Previous Entry Share Next Entry
ДВЕНАДЦАТЬ ВОПРОСОВ К РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
boris_yakemenko

Вышла книжка «12 вопросов к Русской Православной Церкви», которую мы с коллегами из «Православного корпуса веры» собирали около года назад. В нее вошли 12 наиболее часто встречающихся в общественном пространстве вопросов к Церкви ( Почему в Церкви нет демократии? Зачем церковь лезет в политику? Почему Церковь не высказывается по ключевым проблемам российского общества? Почему Церковь говорит о религиозном подъеме? Почему люди называют себя православными, верующими, а при этом не знают молитв и почти не открывали Евангелие? Почему Церковь всегда сотрудничает с государством, ведь она отделена от государства? Не приводит ли сотрудничество Церкви и государства к клерикализации государства и его институтов? 8. Почему Церковь так слабо проявляет себя в вопросах международной политики, когда речь идёт о защите интересов нашей страны? Почему в храмах определенные цены на товары и услуги? Откуда у Церкви деньги? Почему духовенство ездит на дорогих машинах, имеет дома и вообще живет богато — ведь Христос это запрещал? Почему Церковь стоит на позиции возведения новых храмов, в то время как много не восстановленных старых?)

Вопросы, собранные в книжке, слышал каждый человек, который читает газеты и смотрит новости в Интернете. Вопросы эти из числа условно «вечных» и, сколько бы ни было на них ответов, эти вопросы вновь и вновь извлекаются из запасников в сезонные периоды антицерковных обострений. Здесь важно помнить, что задают их люди не церковные, а напротив, настроенные к Церкви критически именно потому, что так настроены их любимые СМИ, формирующие картину мира. Поэтому все богатство двухтысячелетней жизни Церкви сводится для них к часам Патриарха, ценам на свечки, прачечной в комплексе «храм Христа Спасителя», марке машины священника, Киркорову на амвоне. Все. Здесь нет и никогда не было места «Таинству жизни со Христом, таинству единства со Христом… возможности не просто умственно веровать во Христа и в Бога Отца, а возможность вступить с Господом в единение», как говорил священник Михаил Пархоменко.

Кроме того, то, что приведено выше, это не совсем вопросы. Именно поэтому ответов дано было много, а количество скептиков не уменьшается. Это облеченные в форму вопросов поводы не ходить в храмы и не быть в Церкви. «Я не пойду в храм, потому что у Патриарха часы» - говорят эти люди. Разумеется, те, кто это заявляет, никогда в нее и не ходили. Просто все время придумывались новые оправдания. Уже были злые старухи. Уже было тесно на службе. Уже было непонятно, что поют и читают. Уже было длинно и долго. Уже было «золото и роскошь иконостасов и киотов, когда народ голодает». Уже были «мерседесы». Вот часы Патриарха твердо преграждают вход в храм, даже если этот храм в отдаленном уголке глухого монастырька за Уралом. Если такова сила только часов Патриарха, то он сам, наверное, может горы переставлять и останавливать солнце, как Иисус Навин, и, наверное, с ним не стоит ссориться. А снимет Патриарх часы – ботинки окажутся не те. А с другой стороны, пусть интернет-критики будут последовательны. Главврач больницы ездит на «Landcruiser Prada», живет в собственном доме, а у главмедсестры сумка «Gucci» и туфли «Christian Louboutin» - не нужно ходить туда лечиться. Лучше погибнуть, а не ложиться на операцию. Не поощрять. Проклясть. Это будет справедливо.
Но ведь не умрут… Пойдут и добавят на «Gucci».

Еще одна важная деталь. Если для человека эти вопросы, как говорилось выше, всего лишь повод, то на них нет правильного, убедительного ответа. Нет той позиции, на которую надо встать Церкви и духовенству, чтобы понравиться «критикам Церкви», ибо этой позиции просто не оставлено. Будет Церковь молчать – скажут: «тут у нас проблемы, все волнуются, а Церковь сидит, как воды в рот набрала». Выходит Церковь с комментариями, оценивает, предлагает, тут же раздается: «ну, куда лезет Церковь? Зачем суется в политику, экономику, социальную сферу, школу? Ее дело – хосписы, бомжи, старухи, свечки». Любой интернет-обитатель без лица и имени, любой «захожанин», бывающий в храме только два раза в жизни - на собственных крестинах и похоронах - категорично распоряжается: «Церковь, делай это», «Церковь, подай то». «Ребенка крестить. Срочно». «Вы знаете, надо бы с родителями катехизическую беседу предварительно…» «Не надо! Крестить! Быстро! Не рассуждать! Почему цены такие высокие? Совершилось кощунство в храме Христа Спасителя и тут же мы слышим: «Простить! Простить немедленно!» «Но они оскорбили чувства верую…». «Никто никого не оскорблял! Никаких чувств верующих нет!» «Но они не просят прощения». «Все равно! Простить и выпустить! Быстро!»

А теперь главный вопрос - есть ли к Церкви претензии. Как Дому Божию? Нет. А к духовенству, как к тайносовершителям? Нет. А ведь это главное.

Но если это не вопросы, а их авторы не слышат аргументов, тогда зачем на них отвечать? Отвечать в любом случае нужно. Но не тем, о ком сказано выше, ибо они не слышат. А тем, для кого эти вопросы действительно могут показаться вопросами, кто нуждается в понимании тех внешних, видимых всем, процессов, которые сегодня происходят в Церкви. Кого смущают эти проблемы. Отвечать нужно для того, чтобы не отвечали те же самые «критики» Церкви.

Ответы на эти вопросы давали более десяти священников, монахов, игуменов, а также светские специалисты из самых разных регионов – от Москвы до Сахалина. Для того, чтобы не возникало претензий к конкретным людям, давшим ответы, мы решили ответы разных людей на одинаковые вопросы объединить и сделать общий блок-ответ на каждый вопрос.

Книжка будет представлена участникам Миссионерской конференции «Миссия прихода - 2016» 26 мая нынешнего года http://infomissia.ru/2016/05/20/ezhegodnaya-missionerskaya-konferenciya-missiya-prixoda-2016/

  • 1
> есть ли к Церкви претензии. Как Дому Божию? Нет.

есть, и их озвучивали великие русские писатели Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский.

Они имели на это право, а нынешняя гопота - нет. Да и времени достаточно прошло.

про гопоту согласен. но вопросы Толстого и Достоевского к Церкви остались. но справедливости ради надо сказать, что эти вопросы настоящих верующих не волнуют.

Настоящих волнуют (знаю не по наслышке), волнуют многих священников, а вот "захожан", коих большинство - не волнуют

Всё, что написано ниже - моё личное мнение.

Я - не "настоящий верующий", я - "захожанин".
Мне понятно, когда священник ездит на разумно дорогой машине, на том же Лендкрузере.
Понятно, зачем Патриарха охраняет ФСО.

Но непонятно наличие роскошных вещей у священников.
Роскошь - это демонстрация мирских излишеств, КМК.
Лендкрузер - это верх нормы, КМК. Да он и надёжнее.
Мерседес (кроме микроавтобусов и фургонов) - это уже роскошь. И в содержании дороже.
Часы за 10 тыс. рублей - верх нормы. Дороже - роскошь.

Разве роскошные часы точнее показывают время?
Самые точные часы - это дешёвые кварцевые за 2-4 тысячи рублей. Не жалко - разбил, купил другие.
Разве Мерседес улучшает заботу о пастве?
Он вводит паству в искушение, и демонстрирует людям, что владелец Мерса имеет суетные пристрастия к роскоши.

Как тяга к роскоши сочетается с воспитанием души у паствы?
Не укладывается в голове.

Никто не идеален, кроме святых

  • 1
?

Log in

No account? Create an account