Previous Entry Share Next Entry
РОЖДЕСТВО
boris_yakemenko
IMG_9663.JPG
В Рождество все немного волхвы.
В продовольственных слякоть и давка.
Из-за банки кофейной халвы
производит осаду прилавка
грудой свертков навьюченный люд:
каждый сам себе царь и верблюд.

Сетки, сумки, авоськи, кульки,
шапки, галстуки, сбитые набок.
Запах водки, хвои и трески,
мандаринов, корицы и яблок.
Хаос лиц, и не видно тропы
в Вифлеем из-за снежной крупы.

И разносчики скромных даров
в транспорт прыгают, ломятся в двери,
исчезают в провалах дворов,
даже зная, что пусто в пещере:
ни животных, ни яслей, ни Той,
над Которою – нимб золотой.

Пустота. Но при мысли о ней
видишь вдруг как бы свет ниоткуда.
Знал бы Ирод, что чем он сильней,
тем верней, неизбежнее чудо.
Постоянство такого родства –
основной механизм Рождества.

То и празднуют нынче везде,
что Его приближенье, сдвигая
все столы. Не потребность в звезде
пусть еще, но уж воля благая
в человеках видна издали,
и костры пастухи разожгли.

Валит снег; не дымят, но трубят
трубы кровель. Все лица, как пятна.
Ирод пьет. Бабы прячут ребят.
Кто грядет – никому непонятно:
мы не знаем примет, и сердца
могут вдруг не признать пришлеца.

Но, когда на дверном сквозняке
из тумана ночного густого
возникает фигура в платке,
и Младенца, и Духа Святого
ощущаешь в себе без стыда;
смотришь в небо и видишь – звезда.
(И.Бродский)

Так выглядит японское рождество

Когда Спаситель явился на свет, Ему даже не нашлось места в самом бедном человеческом жилище. В те дни, исполняя указ римского императора Августа о переписи населения Иудеи, каждая семья должна была прийти в тот город, откуда родом ее глава. Дева Мария была из рода Давидова, то есть Ее род начинался в Вифлееме, но когда Мария и Иосиф пришли туда, все гостиницы были переполнены и Матерь Божия с Обручником смогли найти крышу над головой только в хлеву-пещере. Там Дева Мария родила Иисуса Христа и, за неимением колыбели, положила Его в ясли для скота (и до сих пор детский сад для самых маленьких детей называется «ясли»).

Так выглядит индийское рождество

Первыми о рождении Спасителя узнали простые люди – пастухи, которые находились на соседнем поле и они пришли поклониться Ему. В это же время к Христу уже идут «волхвы с Востока», узнав о рождении Спасителя через явление чудесной звезды. Они рассказывают о Спасителе правителю Иудеи Ироду Великому, который, увидев в Божественном Младенце угрозу своей власти, попросил волхвов узнать все о рождении Иисуса Христа в Вифлееме и сообщить ему, чтобы и он, якобы, мог придти и поклониться рожденному Мессии.

Так выглядит тибетское Рождество

Волхвы принесли Спасителю дары - золото как Царю, ладан для благовонных воскурений как Богу, смирну (мазь, которой натирали тела покойных) как смертному человеку (и до сих пор мы дарим на день рождения и Новый год друг другу подарки), - и ушли, ничего не сообщив Ироду. Тогда разгневанный Ирод отдал приказ уничтожить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев в возрасте до двух лет. Были убиты сотни детей, почитаемых сегодня, как святые мученики, их гробница существует. Спасая Иисуса, Его Мать и Иосиф бежали в Египет и жили там до смерти Ирода.

Так выглядит Рождество у северных народов

На Руси и в России праздник Рождества по торжественности стоял на втором месте после Пасхи (на Западе он первый и главный) Канун праздника - сочельник - справляли скромно и в особняках дворян и в избах крестьян. А на следующий день начиналось святочное веселье. В эти дни было принято гадать и рядиться в медведей, свиней, козлов и разную нечисть, пугать детей и девушек. Иногда эту традицию ошибочно причисляют к православным традициям празднования Рождества, однако она никакого отношения к Православию не имеет и представляет собой сложное сплетение языческих и народных традиций и обрядов.

Так выглядит Рождество в пустыне Сахара

По настоящему православной традицией являлось «славление Христа», то есть поздравления с праздником знакомым и незнакомым. Молодежь и дети отправлялись целой процессией по улице от дома к дому, останавливались под окнами и славили родившегося Христа, распевая рождественские песнопения и колядки, желали хозяевам в песнях и прибаутках добра и благоденствия. Впереди процессии на палке несли блестящую рождественскую звезду, поэтому «славление» называлось еще «хождение со звездой». Участникам славлений хозяева домов давали угощение, соревнуясь в щедрости и хлебосольстве. Считалось дурным тоном ничего не дать и поэтому подарков было столь много, что участники процессии брали с собой большие мешки для сбора даров.

Так выглядит индейское Рождество

Неотъемлемой частью Рождественских праздников, начиная с Петровского времени, стала рождественская елка – вечнозеленое дерево, символизирующее вечную жизнь. Обычай наряжать на Рождество елку пришел к нам из Германии и был введен Петром I, но утвердился окончательно лишь через сто лет. В 30-е годы XIX века елки появились в столице в домах петербургских немцев, а публично в столице ёлки стали ставить только в 1852 году. Но к концу XIX века ёлки стали главным украшением как городских, так и деревенских домов. Перед Рождеством открывались елочные базары. «Дня за три, на рынках, на площадях, - лес елок, - вспоминал писатель И.Шмелев. - На Театральной площади, бывало, - лес. Стоят, в снегу. А снег повалит, - потерял дорогу! Мужики, в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает. Собаки в елках - будто волки, право. Костры горят, погреться. Дым столбом. Сбитенщики ходят, аукаются в елках: «Эй, сла-дкий сбитень! калачики горя-чи!..»

Так выглядит монгольское Рождество

Установка елки в доме была большим праздником. Дом наполнялся смолистым лесным запахом, неотделимым от Рождества. Из старой коробки извлекались игрушки, среди которых были забавные детские самоделки, и начиналось украшение елки. Наконец на пушистых зеленых ветках укреплялись свечи и их маленькие живые огоньки наполняли комнату теплым колеблющимся светом, превращая для детей праздник в сказочное таинство.

Так выглядит парижское Рождество

Центром Рождественского праздника была раздача подарков, которые было принято складывать под елкой. В назначенный день дети вбегали в комнату, торопясь открыть заветные пакетики с именами. «Я получила орех с сюрпризом, - вспоминала в конце XIX в. в письме к родным девочка Нюра, - в котором были часики, бабочка, коробочка для булавок и маленький стаканчик с подстаканником. И еще получила альбом для записывания стихов и книжечку-коробочку. Леля получила мячик из бычачьего пузыря, обтянутого сукном. Саня получил обезьяну, которая лазит по шнурку и маленький барабан. Митя тоже барабан и паяца».

Так выглядит таитянское Рождество

С Праздником!

?

Log in

No account? Create an account