Previous Entry Share Next Entry
РАДОСТЬ ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЯ
boris_yakemenko
Приятно говорить то, что никто не говорит, выступать против того, что восхищает всех (или большинство) – непременно окажешься прав. Майки с Путиным придумали «Идущие вместе». Они же первые требовали бойкота Турции. Они же первые назвали Пелевина и Сорокина «дрянью», «графоманией» и «помоями». Ваш покорный слуга первым (и единственным) вступился за Каддафи, был одним из немногих, кто в разгар Болотной говорил, что она провалится… Приятно делать выбор, который потом все принимают, как очевидность. Сегодня все носят майки с Путиным (а «Идущих» за эти майки травили), сегодня большинство (даже Быков) поняли, что Пелевин и Сорокин помои (а «Идущих» травили), сегодня мы выступаем против Турции, сегодня все говорят, что Каддафи был прав (а тогда Белый дом травил Вашего покорного слугу). Что стало с Болотной, тоже все знают. Правда, когда окажешься прав, все предпочтут либо замолчать, либо приписать правоту себе, но к этому пора привыкнуть.

Чтобы поддержать реноме (и не только), поговорим еще об одном сегодняшнем явлении, взывающем всеобщий восторг и восхищение. Явлении, которое является более очевидным диагнозом, нежели весь натужный телепозитив. Но для начала преамбула.

Лет 30 назад во всех городах и весях СССР (особенно провинциальных) можно было наблюдать определенный социальный слой, именуемый «шпана». Прослойка эта была то толще, то жиже, но была везде. В каждом городе у них были свои места, где они толклись постоянно. Обычно это были углы некоторых домов, или небольшие пятачки, где один двор перетекал в другой. Первые «постояльцы» появлялись часов в десять-одиннадцать утра, затем к ним подтягивались другие и часам к пяти вечера на пятачке толклось человек десять-пятнадцать. Дождем сыпалась шелуха семечек, а приправленные матом альковные эпизоды и саги о пьянстве и мордобое прерывались непередаваемым «шпанским» хохотком. Его никогда не приходилось слышать в своем кругу, поскольку, похоже, такой хохоток нужно было ставить, как оперный голос. Шпана, у которой были руки не для скуки, изготавливала на досуге два типа устройств – духовые ружья «духашки», стрелявшие пластилиновыми шариками и «газули» - чудовищные мопеды, собранные на основе старых велосипедов. У шпаны была своя мода, особенно заметная зимой. Телогрейка, шарф и особая, спортивного типа, черная шапка-«петушок» с красным или черным гребешком наверху, туго натягиваемая до самых глаз. Шпана носила колоритные, запоминающиеся имена «Кузя», «Губа», «Дрюля», «Кутуз» не пропускала ни одного фильма в подержанном кинотеатре и училась почти поголовно в каком-нибудь городском ПТУ.
Наступили девяностые и шпанские толковища опустели. Постояльцы отправились зарабатывать деньги и искать себя в изменившемся мире. Казалось, что та эпоха прошла навсегда. Но несколько лет тому назад вдруг возникло ощущение «дежа вю». Потянуло из-за спины «гласом хлада тонка» и все чаще стало казаться, что многих персонажей газет и экранов уже приходилось где-то видеть. Мат, похабные шутки, рев, гогот, скотство, чинарики, непередаваемое щетинистое «лицо» …

И все стало понятно. Вот они. Вернулись. С первого взгляда не узнать. С деньгами, связями, должностями, даже кандидатскими и докторскими степенями на визитках. В «армани», «гуччах» и «бушеронах», в Мерседесах и майбахах, с мигалками и корками, но не изменившись внутренне и не поменяв вкусы и привычки. Почувствовав, что шпанистость востребована, выросла целая индустрия, в которой одна шпана обслуживает другую шпану, превращая скотство в культурку. Одни сидят в кабинетах и драндулетах, другие поют на эстраде, снимают кино, пишут книги, делают инсталляции. Красной нитью сквозь творчество мат, похабщина и мордобой. Метка для своих. Персонажи сплошь шпана и уроды. Шпана ходит к шпане. Свои ходят и восторгаются, слушают и читают, разглядывают на стенах. Считают, что «окультуриваются». Потом возвращаются в кабинеты и забывают о том, кто они есть. Но ненадолго. До первой песни из радио «Шансон».

Кстати, раз мы заговорили о шпане, совершенно очевидно, что поговорить мы хотели о Шнурове. Но после преамбулы оказывается, что прочти все уже сказано, тем более, что Шнуров это тема, у которой нет никакой глубины, с которым все понятно сразу. Сегодня от этой щетинистой свинорылой шпаны невозможно спастись. Она орет матом из всех розеток, развешана по рублевке в дорогих костюмах (хотя эти костюмы идут рылу, как корове седло), ею развлекают нетребовательных гостей международных форумов, шпана поет шпане в Куршевелях. «Косит бабло», - кажется, так они называют свой творческий процесс. Сегодня ее час, день, год. Обязательно ли возрождение страны должно сопровождаться и возрождением шпаны, непонятно. Но понятно другое.

Понятно, откуда такая популярность. Просто любой, кто его слушает, недотолокся в детстве на шпанском пятачке, недосидел на подоконнике в обшарпанном подъезде, недопил «Агдам», недописал на стенах школьного туалета. Ему тесно и душно в кабинете, машине, на деловой встрече. Ни поматериться, ни попошлить, ни потрындеть о бабах и шашлыках, то есть о том, что по-настоящему близко. Растворенный в крови шпанизм не вывести никакими «Прадами» и фуаграми. Все время легкий дискомфорт, как камешек в ботинке, в официозе встреч и кабинетов хочется чего-то родного, своего, близкого, отвечающего на зов крови. И как только рядом заорет Шнуров, все становится на свои места. Вот же оно, мое, родное, настоящее. Ээээээхх. Вот он мой, именно мой уровень текстов, юмора, музыки, лица. Возникает связность, исчезает дискомфорт. И на голове «респектабельного политика», «успешного бизнесмена», «светского тусовщика» тут же незримо вырастает шапка-петушок, в руках возникает «духашка» и шелуха вместе с матом летит через губу. Ах, сейчас бы на «газулю» да сквозь года туда, на толковище, к своим, настоящим, прежним, в тяжелое детство с чугунными игрушками, скользким подоконником и известкой вместо сахара. Помнится, несколько лет назад, придя на прием к одному начальнику департамента Министерства культуры, я, войдя в кабинет, услышал из динамиков тот самый рев и мат. Хозяин кабинета торопливо прикрутил звук, но ассоциативный ряд между хрестоматийной прачечной и министерством культуры уже возник и был непреодолим. Сегодня таких прачечных сотни, а прачек десятки тысяч.

В свое время Юрий Никулин говорил, что был единственным москвичом, который не был в 1991 году у Белого дома. Ваш покорный слуга не Никулин, но готов, поддерживая реноме застрельщика, стать единственным москвичом или россиянином, который даже не считает, а твердо знает, что Шнуров скотина, урод и шпана. Тем более, что разговоры о мнении большинства на меня не действуют: Gangnam style набрал два миллиарда просмотров, а за Христом пошли около ста человек, но в чем разница, понимают все и кто останется в истории еще тысячи лет, а от кого через три года не сохранится даже пыли под башмаками, тоже понятно всем. А те, кто с восторгом слушают Шнурова, должны всерьез задуматься, а все ли у них в порядке со вкусом, культурой, теми незримыми составляющими, которые делают человека человеком. Можно сколько угодно убеждать себя в том, что можно есть тухлое мясо и пить воду из лужи без вреда для здоровья, но последствия случатся непременно. Шпана сдуется через год-два, а отрава останется. И неприятное чувство, что кто-то был умнее, был прав. Лучше поберечься вовремя.

  • 1
+++
Шпаны боюсь с детства. И ШНУРОВА И СУКАЧЕВА не переношу, переключаю звук.
К сожалению или к счастью, в культуре взят курс - пусть растут все цветы. И пусть себе они цветут, но только помогать им не нужно. Иначе объявят Шнурова новым Высоцким и он будет нас всех учить жить.

Бояться точно не надо) Уже объявляют, уже учит. Когда растут все цветы (на даче, например, 0 это означает, что растет лебеда, а остальное гибнет. Сорняки надо полоть.

Сорняки надо полоть :-):-)
А как по отношению к людям?

Полоть. То есть изымать из несвойственной им среды и пересаживать в свою. Если Сорокин печатал бы свои опусы в порножурнале, а Пелевин в "вестнике наркодиспансера", а Шнуров пел в подвале для гопников - никаких проблем. Унитаз должен стоять в туалете, а не в музейных залах, иначе все встаёт с ног на голову. Проблема в том, что они претендуют на настоящую музыку и литературу. И тем самым сбивают с толку и травят людей, портят им вкус.

Сукачёв-то чем не угодил??

А Сукачёв-то чем не угодил?? Хороший качественный фолк-рок, к шпане отношения не имеет.

Всегда недоумевал, как это есть люди, различающие сорта помоев. Оказывается, есть. Начинаются градации - вот Шансон в одну сторону, вот Шнуров в другую, вот "фолк-рок" в третью. Но ящик для помоев все равно один. И название содержимого одно

Шнуров никуда не сдуется. Он человек очень не глупый и с хорошим чувством юмора. К тому же он достаточно востребованный композитор и написал много всякой музыки для кино, сериалов и прочей, помимо своей группы "Ленинград".

Самый хрестоматийный пример - это рингтон телефона в фильме "Бумер", о котором знают все, но также это музыка и к экранизации столь вами ненавидимого Пелевина "Generation П", и ещё два десятка фильмов.

А Каддафи был сам большой мудак, если честно. А уж про его вечное позёрство и упоминать не стоит.

Та шпана, о которой вы тут справедливо пишите - это отрыжка деревенской гопоты, времени, когда народ массово перебирался из села в город, но горожанами ещё не стал. Это вполне себе закономерный процесс при индустриализации и сопутствующей ей урбанизации любой страны. Таким же был Лондон во второй половине 19 века. Гопники - явление того порядка.

И таки да - скоро забут всех. И Шнурова, и Бориса Якеменко. Такова селяви.

Edited at 2016-06-23 07:50 am (UTC)

Вот, пожалуйста))) Я же говорил. И пяти минут не прошло, как бегут защищать. Не надо мне ничего объяснять, я ни в какие дискуссии вступать не собираюсь. Шнуров - свинья, урод и шпана для, которые в кино выше "Бумера" не поднялись, а в музыке выше рингтонов. И те, кто любят Шнурова, обязаны ненавидеть все оригинальное и живое. Каддафи, например. Не трудитесь.

А такие умные речи раньше были от уважаемого оппонента)) и вот , стоило упомянуть Шнурова, куда все делось. Отличный индикатор

Уважаемый Борис. Я совершенно не являюсь поклонником Шнурова. Я просто стараюсь о явлениях судить с разных сторон. И господин Каддафи мне ещё не нравился в те времена, когда взасос целовался с дорогим Леонидом Ильичом.

А то, что вы довольно желчный и не добродушный человек, я тоже давно понял, так что на ваши выпады отвечать не собираюсь - такова ваша роль, которую вы играете.

Мне нравятся ваши тексты, хотя я далеко не со всеми согласен. Ну, так я многих весьма разных людей читаю.

Знаете, Маяковский тоже был весьма неоднозначным человеком. Партию любил, Ленина и Лилю с ними. Но вот поэт таки очень хороший.

Вы меня поняли так же глубоко, как Каддафи и Маяковского. Приятно. Не трудитесь оправдываться . Я знаю, что у каждого человека есть свой больной Шнуров или Пелевин. Наступишь - и все наружу) Так и получилось

Дело тут не только и не столько в Шнурове (он просто использует спрос), а в самом спросе части населения на блатняк. Ведь есть целое радио "Шансон", есть концерты с тысячной посещаемостью, проблема в этом. И идёт она из СССР, когда сидел каждый второй и зэки становились нормой в масштабах всей страны.

Так что нет смысла цепляться конкретно к Шнурову, он один из многих таких.

Смысл есть - он превращает это в идеологию.

Вы сами отчасти виноваты в раскрутке Шнурова. Его никто не знал особенно до 2007 года, когда на экраны вышел "форс-мажорный" фильм "День выборов", в котором матерщинник в своём стиле "спел" песенку. Двумя годами ранее Путин отменил прямые выборы высших должностных лиц субъектов РФ, и кое-кому потребовалось в игровой форме объяснить народу пагубность прямого волеизъявления. Объяснили. А Шнур стал известен. Теперь ловите "обратку".

Я виноват?)) интересно

Ну, не вы лично.)

"такой хохоток нужно было ставить, как оперный голос." Оценил фразу, хороша.))
Пытаюсь представить написание Шнуровым "Лунной сонаты" или "Времён года".

Майки с Путиным нет, Пелевина не люблю, Сорокина вообще не читал (это плохо?), Шнурова не слушаю. Вот не понял, как автор относится к автору "Поколение Пи...", как к пи... или хорошо?
С Турцией мы, похоже, опять задружили. Маятник, однако!Хуссейна и Каддафи бесконечно жаль. Вот с Эрдоганом непонятно..

Но в статье же речь идёт не о гопкультуре, а о противопоставлении автора большей части несовершенного мира и всероссийскому обыдлячиванию? Второе имеет место быть, тут соглашусь, а вот первый пункт подчас имеет грустные последствия - можно остаться в одиночестве, когда постоянное раздражение съедает человека. Это печально, Борис, где же русская доброжелательность и великодушие? Хотя, конечно, если такое неприятие шпанского поведения, то надо, наверное, подойти к ним и высказать то презрение, которое вы испытываете по отношению к ним.


  • 1
?

Log in

No account? Create an account