Previous Entry Share Next Entry
700 ЛЕТ ПРЕПОДОБНОМУ СЕРГИЮ
boris_yakemenko
Сегодня вся Россия празднует 700 лет со дня рождения преподобного Сергия.

Могут возразить, что дата рождения Сергия точно не установлена, что до сих пор идут дискуссии на эту тему. Но ведь дело не в цифрах (все двунадесятые церковные праздники имеют условные даты), дело в том, что есть возможность вспомнить жизнь и эпоху преподобного, есть возможность объединиться сегодня вокруг него, стать ближе и ему и тому времени, в котором он жил.
1Header
XIV век стал уникальным столетием русской истории, когда Русь, переосмыслив катастрофу татарского нашествия, отвечает на ужасы татарщины подъемом культуры, техники, развитием прежних и основанием новых городов. Иван Калита политической борьбой, выгодными браками между княжескими семьями, покупкой земель, уговорами и угрозами расширял свои земли и свое влияние и остановил набеги татар. «И бысть тишина велика на сорок лет и престаша погании воевать Русскую землю и закалати христиан, и отдохнуша и упочинуша христиане от великия истомы, и многия тягости и от насилия татарскаго и бысть оттоле тишина велика по всей земли». Эта «тишина» позволила утихнуть страху и безысходности, появиться надежде.
89be7ab5
Нательный крест преподобного Сергия Радонежского.

Его сын Симеон Гордый, умирая от чумы, писал в завещании «По отца нашего благословенью, что приказал нам жить заодин, также и я вам приказываю, своей братье, жить заодин, лихих людей не слушати, которые станут вас ссорить, слушайте отца нашего, владыки Алексия, да старых бояр, которые отцу нашему и нам добра хотели. Пишу вам это слово для того, чтобы не перестала память родителей наших и наша, чтоб свеча не угасла». В этой «тишине» в «жизни заодин» понемногу подрастало новое поколение. Поколение, не знавшее чувства бессилия, не испытавшее унижений, физической и душевной боли, столь знакомой людям XIII - начала XIV столетия. Это поколение выросло духовно свободным, поэтому не случайно именно оно пошло основывать отдаленные монастыри и скиты, а те, кто остались в миру, вышли в 1380 г. на Куликовскую битву.

Восприняв нашествие татар, как наказание за грехи, за губительную междоусобную раздробленность, русское общество осознает необходимость покаяния перед Богом. «Проблема покаяния перестает быть делом отдельной личности, - отмечает Б.А.Рыбаков - и становится общенародной задачей». Знаком этого покаяния становится развитие нового вида подвижничества, прежде почти не встречавшегося на Руси - пустынножительства. В домонгольской Руси почти все монастыри были городскими или пригородными. Большинство же святых монгольской эпохи уходит из городов в пустыню и этим поднимает русскую духовную жизнь на недосягаемую высоту. Стремлением к покаянию объясняется также и активное основание и строительство новых монастырей в этот период, которых было заложено более ста, в то время как их число за весь период с момента Крещения Руси не превышало шестидесяти (В.О.Ключевский указывает на число около 150 монастырей, заложенных только в этом столетии).
17604596_Bezuymyannuyy
Фелонь преподобного Сергия Радонежского

Кроме того, XIV век становится временем, когда русское общественное сознание начинает испытывать влияние активно проникающего на Русь с Афона и из Византии в это время духовного движения «внутренней», «умной» молитвы - исихазма, которым к концу столетия уже пронизывается вся русская общественная мысль, а также стиль и форма искусства той эпохи: литература, иконопись, духовное пение. Духом подвижничества питается в то время вся жизнь русского общества, вдохновляется им и отображает этот дух. Неотмирность исихазма, его устремленность к раскрытию Бога в собственной душе, к памятованию слов «Царство Божие внутри вас есть» - все это побуждало каждого конкретного человека к стремлению его постичь, понять его тайны, порождало своеобразную «внутреннюю», «умозрительную» личностную эсхатологию.

Именно XIV век становится временем зарождения русского «мессианизма», совпавшего по времени с окончательным формированием русского этноса, русского народа. Исихазм помог понять каждому православному человеку Руси свое избранничество перед Богом. Победа на Куликовом поле (не столько победа Руси над Ордой, сколько Православия над Исламом) стала решающим моментом в складывании мессианизма, уже как общенационального явления. Во многом это было связано с тем, что Византия, по словам П.Флоренского: «выговорила свое последнее слово, завершила свою историческую задачу и ей делать было больше нечего. В истории открылся новый век - век культурного воплощения этого слова, и культурная миссия переходила к новому народу, уже усвоившему добродетель восприимчивости, а потому и способность воплощать в себе горний первообраз».
14-Radonezh
Памятник преподобному Сергию в Радонеже, где прошли детские и юношеские годы святого.

XIV столетие выдвинуло на историческую авансцену ряд выдающихся деятелей русской истории и культуры. Иван Калита, Дмитрий Донской, Владимир Боброк-Волынский, святитель Алексий, Юрий Звенигородский, преподобный Андрей Рублев и, разумеется, преподобный Сергий Радонежский с окружением, в которое входили преподобный Никон Радонежский, Афанасий Высоцкий, Савва Сторожевский и многие другие. Это было время переводов священного писания, формирования нового московского архитектурного стиля, крепостного строительства, расцвета древнерусской иконописи. Не случайно Д.С.Лихачев называл это столетие аналогом европейской эпохи Возрождения.

Уникальность явления, именуемого «Преподобный Сергий Радонежский» невозможно переоценить. «От преподобного Сергия многообразные струи культурной влаги текут, как из нового центра объединения, напаивая собой русский народ и получая в нем своеобразное воплощение, - писал священник П.Флоренский. - Вглядываясь в русскую историю, в самую ткань русской культуры, мы не найдем ни одной нити, которая не приводила бы к этому первоузлу; нравственная идея, государственность, живопись, зодчество, литература, русская школа, русская наука – все эти линии русской культуры сходятся к Преподобному. В лице его русский народ сознал себя; свое культурно-историческое место, свою культурную задачу и тогда только, сознав себя, получил историческое право на самостоятельность. Куликово поле, вдохновленное и подготовленное у Троицы, еще за год до самой развязки, было пробуждением Руси как народа исторического».

Биография преподобного Сергия хорошо изучена и нет нужды специально рассматривать ее. Но если к ней приглядеться внимательно с точки зрения современного человека, то мы находим полное противоречие с теми идеалами, которые сегодня предлагаются. Можно ли назвать с точки зрения современного человека преподобного Сергия героем? Вождем? Конечно, нет. Герой всегда рвется быть первым, он успешен, знаменит и богат, поражает и потрясает, он требует поклонения или на худой конец почтения и уважения. Он образец счастливой жизни и беспечального бытия. С этой точки зрения преподобный Сергий являет нам полную противоположность. Он идет не к людям, не в дома, не на стогна града и площади, не произносит, как Савонарола, пламенных речей, а «в молчании уст» уходит от людей в лесную чащу и даже когда к нему приходят первые последователи, старается уговорить их не оставаться с ним. Он, игумен монастыря, строит у своего же монаха крыльцо за решето плесневелого хлеба, голодает вместе со всеми, носит рваный подрясник и так заурядно выглядит, что его не узнают пришедшие в обитель люди. Он спокойно отказывается от должности митрополита, то есть главы Церкви, должности, которая принесла бы ему почет, славу, возможности и доходы, а когда на его игуменство замахнулся собственный брат Стефан, преподобный «никем не замеченный», в тот же вечер тихо покинул монастырь и пошел за десятки верст, ночуя в поле и где придется, пока не дошел до реки Киржач, где на пустом месте основал новый монастырь и начал все заново.
image004
Страница из "Жития преподобного Сергия Радонежского"

С точки зрения современной культуры это не то, что не герой, а самая заурядная, ничтожная посредственность. Однако смотреть надо на следствия. Как кончают свою жизнь и карьеру современные герои и образцы для подражания, как рушатся кумиры, обращаясь даже не в прах, а в грязь, как их забывают раньше, чем выгорят свечи у гроба, рассказывать не надо. А преподобный стал образцом, светом во тьме для сотен своих современников гораздо раньше своей кончины, а для миллионов людей (включая живущих ныне) – тем самым живительным источником, к которому припадают в печали и радости. Стал самым лучшим образцом для подражания, когда благое молчание превращается в несокрушимую силу, когда слабость, смирение, уступчивость не отталкивают, а ведут за собой. И этим задал очень интересную, парадоксальную парадигму русского национального характера, когда все часто делается наоборот, от противного, через уверенность всех, что «сделать это невозможно».
1236083912
Гроб преподобного Сергия Радонежского

Поэтому преподобный стал основателем подлинного русского монашества, а его монастырь, Троице Сергиева Лавра – «русским Иерусалимом». Именно от преподобного, по словам Г.П.Федотова «по двум направлениям побежал духовный поток: на юг, в Москву, в ее городские и подмосковные монастыри, и на север, в лесные пустыни по Волге и в Заволжьи… До одиннадцати учеников преп. Сергия явились, в большинстве случаев еще при его жизни, основателями монастырей. Все они святые, и все несут заветы преп. Сергия в разные концы русской земли. Троицкая Лавра в этом первом поколении ее иноков сделалась центром духовного лучеиспускания огромной силы… Многие из основанных им обителей сами делаются центрами лучеиспускания, духовными митрополиями. Через них живая преемственность св. Сергия сохраняется в русской святости». По самым приблизительным подсчетам, преподобным Сергием лично и его учениками основано до 60-ти монастырей (из 150 указанных выше, то есть почти половина), среди которых Песношский, Обнорский, Кириллов, Ферапонтов, Прилуцкий, Махрищский, Авнежский, Симонов, Андроников, Сторожевский, Высоцкий, Нуромский, Лужецкий, Стромынский, Тутанский, Боровенский, Железноборский, Голутвинский, Нерехтский и многие другие. Так родилась уникальная, по выражению А.Н.Муравьева «Русская Фиваида», где окончательно сложилось уникальное русское монашество, завершившее византийскую и южную традицию и открывшее новую эпоху водвижничества. Именно благодаря преподобному Сергию только монастырями и храмами – без единого выстрела – были освоены и по сути присоединены к Русскому государству огромные пространства Русского Севера – случай беспрецедентный и уникальный и, как ни странно, почти не привлекавший внимания исследователей (С.Ф.Платонов посвятил этому явлению небольшую книгу).
0_81609_dabba2e1_XL
Рака с мощами преподобного Сергия

Поэтому сегодня наш общий праздник. Праздник нашего общего заступника, который страдает и радуется вместе с нами. Не случайно, сразу после того, как случилась катастрофа 1917 года, одним из первых вместе с людьми пострадал и преподобный Сергий, мощи которого были кощунственно вскрыты. И люди понимали сострадание им преподобного, плакали о нем и жалели его, как он жалел их. Очевидец события С.Волков вспоминал, что было сразу после вскрытия: «В соборе горели все паникадила. На огромном подсвечнике перед ракой пылало неугасимое пламя: сгоравшие свечи непрерывно заменялись новыми. Отец Вассиан говорил о мученичестве Преподобного с воодушевлением и силой, и в толпе то тут, то там раздавались плач и рыдания… По окончании молебна доступ к мощам преподобного Сергия был открыт, и к раке снова потянулась бесконечная вереница людей. Многие из верующих, прикладываясь, закрывали глаза, чтобы, как объясняли мне потом, «не ос¬корбить своими грешными взглядами наготу Преподобного». Подошел и я… Испытывая невыразимое волнение, я приложился к черепу Преподобного и ощутил слабое, но отчетливо проступавшее благоухание розового масла, которое, по-видимому, перешло на кости с обвивавших их покровов.

Тотчас по окончании процедуры вскрытия рядом с ракой в «почетном карауле» был поставлен красноармеец с винтовкой. Вероятно, власти боялись, что монахи Лавры или даже простые верующие захотят похитить мощи, распустив молву о "чуде" Преподобного... Вряд ли кто-нибудь пошел бы на это! Верующие и богомольцы сразу заставили часового снять буденовку и стоять с непокрытой головой. Таким образом первый регулярный военный караул у святых останков был поставлен не у Мавзолея на Красной площади в Москве, а в Троицком соборе Лавры, рядом с мощами преподобного Сергия Радонежского, первого общерусского святого, столько потрудившегося при своей жизни для блага России». Этот первый «почетный караул» был снят только в 1924 г.
A6r4T
И сегодня преподобный Сергий с нами и радуется о нас, о нашей возрождающейся стране, сострадает нашим печалям, назидает и наставляет, предстательствует за нас перед Богом. Сегодня – день нашей общей радости.

ПРЕПОДОБНЫЙ ОТЧЕ НАШ СЕРГИЕ, МОЛИ БОГА О НАС.

  • 1
Великий был человек! Большой души и великого разума)

Да, таких редко встретишь где.

Царство небесное великому человеку.

полностью поддерживаю! Так!

Спасибо за пост, Борис! Эпизод вскрытия мощей и сейчас-то тяжело, мучительно смотреть, а уж тогда, похоже, власти добились противоположного эффекта среди верующих.

700 лет прошло, а учения его по сей день живы и почитают его по сей день во всей стране. Великий был человек.

ага) сразу видно, что не просто так говорил!

Спасибо большое за пост и за видео. Мурашки бежали, когда смотрела.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account