Previous Entry Share Next Entry
ЧЕРЕЗ «НО»
boris_yakemenko
В свое время, в бытность в Общественной Палате, меня настойчиво вовлекали в борьбу за сокрушаемый «Детский мир». Дескать, шедевр, Душкин и все такое. Я не вовлекался по одной простой причине. Бороться некогда надо было (пусть и предшественникам нынешних борцов) за историческую, подлинно московскую застройку этого места, за, как говорит мэр Киева Кличко, «артефаки». После того, как она (они) была (были) снесена (снесены), это место может быть застроено чем угодно. Это «что угодно» в силу «genius loci» не имеет никакой подлинной ценности, а имеет ценность выдуманную, исключительно оправдательную, присвоенную от необходимости хоть как-то встроить возникшее сооружение в рамки культуры. Иначе придется окончательно согласиться, что Москва в архитектурном большинстве это симулякр.

Так бывает не только в культуре. После того, как Чаплин был уволен с поста руководителя Отдела по взаимодействию Церкви и Общества (пусть даже и справедливо – сейчас не это важно), отдела, который под него был создан и им оформлен, его место может занять кто угодно. Этим «кем угодно» стал Щипков, хотя вполне мог стать нацбол-дугинец Малер, или таврический миссионер Люлька или «чтец Пахомов» и еще «кто угодно» из числа заслуженных приживалов церковных структур и их руководителей.

Что представляет собой Щипков, можно понять, взяв хотя бы две книги «Соборный двор» и «Религиозное измерение журналистики». Выступает против, но аккуратно. Ругает, но негромко, как человек, который перед тем, как бить в пьяном угаре канделябрами зеркала в ресторане, обязательно справится о стоимости того и другого, вдруг кутеж окажется не по средствам. Уверенно говорит вещи общеизвестные. Обязательно хвалит спонсоров и вдохновителей – «Справедливую Россию», например. Не забывает упомянуть и о лично своей роли в процессах. Если спорит, не соглашается, то непременно через «но…» «Я его не люблю, но…», «Он хороший писатель, но…», «Это прекрасно, но…» То есть никогда не поймешь, что правда – до «но» или после, но именно это и нужно, так как погода постоянно меняется не только за окном, но и в помещениях. Поэтому и либеральнейший и маргинальнейший Архангельский хорош и любительница постмодернистской грязи Кучерская неплоха, и остальные местами, да и вообще все люди - братья, надо творить добро и не делать зла, лошади кушают овес и сено, а ночью видно значительно хуже, чем днем…

Так что все правильно и закономерно. Именно эти качества во взаимодействиях нашего буколического общества и Церкви сейчас более всего необходимы.

Но…

?

Log in

No account? Create an account