Previous Entry Share Next Entry
НОВЫЕ ПРАКТИКИ
boris_yakemenko
В столице Греции проходит масштабная конференция «Электронные СМИ и православное душепопечение», в которой участвуют представители церквей со всего мира.

Одной из обсуждаемых тем стал вопрос о том, можно ли исповедоваться и получать отпущение грехов по «Скайпу» или телефону в тех случаях, когда духовный наставник находится на большом расстоянии или в другой стране. Президиум конференции в лице протопресвитера Патрика О'Греди из Калифорнии отказался одобрить подобную практику, призвав верующих для исповеди постараться лично встретиться с православным священником для совершения таинства исповеди. Вместе с тем, современные средства связи были названы подходящим инструментом общения на духовные темы в тех случаях, когда речь не идет о совершении с их помощью таинств. http://www.ridus.ru/news/184926

Это вопрос, который неизбежно должен был возникнуть и, очевидно, будет возникать еще и еще. Интернет-вселенная все настойчивее вторгается в повседневное профанное и, тем более, в сакральное пространство в рамках процесса протестантизации религиозного пространства (об этом недавно вышедшая книга вашего покорного слуги http://boris-yakemenko.livejournal.com/506892.html) и определять свое отношение к этим вторжениям Церкви необходимо. Тем более, что «новации», которые мы наблюдаем вокруг, заставляют насторожиться.

В США в протестантской среде уже считается почти нормальным, когда уровень достатка, процветания, успешности человека становятся критерием уровня религиозного усердия. Исследователь Р.Лункин обращает внимание на то, что крупные протестантские направления (как, например, пятидесятники или харизматы) «утверждают: не можешь обрести благополучие и здоровье, значит, Бог тебя не избрал. Из уст проповедников звучали самые крайние и даже абсурдные идеи о возможности спасения только для богатых и здоровых христиан… Молодые харизматические общины воспринимают коммерческий успех как Божье благословение, и если в обыденной жизни верующий испытывает материальную нужду или же физические страдания, то пастор может поставить под сомнение его веру… В бразильской Всемирной Церкви Божьей верующий должен напрямую просить у Бога конкретных материальных благ, называя в молитвах размер зарплаты и марку автомашины. Среди описаний обращений членов Церкви и того, чего они достигли, став христианами, можно прочитать такие фразы: «У меня большие финансовые благословения», «Иисус помог мне начать свой собственный бизнес». (См. Лункин Р. Протестантизм и глобализация на просторах Евразии. В сб. Религия и глобализация на просторах Евразии. М., 2009. Сс.102-104). То есть налицо создающееся на наших глазах «богословие процветания и успеха».

Развивается и "богословие комфортной повседневности". Во многих американских церквях Причастие уже упаковывают как фастфуд, чтобы удобнее было брать и носить с собой, чтобы причаститься в любом месте.
(без названия)
В одной из шведских церквей во время ежегодной проповеди, посвященной началу сезона лосиной охоты, пастор Мария Карлссон прочла проповедь в костюме лося. Свой поступок она пояснила желанием прочитать проповедь «с точки зрения лося». «Прихожанам необычный наряд пастора понравился». http://lenta.ru/news/2013/10/18/elk/

Еще один пастор К.Гросс, основал «порноцерковь» (http://www.wikireality.ru/wiki/Xxxchurch.com)

и приохотился посещать разнообразные порноакции, где раздает всем желающим специально изданный им Новый Завет с обложкой, на которой написано: «Иисус любит порнозвезд». (http://www.religare.ru/2_42546.html).

В российском-интернет пространстве потихоньку появляются виртуальные часовни, где можно поставить виртуальные свечи (http://claus.msk.ru/, http://alefa.ru/chasovnya), возникают исповеди-онлайн (http://ispoved-online.ru/), где можно, не напрягаясь, исповедоваться. То есть вода точит камень.

Поэтому отказ одобрить практику исповеди по скайпу стал важным ответом и важной оценкой того столкновения виртуального и реального миров, которые мы сегодня наблюдаем. Невозможно представить, где мы окажемся, если указанные выше практики получат самое широкое распространение.

?

Log in

No account? Create an account