Previous Entry Share Next Entry
УТОПИЯ
boris_yakemenko
"...Так вы все таки верите
в Новый Иерусалим ?
- Верую, - твердо ответил
Раскольников ..."

Ф.М.Достоевский.
"Преступление и наказание"


Ф.М.Достоевский говорил, что о человеке судят по тому, о чем он мечтает. Мечта человека определяет его стремления, цель его жизни в целом или отдельных ее периодов. Человек идет за мечтой снизу вверх, все выше и выше, это возвышает его над собой и над другими, отличает его от всех, строит его личность. Реализация (хотя бы отчасти) мечты дает возможность поверить в себя, раскрыть в себе новые качества. «Блажен живущий иногда в будущем; блажен живущий в мечтании», - писал Радищев.
Мечта народа, государства – это Утопия. Утопия это образ будущего, образ сверхъестественный, дерзкий, это мера внутренних сил, мера смелости народа, ибо для того, чтобы мечты были грандиозны, нужна смелость души, нужна внутренняя широта и размах. Взгляд на страну, на себя из утопии помогает многие вещи увидеть совсем иначе, пересмотреть их. Об этом свидетельствуют Платон, Данте, Рабле, Мор, Кампанелла, Гете, Фенелон, Руссо, Жорес, Т. де Шардена и многие другие. Однако только Россия не просто мечтала, а столетиями жила на грани реальности и утопии.

Грандиозная мечта о Москве, как третьем Риме, родившаяся в конце XV столетия и описанная старцем Филофеем, дала мощный импульс к поиску собственного исторического и духовного пути, поиску смысла дальнейшего существования. Она оказалась настолько органична складу русского общественного сознания и настолько ярко и логично объясняла многие политические события, что о ней постоянно вспоминают во многих официальных документах и сочинениях XVI - XVII веков – «Казанской истории», уложенной грамоте об учреждении патриаршества в России и пр. Во многом именно эта утопическая идея в значительной степени влияла на восприятие общественным сознанием средневекового общества многих процессов русской и зарубежной политической истории.

Эпоха Ивана Грозного стала временем активного воплощения этой мечты. Д.С.Лихачев писал, что «Стоглав и книгопечатание, "Домострой" и "Степенная книга", надеялись, упразднят культурные различия в обществе, "Четьи-Минеи" соберут всю читаемую литературу, даже расположат ее по дням года ... сама история вот - вот закончится, ибо в мире полной ... упорядоченности не останется места, а для событий, случайностей, различий». Однако увидеть исполнение вселенской мечты Грозному не удалось и тогда он сузил ее до размеров «личного пространства», противопоставленного всем остальным царствам в опричнине (значение слова “опричь” - “напротив”, “кроме”, “по сравнению с”).

Страшные потрясения опричнины, а затем и Смуты не смогли поколебать в людях веру в мечту, не смогли заставить прекратить создавать Утопию. В XVII столетии она выражалась в стремлении увидеть Россию в границах Византии и в статусе всемирного православного царства. Старообрядцы продолжали стремиться к чистоте Третьего Рима «великое же российское царство, Третий Рим, благочестием всех превзыде, и все благочестие в него во едино собрася...», как писал инок Сергий, отправлялись на поиски благодатного «Опоньского царства», «Беловодья», «Града Китежа», где праведники «токмо о нас печалуют, день и нощь об отступлении нашем к Богу». А царь Алексей Михайлович в то же время всерьез мечтает освободить от Османского владычества Палестину, православный Восток и присоединить их к своему царству, искренне верит, что в недалеком будущем ему или его преемникам суждено владеть самим Константинополем и быть властителем всех народов, томящихся под османским игом. Не случайно он просил прислать ему с Востока «Судебник» и «Чиновник всему царскому чину прежних царей греческих», то есть искренне готовился к коронации на престол Византийских императоров. Из Константинополя по заказу царя были даже выписаны яблоко и диадема, сделанные «против образца благочестивого греческого царя Константина».

В XVIII столетии утопию воплощают Петр Первый (в образе правильного европейского государства с идеальным городом-столицей Петербургом) и особенно Екатерина Великая, сделавшая утопию главной творческой силой своего правления. Составляя знаменитый «Наказ» императрица сразу ставила максимально высокую планку: «Боже сохрани чтобы после окончания сего законодательства был какой народ более справедлив и следовательно более процветающ на земле». Она планирует полное изменение человека через воспитание нескольких поколений на одних и тех же фундаментальных и справедливых законах, базирующихся на христианской идее. Грандиозность этих планов была настолько впечатляюща, что знаменитый Дидро писал императрице: «Как прежде любопытные ездили в Лакедемонию, Египет и Грецию, так теперь станут ездить в Россию, только любопытство их будет более оправдано».

Знаменитое путешествие Екатерины по Новороссии выстраивается как поездка через страну воплощенной мечты. Вопреки расхожему мнению, что Потемкин строил свои деревни для того, чтобы обмануть императрицу, Екатерина знала, что никаких деревень нет – ей показывали цветущую и благодатную страну будущего. Не случайно как-то во время игры в буриме Екатерина, развернув бумажку с надписью «мои воздушные замки» приписала: «они не в воздухе, я каждый день к ним чего-нибудь пристраиваю». Наконец утопические идеи стали настолько масштабны, что в Европе всерьез поговаривают о претензиях России на мировое господство. И это было близко к истине. Случайно ли близкий к Екатерине П.Зубов составил карту будущей Европы, на которой не было Швеции, Пруссии, Австрии, Польши, Дании, Турции? Они были включены в состав Российской империи с шестью столицами - Петербургом, Москвой, Астраханью, Веной, Константинополем и Берлином.
С воцарением Александра I Утопия приобретает сугубо религиозный, мессианский характер. «Новый Александр Великий» проводит грандиозные реформы, а затем, после Отечественной войны 1812-1814 годов им овладевает идея создания грандиозного христианского союза государств. По точному выражению Г.Флоровского «Священный союз» должен был стать предтечей Тысячелетнего царства Христа. Утопические идеи активно обсуждаются и обогащаются в литературе. С этой точки зрения чрезвычайно любопытно фантастическое сочинение Ф.Булгарина «Сцена из частной жизни в 2028 году от Рождества Христова». Герой сцены, живущий в нашем с вами времени, с ужасом узнает о нравах XIX века из найденной им книги Булгарина и поражается тому, что в XIX столетии можно было говорить на другом языке, кроме родного, а промышленное сырье страны, населенной ста миллионами "просвещенных жителей", не распродавалось иностранцам (!). Эту же мечту о совершенном будущем хотел воплотить Гоголь во второй части «Мертвых душ», показав полное духовное преображение не только Чичикова, но и окружающего его мира. «Блажен тот, кто живет в здешней жизни счастьем нездешней жизни», - писал Гоголь.

Про «сверхъестественный» российский утопизм первой четверти ХХ века написано очень много. Ожиданием вселенского преображения, изменения мира и человека была проникнута не только политическая жизнь, но философия, искусство и литература. Н.Федоров, В.Соловьев, Э.Циолковский, В.Вернадский П.Флоренский, Н.Рожков, В.Муравьев, Н.Сетнитский видели и разрабатывали самые разные стороны этой грандиозной мечты. Им вторили в художественных формах, в «утопическом понятии искусства, возвращенного в состояние чистого созидательного динамизма» поэты В.Хлебников, В.Маяковский, А.Крученых, Д.Бурлюк, художники М.Филонов, М.Ларионов, К.Малевич, В. Татлин, М.Матюшин, стремившиеся дать человеку новое видение мира. Тот же Матюшин понимал это новое видение в прямом смысле и разрабатывал систему «расширенного смотрения», которая должна была обеспечить круговое зрение.

В.Кандинский приглашает архитекторов со всего мира принять участие в постройке сооружения, которое он предполагает назвать «Великая Утопия», Татлин работает над своей грандиозной «Башней», А.Авраамов (Реварсавр) исполняет на заводских гудках Москвы грандиозную симфонию. На страницах фантастических романов А.Толстого (Аэлита) и Н.Богданова (Красная звезда, написан еще в 1908 г.) жители новой России штурмуют и заселяют Марс, «новая биология» Енчмена готовит создание нового биологического типа человека, способного жить в космосе без скафандров. Мечты об этой биологии нашли свое отражение в знаменитых булгаковских произведениях «Роковые яйца» и «Собачье сердце». Не случайно Б.Расселл отмечал сходство большевистской России и Республики Платона.

Сталин является прямым продолжателем многих грандиозных идей. Кстати, именно их грандиозность, стремление к всеобщему счастью, к воплощению коммунистического рая на земле привело к тому, что общество согласилось с теми грандиозными жертвами, которые были принесены во имя воплощения мечты. Расхожий постулат о том, что Сталин запугал миллионы людей, согнул страну в бараний рог и пил из него кровь, является абсолютно надуманным. Запуганные до смерти, забитые, трясущиеся от страха по квартирам и каждую ночь ждущие под окно «черную марусю» рабы не смогли бы достичь таких колоссальных успехов. Хорошо известно, что рабский труд не производителен, а труд трусливого раба, ненавидящего хозяина, втройне. Эти рабы не смогли бы за 20 с небольшим лет полностью преобразовать страну, а затем победить одного из самых страшных и беспощадных врагов в истории.

Сталинская эпоха стала фундаментом последней коммунистической утопии Хрущева, который объявил, что она наступит через 20 лет. В стране будет самый высокий в мире уровень жизни, исчезнут национальные различия, сгинет религия, сотрутся грани между городом и деревней, исчезнут классы, возникнет «всенародное государство» без государства, где править будут сами граждане. Грандиозные прорывы, толчок к которым дала мечта (первый спутник, полет Гагарина, достижения в области атомной физики и электроники и пр.) заставили многих на Западе начать учить русский язык, а отдельные западные интеллектуалы всерьез одолеваются сомнениями о правильности капиталистического пути.

Не случайно именно в эпоху Хрущева невиданный подъем переживает научная фантастика. Многие помнят «Туманность Андромеды» И.Ефремова, книгу, написанную почти сразу после «освободительного» XX съезда КПСС и посвященную коммунистической Земле XXX века. Вся последующая эпоха Брежнева-Черненко это пикник на развалинах предыдущих Утопий, проживание наследства, постоянное понижение планки, в результате чего мечта о жизни во вселенной и полетах на Марс съежилась до мечты о жизни в панельной «двушке» и поездок в лес на «москвиченке». А Канта, Соловьева, Бердяева, Метерлинка и десятков других (круг чтения интеллектуалов 40-начала 60-х гг. хорошо виден по С.Волкову «У монастырских стен») сменили поэты-песенники Окуджава, Галич и Визбор, которые при всем уважении не осмысляли действительность так, как Соловьев.

Сегодняшняя эпоха, восстановив очень многое после либеральной оккупации 1990-х, не восстановила и не дала Мечту. Сегодня у нас нет Утопии, мы не пытаемся взглянуть на себя хотя бы из 2063 года, а глядим максимум из конца нынешнего. И это чувствуется во всем. Оттого, например, грандиозное строительство вызывает негодование, зависть или просто снисходительно принимается, но не вызывает гордости, ибо оно не продукт мечты, не продукт Грандиозной Идеи, не прорыв будущего в настоящее, а памятник вложенным деньгам в целом и лично заказчику в частности, памятник оборотистой минуте, а не вечности. Поэтому главная мысль при взгляде на большинство проявлений нынешней жизни «сколько же в это вбухано?» И все. Оттого подзаборна литература, убога и ничтожна живопись, примитивна музыка. Нет Утопии, а значит нет тайны, нет ощущения чего-то нераскрытого, нет недосказанности, нет необходимости домысливать – все понятно и приземленно. «Отсутствие мечты губит народ», - говорил Д.Ф.Кеннеди. И этот губительный процесс виден хотя бы в том, что великий народ, великая страна, победившие фашизм, не могут годами победить трусливых коррупционеров и коммунальные неплатежи.

Сегодня нам нужна Утопия. Грандиозная утопия в конкретном образе, ибо сейчас идет эпоха неконкретности. Как та мечта о спасении и возрождении империи, что воплощена в постройках Хофбурга в Вене, как мечта о России как Святой Земле, памятью о которой стоит Годуновская колокольня Ивана Великого в Кремле. Мечта о грядущей России должна быть сколь угодно грандиозной и фантастичной, но она должна быть. Нельзя бояться собственной смелости и трусливых «критиков» из-под Интернет-забора. Иначе всю жизнь будем давить тараканов на политической и экономической коммунальной кухне. Если нас устраивает роль дезинсекторов, то мы на правильном пути.

  • 1
Хороший текст, и в тоже время грустный. По мне, он как раз показывает, что все утопии разбиваются раз за разом вдребезги, и героически-трагическая история нашего богоспасаемого Отечества тому подтверждение.

Вы почему-то забыли упомянуть ещё одну Утопию, которую пережили мы с вами уже совсем недавно - Утопию либерализма, и это была последняя Утопия, которую себе пыталась привить наша страна и общество.

Но по всей видимости, у нас выработался такой устойчивый иммунитет к утопиям, что эта совсем быстро отвалилась.

И да, вы совершенно правы - мы наконец-то не живём в Утопии, а живём в реальном мире как он есть на самом деле. И слава Богу, что не осталось больше никаких утопий в мире - мы их все перепробовали, а сочинить новые человечество более не в состоянии - при всём разнообразии человеческих фантазий, формы общественного общежития и целеполагания довольно-таки ограничены.

Касаемо вашей этой заметки, у меня в голове свербит мысль, что на самом деле всякого рода требования идущие с разных сторон о том, что в стране должна быть некая закреплённая даже в Конституции идеология (Утопия, если хотите) - это есть ничто иное, как требование горделивого и тщеславного человеческого ума на то, чтобы его частные личные воззрения возобладали над всеми остальными. Да, это то самое утопическое беснование Петра Алексеевича увлечённого Лейбницем и идеями регулярного государства, которое через ломку хребта обществу утверждает себя и свою гордыню. То, что после Петра осталась разруха и страна зализывала 35 лет раны им нанесённые - за красивой петровской утопией не вспоминают, ровно как и то, что Смута была следствием утопии "Третьего Рима", брежневский застой и последовавшая за ним катастройка - это зализывание ран утопии коммунизма.

Вот и выходит, что самая лучшая Утопия, это та Утопия, после которой не надо всем миром зализывать раны.

В общем, я противник каких-либо новых утопических экспериментов. Пусть лучше остаётся так, как есть - единство в многообразии, тем более, что никто не мешает в своей частной жизни следовать любым утопическим идеям, и даже организовывать общины, общества и предприятия на основе таких идей, как это было в истории с "родовыми поселениями" любителей "Анастасии". Тут важно только отсекать всякое анти-человеческое - в этом и состоит идеологическая задача общества.

Что касается мечты о грядущей России, то давайте будем честными - ресурсов в мире осталось лет на 100, и этот век будет последним веком жирующего человечества. И уж если разрабатывать теории грядущей России, то это должна быть теория России живущей в глобальном хаосе ресурсного голода и ресурсных войн с одной стороны, а с другой стороны это должна быть Россия максимально экономно расходующая свои ресурсы, особенно водные и энергетические.

Нового дивного мира не будет. Он уже наступил - далее распад и энтропия.

Но текст хороший - я к себе утащу, но со своим комментарием.

Христианство учит, что царство Божие на Земле недостижимо. Принципиально. И опять таки. грех гордыни имеется, знаете такой? Придумывая Утопии, человек вместо постижения Замысла Божьего (трудами и молитвами) тщится сам выполнить роль Бога. Придумать, каким должен быть этот мир.

Не приходится удивляться,что мир этому сопротивляется и жестоко наказывает гордецов. Возвращая все на круги своя.

Ведь после каждой смуты и неустроения, вызванного попытками нахрапом воплотить Утопию, развитие государства начинается в буквальном смысле с того же места, с того же момента, в который решили воплотить Утопию-ведь реальные то проблемы не решаются, развитие на момент утопических скаканий тормозится, если не вовсе останавливается.

Иногда кажется, что развитие вообще возможно только тогда, когда все гордецы будут наказаны и убраны со сцены. и останутся только люди, прислушивающиеся к Богу. К реальности.


Значит, развитие невозможно)) но оно все-таки есть, невзирая на гордецов)

возможно. просто идейные время от время убивают друг друга. кто раньше утопистов у себя выморит-тот и побеждает в конечном итоге.

Оказывается, все зло от утопистов. Выморил их - и живешь спокойно ))

Сталин допустим, не строил утопию. Он решал конкретную проблему.
О том, что мир ждет новая мировая война, всем было понятно с 20х годов. Если даже не еще раньше. И о том, что СССР ее предотвратить не сможет, и вообще, неважно, какой будет Россия-капиталистической или социалистической - война все равно будет - тоже все понимали.

Русско-японская и первая мировая наглядно показали, какие шансы на успех "старой" России имеются. тут речи даже о выживании не могло идти.
Так что Сталин не строил утопию. Он отвечал на конкретный вызов реальности-выжить в войне. Отсюда упор на индустриализацию в кратчайшие сроки, отсюда упор на всеобщее образование, особенно в технический уклон, отсюда коллективизация, отсюда сотрудничество с империалистами во время мирового экономического кризиса, отказ от мировых рывалюциий, отказ от излишне утопических представлений о коммунизме в вопросах товарно денежных отношений, а также собственности. И репрессии,кстати, вызваны были вовсе не чьими то утопическими идеями или личными качествами; а явились следствием устройства системы управления государством, полученной в наследство от начального,революционного периода.

Система связей патрон-клиент - всегда вызывает периодические чистки, так было в Риме, так было в некоторых странах Европы в средние века, так было и при Сталине.

никаких утопий и мечт. Сталин не терпел утопий и лично. Среди репрессированных полно граждан, которые влетели за разбазаривание народных средств на бредовые утопии.

Edited at 2015-05-14 10:00 am (UTC)

А откуда такая уверенность при утверждениях, чего терпел Сталин и чего нет? Я привык доверять источникам. Есть источники, свидетельства, документы?

да! да! да!
СПАСИБО!

А вот Хрушев тот да. решил вернуться к утопическим идеям. результаты? сельское хозяйство он разорил. поставил государство на грань ядерной войны, истощил ресурсы на развитие рывалюций где попало. Систему управления партократическую патрон-клиентскую восстановил снова.

в конечном итоге это все и привело.. к развалу СССР.

Через 30 лет привело)

А по-моему Союз развалился, как раз таки, из-за кончины той самой Утопии...
Хрущев пообещал народу к 80-му году коммунизм, но не случилось.
Утопия умерла, а вместе с ней и проект.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account