшее. Не всё в прошлом (то, что прошло) было, по-настоящему было. Но то, что было, то, что является не просто прошлым, а и бывшим тоже — то есть сейчас. Точно также, есть грядущее — то, что придёт. И есть будущее. Не всё в грядущем будет будущим. Но то в грядущем, что будет в будущем, есть и сейчас, и было до этого, в прошлом.». Тех, у кого после этой речи, говоря словами Есенина, «рыдающие уши как весла плескали по плечам», кто начинал догадываться, что ловкий жулик его держит за идиота, должны были убедить в обратном дугинские друзья из СМИ, регалии «профессора» и список книг ужасной толщины с загадочными названиями. После этого нельзя было не поверить.

Были, правда, и сложности. Например, никто не знал и не знает, где и когда Дугин учился, никто не слышал, как он говорит «на девяти языках», никто не читал его диссертацию, невозможно найти «филиалы Евразийского движения в 29 странах». То есть вся его учеба выдумана, языков он не знает, диссертации, как и филиалов, нет и не было. Зато то, что было известно точно, лучше было бы и не знать. В 1993 году был в Белом доме с теми, кто хотел начать гражданскую войну (все за – я против), создавал фашистскую партию (радикально, эпатажно, ах, русский фашизм страшнее немецкого), восхищался «Ваффен-СС» (все не в ногу – один я в ногу), состоял в фашистском «черном ордене». Собирал шпану из подворотен, объединял их в «союз», чтобы шпана могла бить окна и корежить качели не просто от тоски и безденежья, а «в знак протеста». Но какая разница, фашист ты или лохотронщик, если мир не без добрых людей и серьезных знакомств в верхах в целом и МГУ в частности. И когда, как уже говорилось, тонко настроено чутье.

Когда флюгер повернулся и эпатаж вышел из моды, Дугин сразу соскочил, бросил соратников, оказался в МГУ (в президентство Медведева, то есть опираясь на его талантливое и патриотичное окружение), окончательно стал консерватором и главевразийцем, настойчиво пытаясь навязать некоторой части истеблишмента идеологию вчерашнего дня, словно списанную с самого Дугина. Идеологию, выдуманную от отчаяния русскими эмигрантами, которым надо было хоть как-то оправдаться перед историей и друг перед другом за то, что они привели к власти Керенского и прошляпили Ленина. Эта концепция была очень удобна хотя бы потому, что собственную глупость и недальновидность можно было в любой момент оправдать то западным влиянием, то русским мягким характером, то бунташной татарской кровью, то восточной отрешенностью. Как у Дугина – то фашист, то националист, то антикоммунист (водил сына плевать на памятники Ленину, правда, со свойственной ему мудростью, в 1990-е, но никак не раньше), то коммунист, то мистик, то эсесовец, то черносотенец, то красносотенец. И не надо вспоминать Президента, который иногда употребляет это слово. Это только термин, применяемый просто как объяснение экономических и политических форм взаимодействия России и если Путин произносит его, то это вовсе не значит, что он повторяет за Дугиным.

В результате Дугин поверил в то, что он действительно великий мыслитель, философ, ученый, горами двигающий, «воскрешающий арийское примордиальное сознание» и способный влиять на самого Путина, хотя на самом деле вместо «евразийства» получилась по точному выражению Д.Галковского, «дугинщина» - «литературный стеб домашнего мальчика, основанный на механическом соединении устаревшего «евразийства» с современной западной массовой культурой». С годами вся эта «цветущая сложность» все больше съезжала на обочину политического и социокультурного процесса. А сегодня, когда нация стремительно выздоравливает, когда появились понятные нравственные, культурные, государственные ориентиры, «цветущая сложность» оказалась в придорожной канаве. Эпатаж и прочие квазиинтеллектуальные пляски святого Витта больше не нужны.

Не нужны перекрасившиеся фашисты, националисты, арктогеи и прочие метанарративы и дискурсы. Это тяжелое наследие тех самых 1990-х и странно было бы проститься с ними и не попрощаться с Дугиным. И не надо объяснять увольнение главевразийца некими происками и гонениями за идею. Это не гонения. Это природа. Это почва уходит из под ног. Пора бы им понять эту простую мысль без конспирологии.

  • 1
Очень важно указать человеку на его место, а то обманывать и себя и его как-то нехорошо.

Самое главное - это чтобы человек понял свои ошибки.

Он приспособленниц, а значит не только поймет но и приспособиться.

Курехин, Лимонов, Дугин)

Начало славных дел ))

Как быстро люди меняются и подстраиваются под ситуации, хамелеоны какие-то. Но все равно человек остается таким, каким был и никакая овечья шкурка его не спасет.

Все маски рано или поздно спадают.

Есть такие люди, которые скользкие как ужи.

Я тоже всегда думала, как люди умудрились найти искусство в черном квадрате.

в наши дни за искусство могут выдать всё, что угодно.

И ведутся ведь люди на этот лохотрон

А это не искусство. Просто жулики договорились считать это искусством.

Дугин, действительно, тогда выразился очень неудачно. Но, наверное, через некоторое время возьмут в президентскую администрацию.

слава Путину и ФСБ!
Дугина - в музей революции сторожем )

Зачем в музее гадить?

надо запретить гадить

и вообще - сторожу не положено

Радует что время таких как Дугин прошло, правильно вы сказали нация выздоравливает.

Я ЗНАЮ ДУГИНА

Читал его диссертацию в Сети (автореферат) и протокол защиты диссертации читал. Вполне вразумительный текст диссертационной работы - про смену научной парадигмы. Некоторые моменты там, на мой взгляд, нетривиальны. Конечно, многие тексты у него - этакие словесные медитации без начала и конца. Но подобным философы и до него грешили - Гегель, например, при всей рациональности его дискурса, мог километрами поливать про бытие в-себе-и-для себя.)) Он много сделал для просветительства, возродил евразийскую идею и т.п. Так что зря Вы на Дугина наехали - он оригинальное явление современной русской культуры.

Re: Я ЗНАЮ ДУГИНА

Очень Вам сочувствую. Постарайтесь убить Дугина в себе -сразу станет легче.

Вы не поняли. Я к его медитациям отношусь с долей иронии, но сам он, как личность и явление в русской культуре, бесспорно интересен и занимает свое место. А у Вас осуществляется какое-то препарирование Дугина, некий обличительный классовый анализ в духе марксизма-ленинизма. Этот подход - пережиток прошлого, от которого надо избавляться. Вот выдавили это из себя, облегчили душу. Ну, и ладушки.))

Re: Я ЗНАЮ ДУГИНА

В мире очень мало людей, которые могут мне что-то советовать и к которым я прислушиваюсь. Вы в это число не входите. Постарайтесь это понять. Ладушки? Также как понять и то, что место Дугина в нашей культуре в гардеробе, на раздаче пальто. В самом лучшем случае.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account