Previous Entry Share Next Entry
ПОБЕДА И СПРАВЕДЛИВОСТЬ
boris_yakemenko

Девятого мая, в день Великой Победы, прошла грандиозная акция «Бессмертный полк», собравшая только в Москве почти 700 тысяч человек, а по всей стране и даже всему миру несколько миллионов. Масштаб акции еще раз доказывает, что Россия это страна, в которой история и традиции играют большую, формообразующую роль. Попытки отказа от истории и традиции привели к краху петровские реформы и имели своим следствием сильнейшие деформации общества, которые удалось выправить только через войну 1812 года. Этот же отказ привел к краху либеральные «реформы» 1990-х. И сегодня, похоже, уже все даже самые латынинобразные начали понимать, что если кто хочет навсегда покрыть свое имя позором и провалить все, что можно, он должен начать с оспаривания значения Победы и твердить мантры «сталинизм и нацизм это одно и то же…», «первые начали…», «завалили трупами…», «надо было остановить войну на границе…», «нюрнбергский процесс это нарушение норм международного права…» и т.д.

В основе этой ментальной веры в Победу лежит понимание того, что Победа – это справедливо. Справедливость в общественном сознании нашего народа всегда была и остается высшей добродетелью, которая должна лежать в основе того, что происходит, что делается. Главной добродетелью царя (на тему представлений о царе в общественном сознании есть отдельная монография) было то, что «царь должен быть справедлив». Справедливость есть порядок, который поддерживают и сохраняют сами его участники (Великая Отечественная война). Демократия это согласие мнений, а справедливость это согласие форм жизни (Победа СССР над нацистской Германией). Демократия регулирует только отношения между людьми и социальными группами. Справедливость гармонизирует отношения человека и мира во всех его проявлениях – от вещей до растений (Запад и Россия). Б.Латур требовал быть более справедливым к вещам, а В.Соловьев называл подлинную справедливость «равенством в нравственном смысле».

В этом отношении Победа была апофеозом справедливости. Она вернула справедливость в обиход после долгого перерыва, разделившего революцию, когда «восстанавливали справедливость» (в этом парадокс жизнеспособности раннего большевизма) и 1945 год. Именно поэтому в СССР активно поддерживались освободительные движения 1960-х годов – освобождать порабощенных людей было справедливо. Именно поэтому национальное сознание не приняло ни отдающих геноцидом «реформ 1990-х», ни их идеологов – отнять общее и разделить его между несколькими ловкими людьми это был апофеоз несправедливости. И можно было сколько угодно твердить, что олигархи нужны, что их богатствами богатеет страна, что в их магазинах мы отовариваемся, что они доплачивают за нас – богатства, полученные несправедливо, не станут праведными ни через год, ни через сто лет. «Мне твои свечи, что падаль», - говорил в одной легенде святитель Николай бандиту, который тратил награбленное на свечки к иконам святого. Справедливость нельзя купить, ввести, установить, насадить… Ее можно только восстановить. Причем большими потрясениями и потерями. В этом смысле Победа есть апофеоз справедливости. Поэтому, когда во имя сохранения этой справедливости, на улицы выходят миллионы людей, власть не может не выйти вместе с ними.

И в связи с этим небольшое наблюдение. Давайте представим себе, что Ленин или Сталин (да тот же Брежнев) вышли на демонстрацию … а соратники нет. Они идут с портретами, а остальные кто на работе, кто дома, кто на национальном празднично-воскресном русском блюде - шашлыках. Можно представить? Именно что нельзя. Но вот Владимир Владимирович второй год выходит с портретом, идет в толпе людей (отсюда и рейтинг – это справедливо)… А где в этот момент тот же прекрасный и ясный как дрозд Дворкович? Или другие обитатели Белого дома? «Где Додик? Нету Додика!!!», - как говорил персонаж А.Папанова в одном из спектаклей. «Нет приличных слов по этому поводу», - как говорил Дворкович. Или им некого вспомнить, или они считают «Бессмертный полк» неким развлечением Путина и народа, в котором они сами участвовать не должны, так как они выше этого? Нет, кто-то из «тех» безусловно вышел (Никонов, Мединский), но сколько их… Кто-то действительно работал. И сколько тех, кто «не смог».

Не смог… А потом они, так и не стяжавшие ни любви, ни уважения, начинают вбухивать деньги в позорные статейки, через своих прихлебателей из газет обзывать людей, вышедших на «Бессмертный полк» «толпой», «гопниками», «быдлом», хотя сами видят по лицам, что это не быдло и не гопники, а те, кто гораздо лучше и порядочнее их. Но надо же как-то примириться с действительностью, с историей, которая обманула их в очередной раз. Да, им завидно и досадно. Они не знают, что с этими сотнями тысяч делать. Они не понимают, почему это? Как это? Кто все эти люди, какая загадочная сила ведет их на акцию? Но когда закончат они по справедливости, пусть не удивляются.

  • 1
Путин появился на шествии не из-за справделивости, с которой вы его отождествляете; нынешнее государство старательно навязывает либерализм всюду, куда может дотянуться, а потому, что у него родственники воевали на фронтах Великой Отечественной.

И поэтому тоже

  • 1
?

Log in

No account? Create an account