Previous Entry Share Next Entry
О БЕДНОСТИ И БОГАТСТВЕ…
boris_yakemenko
… или действительно ли богатство безусловно греховно, а бедность безусловно спасительна?

Среди довольно значительного количества людей распространено убеждение, что богатство и достаток зло суть, а нищета и убожество априори добро есть и что все христиане должны быть нищими, поскольку нищета спасительна, а богатство погибельно. Отсюда оголтелая критика Церкви и духовенства, разговоры о пресловутых «Мерседесах» и пр.

На самом деле все, как обычно, сложнее. Среди святых было немало богатых и даже очень богатых людей. Иов, Авраам, Давид, Соломон, святитель Николай, унаследовавший богатство от родителей, Святой Симеон Мироточивый, царь Сербский, который «имел семь башен грошей и дукатов». Не бедствовали великомученик Димитрий Солунский, мученицы Татиана, Ирина, Варвара, преподобные Иоанн Дамаскин и Симеон Новый Богослов. Святой праведный Иоанн Кронштадтский носил шелковые рясы и передвигался на личном пароходе. Святой Серафим Вырицкий до 1917 года был преуспевающий коммерсант, владелец фешенебельных пушных магазинов в Петербурге. И т.д.

Теперь о сути богатства. Ни для кого не секрет, что богатство само по себе есть оружие, средство, с помощью которого можно себя погубить, а можно и прославить. «Не о богатых упоминай мне, – говорил Иоанн Златоуст, – но о тех, которые раболепствовали богатству. Иов был богат, но не служил мамоне» (Иоанн Златоуст св. Толкование на св. Матфея Евангелиста. Беседа 21. http://www.ccel.org/contrib/ru/Zlatmat1/Mat1_21.html). И Христос не говорил, что богатые вовсе не спасутся, а говорил о том, что спастись им будет трудно (Мф.19.24). Поясняя эти слова, святитель Николай Сербский отмечал, что «не потому богатому трудно войти в Царство Небесное, что он богат. Но потому, что мало кто из богачей может справиться с искушениями, которые приходят с богатством» Святитель Николай Сербский о Николае Чудотворце. http://www.brooklyn-church.org/svyatitel-nikolaj-serbskij-o-nikolae-chudotvorce.html). «Немалая награда ожидает тех, кто при богатстве умеет жить благоразумно» (Иоанн Златоуст св. Толкование на св. Матфея Евангелиста. Беседа 63 http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/63), - говорил и святитель Иоанн Златоуст. Так что богатые вовсе не обречены на вечные муки.

Что касается спасительной бедности и благодатной нищеты… Как известно, первохристианские общины жили в бедности и «никто ничего из имения своего не называл своим, но все было у них общее» (Деян.4,32). Вступавшие в общину все продавали, образовавшиеся в результате этих продаж деньги были общие «и каждому давалось, в чем кто имел нужду» (Деян.4,34–35). Однако греховность человеческой природы явила себя немедленно. Как заметил философ И.Ильин, члены первых христианских общин «скоро убедились в том, что и некая элементарная форма непринудительной негосударственной имущественной общности – наталкивается у людей на недостаток самоотречения, взаимного доверия, правдивости и честности. В Деяниях Апостольских (4,34–37; 5,1–11) эта неудача описывается с великим объективизмом и потрясающей простотой: участники складчины, расставаясь со своим имуществом и беднея, начали скрывать свое состояние и лгать, последовали тягостные объяснения с обличениями и даже со смертными исходами; жертва не удавалась, богатые беднели, а бедные не обеспечивались; и этот способ осуществления христианской «социальности» был оставлен как хозяйственно-несостоятельный, а религиозно-нравственно – неудавшийся» (Цит. по: Коммунизм или касса взаимопомощи. http://chri-soc.narod.ru/vize_2.htm). То есть эксперимент не удался уже в апостольские времена. Но там хотя бы обошлось без кровопролития. А во что вылилась попытка большевиков уравнять всех в нищете и благородной бедности, знают, очевидно, все.

Теперь посмотрим с другой стороны. Где критерии бедности? В народе говорят, что «у кого то щи жидки, а у кого то бриллианты мелки», то есть у каждого свое представление. Быть бедным и нищим и считать себя бедным и нищим это разные вещи. Если человек просит милостыню в хорошей шапке, прихлебывая из стакана кофе из «Старбакса», он беден? А вот история с натуры от А.Ширвиндта: «В нашем доме два крыла расположены очень далеко друг от друга. И вот у двоих из бомжей, которые каждое утро роются в мусорных баках, есть сотовые телефоны. Бомжиха звонит своему дружку на другое крыло здания: «Ветчинку не бери — я взяла, а вот сырка нету». Они сервируют себе завтрак» (Ширвиндт А. Склероз, рассеянный по жизни. http://www.litmir.co/br/?b=224890&p=23). Они нищие?

Хорошо, пусть даже и бедные и нищие. Но бедность и нищета сами по себе ничуть не спасительны, напротив, очень часто являются источником самых разных преступлений, которые, в свою очередь, становятся надежным заслоном на пути в Царствие Небесное. «Материальная нищета, – пишет преподобный Нил Синаит, – гораздо чаще толкает человека на всякого рода обманы и злоупотребления. Он не имеет ничего общего с нищетой духовной, потому что последняя принимается человеком добровольно, по воздержанию и свободному движению произволения» (Цит. по: Бирюкова М. А удобно ли бедному? http://www.pravoslavie.ru/59540.html). Ради того, чтобы перестать быть бедными, некоторые готовы на убийство, насилие, грабежи, кражи. Так что благородной, возвышающей и спасительной, такую бедность никак не назовешь.

Теперь подведем некоторые итоги. Главный из них – богатство, как и бедность, есть не материальный достаток или его отсутствие, а состояние души и сердца. В Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, есть хорошее пояснение: «Хорошо богатство, в котором нет греха, и зла бедность в устах нечестивого». (Прем.13:30). Но, в принципе, лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным. Или, выражаясь словами Василия Великого: «Здравие и болезнь, богатство и бедность, слава и бесчестие, поелику обладающих ими не делают добрыми, по природе своей не суть блага; поелику же доставляют жизни нашей некоторое удобство, то прежде поименованные из них предпочтительнее противоположных им, и им приписывается некоторое достоинство» (Цит. по: Православие и предпринимательство. http://expert.ru/expert/2013/01/pravoslavie-i-predprinimatelstvo/). Подлинной опасностью является страсть, которая помрачает рассудок и делает человека своим служителем. Страсть может превратить в орудие разрушения человеческой личности, человеческой души любое благое начинание. Известны, например, коллекционеры книг (что может быть благороднее), у которых возвышенная страсть к собранию книг сначала разрушала семью, потом разгоняла всех друзей и знакомых, затем превращала человека в нищего оборванца, который жил кое-как и все свои деньги тратил только на книги.

Именно страсть нередко за человека делает выбор между вечными и сиюминутными ценностями и тогда человек уподобляется евангельскому юноше, пришедшему ко Христу узнать о пути к спасению, но пожалевшего расстаться с богатством. (Мф.19) Поэтому, как говорил преподобный Варсонофий Оптинский: «Можно спастись и в богатстве, и в бедности. Сама по себе бедность не спасет. Можно обладать миллионами, но сердце иметь у Бога и спастись. Можно привязаться к деньгам и в бедности погибнуть» (Святые отцы о бедности и богатстве. https://nasledie77.wordpress.com/2015/04/01/). То есть Господь не устанавливает строго очерченные рамки материального достатка (или недостатка), ибо можно и во дворце наследовать жизнь вечную, и можно и в шалаше погибнуть для вечности. И вообще главная проблема любого священника или архиерея – не машина, на которой он ездит и не стоимость часов на руке, а совсем другое. Верует ли он в Бога или нет.

?

Log in

No account? Create an account