Previous Entry Share Next Entry
ПЕРСПЕКТИВЫ ВРЕМЕН
boris_yakemenko
Военные конфликты, падение жизненного уровня, сильнейшие геополитические потрясения во всем мире свидетельствуют о том, что мир вступил на ключевой цивилизационный порог, за которым грядут фундаментальные перемены. Время сжимается. Напомним, что каменный век продолжался сотни тысяч лет, формы топоров и рубил не менялись столетиями. Рабство было несколько тысяч лет, феодализм тысячу, а капитализм семьсот или восемьсот лет. Век техники начался чуть больше века назад, век компьютеров – сорок, а цифровых технологий и виртуальной реальности – около двадцати лет назад. Сегодня модель машины, компьютера, телефона меняется дважды в месяц, дальше они будут меняться раз в два дня. Скорость движения истории все время возрастает. И за всем нужно успевать следить, во всем разбираться, иначе отстанешь и будешь никем. Значит, следующая эпоха продлится пять лет, та, что за ней - год, потом месяц, неделю… В принципе, опытный глаз уже может увидеть конец спирали, ввинченный в вечность. Так, С.П.Капица, посвятивший ускорению исторического времени специальную работу, считает, что роковой рубеж пройден в 1995 г. и теперь все будет идти только быстрее и быстрее.

Время ускоряется, а вместе с этим все больше и больше становится отставших, упавших, обессилевших, вчерашних (именно они сегодня и выходят на улицы). Одновременно сложность приборов, механизмов, систем пришла к тому рубежу, когда они перестают работать. То есть в космической ракете на орбите всегда что-то не работает, но в одном случае это не горит лампочка на тумблере, а в другом замыкает жизненно важный механизм при приземлении или взлете. Это значит, что мы сегодня уже не можем их контролировать и идем по единственному пути - делаем нейрокомпьютеры, чтобы системы начинали думать сами, принимать самостоятельные решения и контролировать себя. То здесь, то там можно услышать голоса: «Все, прогресс идет сам. Мы больше не влияем на него». То есть скоро появится еще одна цивилизация, которая еще успеет поспорить с нами о том, кто кого создал. А потом время сойдется в точку, мы столкнемся сами с собой, произойдет «Большой цивилизационный» взрыв и начнется новая эпоха. Хокинг напишет еще одну книгу. Откровение Хокинга. Апокалипсис настоящего. И сквозь громы и бури, под иерихонские трубы, мы, истоптанные копытами рыжих и бледных коней, протиснемся в игольное ушко из одной эпохи в другую, из этого истекшего времени в иное и новое. Какое будет это новое время, сегодня идут активные споры футурологов. Но, судя по тому, как дается нам расставание, оно будет не просто иным, а принципиально иным. Как в «Апокалипсисе» «И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое». (Откр.21, 5)

Расставание, как видим, дается тяжело. Новая эпоха наступает не бескровно. Но, вполне возможно, что мы входим в эпоху Возрождения. После всех восстаний, взрывов, смертей и катастроф мы очнемся в новом времени заплаканные от счастья оттого, что мы живы, оттого, что еще целы родники настоящей кисти, слова, жеста, настоящей жизни. Как писали авторы запрещенного в наше время в России либеральной цензурой «Романа о Петре и Февронии»: «Мы вновь научимся ценить подлинное, неподдельное, искреннее, живое, мы поднимем любовь на тот пьедестал, с которого сами же ее и свергли и поклонимся ей, хранительнице сердец, нечаянной радости, неневестной невесте. Мы наконец то отзовемся на стук, откроем и впустим, шагнем в картины Левитана, увидим полет пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения и будем бродить у монастырских стен по вечерним лугам, плывущим в прохладном тумане. Будем замирать над вечным покоем, будем собирать камни и чувствовать нежные пальцы в своей руке, будем слушать прекрасную музыку, оглядываться и не верить: «Боже, что это было?»»

Пусть это будет не столь романтично, но, тем не менее, история дает нам возможность поверить, что это возможно. На арабское завоевание и темные века раннего средневековья Европа ответила эпохой Возрождения, а Русь на разорение монголов четырнадцатым веком, веком предвозрождения, веком исихазма, светящихся нетварным светом из глубин сумрачных храмов легких, чистых, сплетенных из разноцветных небесных лучей икон, десятками монастырей, великими именами Донского, Храброго, Грека, Рублева, Радонежского, Прилуцкого, Белозерского, Пермского, переводами с греческого и плачами о донском побоище. Галломанский, пришлый, офранцузившийся и онемеченный восемнадцатый век в конце концов мучительно разрешился от исторической немоты Оптинскими старцами, Пушкиным, Лермонтовым, смеющимся горьким словом Гоголем, Достоевским, Толстым и сотнями других. ХХ век убрал из человека дух, веру в личную вечность, изгнал из сердца ощущение бесконечности, протяженности человека и, как писал Иустин Попович, утвердил один-единственный постулат – смерть есть необходимость. Весь век люди умывали друг друга собственной кровью, разрушали церкви и дворцы, расстреливали и вешали. Все вокруг исполнилось страданием и боль скользила по каждому лучу, который устремлялся к земле из зазвездных глубин. И вот за сто лет нас было убито больше, чем за всю историю человечества, наша душа одичала, посланная нами паломничать по безднам, беспутью и дебрям, и вернулась в тесное тело израненная, обессилевшая, с пустой котомкой… Столетия хватило, чтобы люди осознали себя проклятием собственного, человеческого рода и поняли, что все должно быть иначе.

Новая эпоха преодолеет два принципиальных разрыва. Человека передового и человека отставшего и человека и техники. Уже сейчас человечество очень уязвимо. Энергия атомного реактора такова, что поражаются сразу огромные территории и тысячи людей. Масштабы электронных систем таковы, что сбой в электронной банковской сфере, отказ систем поддержки сотовой связи, зависание почтового сервера ведут к параличу жизненных процессов сотен тысяч людей. Грид-технологии, стремящиеся ввести всю мировую информацию в один компьютер увеличивают эти риски в несколько раз. ХХ век разрушил гуманистический миф о том, что спасение человека в технике и комфорте. Когда сто лет назад Титаник уходил в ледяные воды Атлантики, это был первый стук в дверь. Но его не услышали. А сегодня социологи всерьез озабочены тем, что уровень удовлетворенности жизнью на Западе последние 15 лет не растет, хотя уровень техники вырос в разы. На наших глазах рушится новый миф о том, что спасение в информации и виртуальной реальности. Но смертельная радиация идет не из компьютера, а извне и в экран от нее не спрячешься. И трясет здесь, а не там. Землетрясение в том же Непале показало, что не все можно рассчитать и разложить по полочкам, что, говоря словами Гете «природа не делится без остатка на разум». Стихия дает урок верующим и неверующим. Первых убедила лишний раз, что человек полагает, а Бог располагает, а вторых заставила задуматься о том, что если мы сами не научимся сдерживать свой стремительный бег по времени, то его будут сдерживать нечто иное. Да так, что придется, придя в себя, долго собирать обломки.

Поэтому, следуя логике истории и урокам последних дней, в новой эпохе должен произойти поворот к классическим ценностям в культуре и этике, основываясь на которых человечество сможет обуздывать и контролировать движение и развитие цивилизации. До сего момента, если прилагать к данному вопросу категории французской «Школы «Анналов» (коллективное бессознательное), роль человека в развитии цивилизации была пассивной – цивилизация развивала его. Теперь они должны поменяться местами. Культура, развивающаяся по горизонтали, будет сдерживать прогресс, развивающийся по вертикали и в точке пересечения этих координат будет находиться человек. Промыслительно, что самые тяжелые потрясения сегодня переживают самые технологичные и высокоразвитые страны. Самые передовые люди испытывают самые обыкновенные человеческие несчастья, усугубляющиеся сознанием того, что ни Интернет, ни сотовая связь, ни говорящие роботы и механические собаки не способны заглушить боль и притупить страх. Стоит задуматься.

  • 1
Напомнили мне, пытался найти «Роман о Петре и Февронии», но все тщетно...
Может вы подскажите, где можно достать?

Edited at 2015-06-04 12:26 pm (UTC)

Нету к сожалению.

Попрошу одного человечка, у него несколько есть, пусть выложит на alib

В файле книга есть, только я не пойму, что это? И как и куда заказывать?

у меня тоже ощущение, что до дна уже совсем близко. Три дня назад зашла в кафе, в котором была с месяц назад в последний раз и вдруг обнаруживаю, что практически вся продукция обозначена знаком "без молока и глютена". Я спросила, есть ли у них в ассортименте обычные продукты, содержащие и глютен, и сахар, и молоко. Продавец просмотрела на меня с удивлением и спросила:" Вы -не аллергик? Вы уверены?". Стало не по себе и было чувство, что неаллергиков уже меньшинство. Мне навязывают фактически уязвимость, предпочтение ненатуральных продуктов, отказывают в праве ощущать себя здоровым человеком. Не знаю почему, но я была потрясена. Наверно, у нас в России такая же картина.

Так и есть. Создают барокамеру, выйти из которой уже не получится.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account