Previous Entry Share Next Entry
КОММУНИЗМ КАК РЕЛИГИЯ. Ч.2.
boris_yakemenko
(окончание)

Коммунистическая партия с момента своего основания преподносилась последователям, как Новая Церковь, как обладательница абсолютной истины. «Партия не ошибается», «Партия всегда права», «Партийная совесть» – эти термины прекрасно характеризуют восприятие партии народным сознанием. Именно поэтому установление в СССР однопартийной системы было предопределено изначально самим фактом прихода большевиков к власти. Поэтому так жестоко уничтожались не только политические союзники и оппоненты, но и Православная Церковь – двух пониманий истин в советской стране существовать не могло. Жесткость и бескомпромиссность Ленина напоминала крестьянскому поэту Н.Клюеву лидеров старообрядчества:

Есть в Ленине Керженский дух,
Игуменский окрик в декретах,
Как будто истоки разрух
Он ищет в Поморских ответах.

Именно поэтому революция воспринималась большевиками, как начало новой эры в истории человечества. Члены партии предлагали ввести в советской стране новую систему летоисчисления с 1917 года. Многие периодические издания 1920-х и даже 1930-х годов выходили с двойной датировкой – обычной и революционной (по годам революции]. Подобного рода настроения активно подогревались предчувствиями скорой мировой революции, которая виделась последней, вселенской, апокалиптической битвой с силами общемирового зла. «Близ есть, при дверех» – такие настроения владели всеми членами партии. Г.Зиновьев, выступая в 1920 г. перед участниками Второго конгресса Коминтерна, выражал уверенность, что он является предтечей другого, еще более грандиозного форума Всемирного конгресса советских республик. Манифест, принятый на конгрессе, прекрасно показывает настояния коммунистического Апокалипсиса, царившие там. Коммунист, говорилось в нем, это «дисциплинированный член коммунистической партии, беззаветный борец, смертельный враг капиталистического общества, его экономической основы, его государственных форм, его демократической лжи, его религии, его морали, самоотверженный солдат пролетарской революции и неутомимый провозвестник нового общества».
Ленин4
Будущий мир представлялся коммунистам в идеализированных формах, причем для их описания беззастенчиво брались прямые религиозные образы. Д.Бедный называл Петроград «коммунистической Меккой», в которую со всего мира будут стекаться на поклон «паломники труда». А на плакате известного художника Д.Моора «Рождество» социализм был изображен в виде Вифлеемской звезды, указывающей путь «волхвам» – народным массам. Стихотворный текст Н.Горлова под изображением гласил:

Девятнадцать веков – могила...
Старый мир порастает быльем,
Звезду Вифлеема затмила
Звезда над Кремлем!
Наше Рождество-Воскресение,
Выход из ада времен,
– Празднуем мы под сенью
Октябрьских знамен.

Невзирая на то, что начиная со второй половины 1920-х годов ситуация стала меняться – угасала вера в мировую революцию, уходили в прошлое творцы Октябрьского переворота, главное представление о Коммунистической партии, как партии, которая может все и знает все, которая всемогуща и безгрешна, продолжало утверждаться. «В этом и есть настоящий дух большевизма, – утверждал Ю.Пятаков в 1928 г. – Это есть черта, глубочайше отличающая нашу партию от всех прочих, делающая ее партией «чудес». Пятаков всерьез верил в «чудотворность» партии. В русской революции, говорил он, «...много чуда, и чудо сделано Лениным, потому что он не пожелал считаться с так называемыми объективными препятствиями и отсутствием «объективных предпосылок»». Большевизм есть партия, несущая идею претворения в жизнь того, что считается невозможным, неосуществимым и недопустимым». Сакрализация партии приобрела необратимый характер.

«...Победа коммунизма, полная и радостная победа сознательного человеческого коллектива над слепыми силами природы и общества – одна лишь может создать воистину свободного человека, который... не будет нуждаться в богах, ибо сам станет, как боги», – говорил историк Б.И.Горев, выступая с докладом в Социалистической академии. На то, что партия постепенно все больше походила на Церковь, указывает и неоднократно декларировавшийся принцип «партия всегда права». Как Церковь состоит из земных, грешных людей, что, однако, не мешает ей быть Святой и Соборной, так и партия, состоящая из коммунистов, порой далеких от совершенства, была всегда правой и истинной. Поэтому понятие «партия» употребляется в коммунистической риторике как описание совершенно автономного организма,
Ленин3
В стране, которая никак не могла справиться с бедностью, где самые элементарные вещи становились предметами роскоши, партия все быстрее становилась государством в государстве со своей системой распределения благ и возможностей. Партийная элита вне партии не могла ничего: ни прокормиться, ни найти приличную должность, ни круг соответствующих знакомств. Поэтому исключение из партии в те годы было равносильно отлучению от Церкви. Исключенный лишался всех благ и возможностей, машины, квартиры, дачи, спецпайка, с ним переставали здороваться, при встречах переходили на другую сторону улицы. Поэтому нередко исключение из партии влекло за собой глубочайшую депрессию, болезни, а порой и самоубийства.

Наиболее отчетливо религиозный характер советского менталитета проявился в культе партийных вождей, или «культе личности». Хорошо известно, что не только Сталин, но и очень многие другие советские вожди при жизни были окружены культом – Зиновьев, Троцкий, Ворошилов, Молотов и др. Однако самым устойчивым оказался культ В.И.Ленина, продержавшийся почти до крушения СССР. Истоки этого культа Г.П.Федотов видел еще в Московской Руси. «Новый советский человек, – писал он, – не столько вылеплен в марксистской школе, сколько вылез на свет Божий из Московского царства, слегка приобретя марксистский лоск. Посмотрите на поколение Октября. Их деды жили при крепостном праве, их отцы пороли самих себя в волостных судах. Сами они ходили 9 января к Зимнему дворцу и перенесли весь комплекс врожденных монархических чувств на новых красных вождей».

Уже в 1920-е гг. к Ленину прилагали определение «Моисей».

… скончался Моисей,
Который дал свободу русским братьям.
По морю Красному их вывел из цепей.

Как известно, Моисей вывел еврейский народ из рабства египетского, а Ленин, таким образом, из рабства феодального. Развивая эти аналогии, Ж.Русс писал, что «Ленин посохом предначертал путь от хаоса к Союзу и Расцвету, и был народом вознесен». Ленина также называют «кормчий», «отец народов», «гений всех времен и народов», «солнце грядущего».

Выступление Ленина

Существенную поддержку в создании новых культов оказали советской власти представители творческой интеллигенции. Прежде всего это были представители т.н. «авангардных» форм искусства. Как и большевики, они жаждали уничтожения всего старого, классического наследия и создания новых форм. Они активно участвовали в оформлении большевистских уличных мистерий, создавали стихи, картины и поэмы, в которых славили новый культ. Можно вспомнить В.В.Маяковского, создавшего знаменитую поэму «Владимир Ильич Ленин» и множество других произведений, прославлявших Ленина. Однако уже в то время отмечалось, что «были попытки запечатлеть Ленина, но они почти все были неудачны, так как не могли охватить его целиком и в литературе отмечались лишь отдельные черточки его характера». Можно вспомнить, что, согласно преданию о царе Авгаре и его художнике, пытавшемся нарисовать Христа, точно так же был неизобразим в целостности облик Христа.

Поэт Н.Полетаев писал:

Портретов Ленина не видно:
Похожих не было и нет.
Века уж дорисуют, видно,
Недорисованный портрет.

Уже тогда стали закладываться истоки веры в бессмертие Ленина. В знаменитой подборке газетных и журнальных статей, вышедших в 1924 г. под названием «У великой могилы» и посвященных памяти Ленина, существует много свидетельств, указывающих на это. «Он с нами всегда, он из могилы будет нам диктовать, будет направлять нас... Он освободит всех», – говорит приехавший на похороны в Москву крестьянин. На одной из страниц могила Ленина названа колыбелью свободы всего человечества, что буквально пересекается с пасхальным стихом «Гроб Твой, Христе, источник нашего воскресения».
Ленин2
Смерть Ленина в пропаганде стала преподноситься, как жертва, принесенная за всех, как мученичество во имя великой и вечной идеи.

Ты к нам пришел, чтоб облегчить
Наши тяжкие мученья,
Ты к нам пришел, как вождь, разбить
Врагов рабочего движенья…
…Нам не забыть твоих страданий,
Что перенес, ты, вождь, за нас.

Страдающий Аким.
Ты жертвой стал…

«В.Ленину»

В другом стихотворении Ленин преподносится как спаситель страдающего народа, пророк, исполнитель вековечных мечтаний:

Великий вождь железной Рати,
Всех угнетенных друг и брат,
Спаявший в пламени распятий
Крестьян, рабочих и солдат.

Брихничев И.
«В.И.Ленину»

Непобедимый вестник мира,
Венчанный терном клеветы,
Пророк, вонзивший меч в вампира,
Свершитель огненной мечты.

«Ленин был и будет, – писала газета «Гудок» после смерти вождя, – даже после своей физической смерти вождем нового человечества, глашатаем, пророком, творцом нового мира». Образ Ленина начал очень быстро обретать божественные черты С одной стороны, он – простой земной человек, мягкий, демократичный в общении, любящий детей и животных. С другой – это суровый вождь революции, грозный мессия, повелевающий судьбами мира. То есть налицо «богочеловечность» вождя, соединение в нем двух начал – божественного и человеческого. Тем более, что покушение на Ленина в 1918 г. истолковывалось как сакральная жертва, еще больше приближавшая образ Ленина к Богу.
a5724d839a25361305fddc20e4f_prev
Вожди партии у первого временного мавзолея Ленина.

Уверенность в бессмертии Ленина прежде всего воплотилась в народном сознании. Так, вятские крестьяне считали, что Ленин лишь притворился мертвым – хочет посмотреть, как без него управляется страна. По договоренности с «главным советским врачом» народу объявили, что Ленин умер, и положили его тело «в амбаришко, марзолей называется», а сверху прикрыли стеклом, «чтобы пальцем никто не тыкал». По ночам Ленин встает и уходит из «марзолея» – заходит в Кремль, посещает заводы, проверяет, как идут дела в деревне. «Теперь уже наверно скоро проснется. Вот радость-то будет».

Похороны Ленина. 1924 г.

После смерти Ленина в его память происходит масштабное переименование городов, селений, площадей, улиц, переулков, присвоение его имени предприятиям и организациям. Возникли предложения предложить руководству поселков и малых городов взять по одному беспризорному мальчику, воспитать его «в духе ленинизма» и присвоить фамилию «ИЛЬИЧ», заменить слово «рабочий» производным от «Ленин», переименовать воскресенье в «ЛЕНИНДЕНЬ» и посвятить его изучению ленинизма (т.е. налицо замена православного воскресенья на день, посвященный новому богу). Начинается широкомасштабная установка памятников вождю по всей стране (возникло предложение поставить на Красной площади Москвы стометровую статую Ленина). Выходили тысячи книг, посвященных Ленину, его статей и работ, стремительно становящихся новым священным писанием. «Мы просим, – обращались крестьяне через газету к руководству страны через год после смерти Ленина, – чтобы выпустили книжку о жизни и делах дорогого тов. Ленина и его заветы, чтобы эта книжка была бы нам заместо евангелия». После таких признаний становится понятным, почему, начиная с 1920-х гг. и даже в годы Великой Отечественной войны, в некоторых крестьянских избах фотопортрет Ленина нередко помещался в красный угол, рядом с иконами.
578711045
Ленинская комната.

Через несколько дней после смерти Ленина руководители партии, невзирая на сопротивление членов партии, приняли решение о сохранении навечно его тела в специальном склепе на Красной площади. Как писали тогда Мавзолей с останками вождя в будущем должен был превратиться в «место паломничества всего свободного человечества» и затмить собою святыни Мекки и Иерусалима. А.Щусевым (создателем проекта Марфо-Мариинской обители), представлял собой модель зиккурата – символа вечности. В итоге мумифицирование Ленина и создание мавзолея, совпавшее по времени с массовым вскрытием и осквернением мощей, дало людям новую гробницу, они же определили и основную цель сооружения Мавзолея как «пирамиды-музея»: дать гражданам объект поклонения – еще одни мощи, но теперь уже «настоящие».
123prokhorovuwhhjuwerwer
Саркофаг с телом Ленина в мавзолее.

Лежащее в гробу «как живое» тело вождя производило на «верующих коммунистов» гораздо более сильное впечатление, чем его образ на картинах или плакатах. Мавзолей демонстрировал единство Ленина и партии максимально наглядным, магическим способом: новые партийные руководители стояли на трибуне Мавзолея, а под их ногами, несколькими метрами ниже, лежало тело основателя партии. Регулярно проходившие перед Мавзолеем военные парады и демонстрации – крестные ходы с рапортами о трудовых свершениях были адресованы и тем, кто стоял на его трибуне, и тому, кто лежал в саркофаге в его недрах. Таким образом, мавзолей становился памятником и могилой вечно живого бога. Не случайно в советских газетах мавзолей называли «святыней», «неиссякаемым источником революционной энергии». Вокруг мавзолея начинают складываться ритуалы – к нему приходят космонавты перед полетами, молодожены в день свадьбы возлагают к мавзолею цветы.
Ленин
Мавзолей Ленина

После смерти Ленина его культ продолжает развиваться. Ленин преподносится как бессмертный, всепроникающий дух. «Ленин всегда живой. Ленин всегда с тобой. Ленин в тебе и во мне» пелось в популярной песне тех лет. В журнале «Огонек» уже в 1940-е годы предлагалось, если случилась семейная неприятность, не ладится на производстве, наступил упадок духа, придти в мавзолей или просто постоять у мавзолея на Красной площади и депрессия уйдет, проблемы решатся. В рабочей среде родилась традиция приносить к мавзолею записки с просьбами и жалобами к Ленину (так же как сегодня верующие оставляют на могилах святых и праведников записки с молитвами и прошениями).

Похороны Сталина. 1953 г.

Примечательный случай произошел на XXII съезде партии в 1961 г., на котором обсуждался вопрос о выносе тела Сталина из мавзолея. Выступавшая с трибуны съезда Дора Лазуркина призналась: «Я всегда в сердце ношу Ильича и всегда, товарищи, в самые трудны минуты только потому и выжила, что у меня в сердце был Ильич и я с ним советовалась, как быть. Вчера я советовалась с Ильичом, будто бы он передо мною, как живой стоял и сказал: мне неприятно быть рядом со Сталиным, который столько бед принес партии». Ее выступление приветствовалось бурными аплодисментами.
c25aaeb53898
Рядом с культом Ленина возникает, по аналогии с христианством, культ «мучеников», «преподобных», «праведных» - людей, погибших за дело революции или посвятивших ему всю жизнь. Это комиссары, коммунисты, революционные деятели. Наиболее значимых хоронят вокруг мавзолея, как вокруг храма.

Последнее выступление Сталина. 1952 г.

Возникают «святые места», связанные с жизнью и деятельностью Ленина и его соратников. В их честь переименовываются улицы, площади, города, области. В каждой воинской части, на каждом заводе, в каждом колхозе и совхозе устраиваются «часовни» - ленинские комнаты, «красные уголки», само название последних отсылает нас к «красным углам» изб, где был киот с иконами и висела лампада.
547487
Красный уголок (реконструкция)

Сами комнаты и «красные уголки» устраиваются по принципу храма – на главной стене размещается «иконостас» - несколько рядов фотографий членов политбюро ЦК КПСС, над которыми помещается большой портрет Ленина. Перед «иконостасом» устраивается «солея» (стол президиума) и «амвон» - трибуна для выступлений. Стены комнаты или уголка украшаются плакатами, изображающими картины «священной истории» - победы и завоевания советской власти. В 1937 году выходит «катехизис» новой религии – «Краткий курс истории ВКП (б)», где представлена «каноническая версия» событий, отныне не подвергаемых сомнению.
VDNH_1939
Усиление культа вождей и культа партии было прямо пропорционально давлению на Церковь. Одну, истинную, религию насильственно сменяли другой, основанной на вере в вождя бога и партию-церковь. Однако в процессе борьбы коммунистическая идеология и обрядность хоть и испытала сильное влияние своего противника, не смогла продержаться больше 70 лет.
worker4
До сих пор старые коммунисты не могут примириться с тем, что их детище, их «красная церковь» пала не в тяжелом бою, не потому, что священники и верующие взрывали клубы, разоряли ленинские комнаты и расстреливали партийцев, а была просто закрыта, как прогоревший магазин. И все встали и разошлись. Оказалось, что сражаться не за что. Оказалось, что связь с религией стала такой прочной, что религия, ослабевая в 1940-1970-е годы, потянула за собой и Компартию. А партия без культа, без метафизики и онтологии оказалась просто сборищем карьеристов и тех, кто живет по инерции в той самой хате, которая с краю. И партия исчезла. И то, что сегодня именуется КПРФ есть изощренное издевательство над трупом и памятью молодости еще живых ветеранов.

  • 1
Надо ли так понимать, выявленная религиозность коммунистической традиции российского толка важнее современных секулярных тенденций, всю силу которых стране, государству и обществу ещё предстоит испытать, поэтому мумию вождя не выносят из сооружения на Красной площади и никак не похоронят?

  • 1
?

Log in

No account? Create an account