Previous Entry Share Next Entry
ПРИКЛЮЧЕНИЯ ОДНОГО УЧЕБНИКА
boris_yakemenko
Более семи месяцев назад вышла моя книга «Практическая миссиология» - первый современный и актуальный учебник миссиологии, подробно объясняющий формы и технологии работы с молодежью в целом, с субкультурными группами в частности. (подробности здесь http://boris-yakemenko.livejournal.com/560208.html) Учебник, объясняющий как и какие акции надо организовывать, как привлекать людей в храмы, какие задачи у приходского миссионера. Предварялась книга детальным анализом той непростой ситуации, которая сложилась в религиозном поле и констатировался кризис миссионерской и вообще молодежной работы в Церкви.

Любопытна дальнейшая история издания. История, которая ставит диагноз Церкви не только в рамках ситуации на миссионерском поле, но и вообще ее взаимоотношениям с обществом в целом. Напомним, что миссия есть одна из главнейших задач Церкви. Решение этой задачи должно предварять все остальные, как, например, спасение, потому что для того, чтобы спасти человека, нужно, чтобы он пришел. Это особенно важно, так как сама Церковь к людям сегодня не идет, невзирая на настойчивые призывы предстоятелей: «Мы не должны ждать, когда люди невоцерковленные придут в храм, надо выходить к ним самим» (Обращение Святейшего Патриарха Алексия II к клиру, приходским советам храмов г. Москвы 23.12.2003. М., 2004. Сс.26-27). «В эпоху нравственного релятивизма, когда пропаганда насилия и разврата похищает души молодых людей, мы не можем спокойно ждать, когда молодежь обратится ко Христу: мы должны идти навстречу молодым людям… помогая им обрести веру в Бога и смысл жизни, а вместе с этим и осознание того, что есть подлинное человеческое счастье». (Святейший Патриарх Кирилл. Сила нации – в силе духа» Минск., 2009. С.207). Ничего этого нет, наоборот, мы видим, как на глазах за несколько лет умерло все, что было в миссионерском и молодежном поле – от молодежных собраний до «православного Селигера», сменившись Цорионовым (да и тот уже зачах – в этой атмосфере теплохладности даже паразиты не живут).

Казалось бы, на этом фоне появление такого рода необычной и яркой (в прямом и переносном смысле) книги должно вызвать жгучий интерес. Во-первых, адекватных книг по миссиологии сегодня просто нет, а эта самая современная и по форме и по содержанию. Во-вторых, книга была издана без привлечения каких-либо ресурсов Церкви (то есть это помощь со стороны). В третьих, она легко доступна. И т.д.
Никакого (то есть вообще никакого) (!) интереса никакие церковные структуры, которые обязаны (!) интересоваться такими вещами, не проявили. Вернее, будем справедливы и объясним по порядку. С огромным трудом удалось найти в самом центре Москвы главный миссионерский отдел Церкви. Попробуйте сами – с ума сойдете, так как никаких обозначений типа табличек, принятых в наш век пара и электричества, нет. И правильно. Настоящий миссионерский отдел должен быть сокрыт от мира под спудом, в тайных кельях, где в тишине тихо, безмолвно, исихастно творится невидимая миру миссионерская работа. Настоящий миссионер занимается миссией только среди самого себя.

После обретения отдела (спасибо, помогли продавцы из находящегося неподалеку магазина) в него было передано несколько экземпляров книги. Настала пауза, после чего удалось связаться с неким сотрудником Серапионом (Митько), видимо, человеком, близким к руководству отдела. Он сообщил, что прочел книгу и желает встретиться, но это желание так и не было реализовано. Пообещав непременно позвонить, он навсегда исчез, яко воск от лица огня.

В это же самое время на сцене появилось еще одно ответственное лицо отдела, а именно - Агафангел (Белых), который выразил желание сделать в журнале «Миссионерское обозрение» статью об учебнике и поместить несколько рецензий. Мне позвонили некоторые люди из церковной среды и сказали, что к ним и правда обращались за рецензиями. Забрезжила надежда, что о книге все-таки узнают заинтересованные лица в Церкви. Однако Агафангел повторил путь Серапиона и тема, по прошествии нескольких месяцев ожидания, закрылась. Миссионерский отдел опять ушел в себя. Обещал помочь с поддержкой книги еще один отдел, но мы не будем его называть одном ряду, так как есть надежда, что обещание будет исполнено. Никакого интереса, а даже напротив, не проявили к книге и миссионерские факультеты разных православных вузов.
Однако мы с коллегами не сдавались. Сделав специальные подарочные пакеты (книга+письмо с описанием, где и как найти, предложения о сотрудничестве – может, нужно будет придти рассказать, показать) мы лично разнесли книги более чем в 100 храмов Москвы. Только один храм (Святителя Николая в Покровском) проявил большой интерес, заказал книги, договорились о встрече. В остальных храмах все исчезло бесследно. То есть в процентах – один к ста. Одновременно мы в нашем паблике в контакте делали рекламу и рассылали ее предложения по православным пабликам. Большинство пабликов, опять же, шарахалось, кое-кто все-таки размещал. Благодаря этому, о книге узнали в отдаленных храмах. Поступило несколько заказов – все из максимального далека. Из Благовещенска, Краснодара, Владивостока, Крыма, Сахалина и т.д. – с Сахалина даже приехал батюшка и забрал целую сумку книг. С благодарностями взяла книги Нилова пустынь. Ни из Петербурга, ни из других крупных центральных городов не поступило ни одного заказа. После того, как реклама кончилась, кончились и заказы.

Однако, как в истории с храмами, здесь был один процент исключений. Это Миссионерский отдел Московской Епархии. Его руководитель, отец Дмитрий Березин, проявил неподдельный интерес, разместил отдельные материалы из учебника в «Миссионерской вестнике» епархии и пригласил вашего покорного слугу выступить с докладом и презентацией на Миссионерской конференции. Книги разошлись по храмам. И это был единственный миссионерский отдел (из всех отделов) которому это оказалось нужно.
Завершить эпопею следует тем, что в качестве Ultima ratio ваш покорный слуга обратился к одному очень влиятельному священнику (мы давно знакомы), вхожему к Патриарху с просьбой передать учебник лично Святейшему. Он передал. С тех пор прошло полгода молчания, которое красноречивее всяких слов.

Так закончились приключения неприкаянного учебника миссиологии в Церкви. Тихо «не замеченный» теми, кто обязан его замечать, он «прозябает» на полках крупных светских книжных магазинов, где регулярно раскупается и даже лежит иногда с обозначением «лучшие продажи». Видимо, обычным, нецерковным людям он интереснее и они находят его сами, не прибегая к посредникам в виде Церкви.

Мне всегда казалось, что принципом миссионера должны быть слова Христа: «Пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой» (Лк. 14:23). Однако у современных «миссионеров» актуален совершенно другой тезис: «Се, оставляется дом ваш пуст» (Мф 21:43). И так и есть.

  • 1
http://feosobor.ru/

Думаю (надеюсь) тут воодушевятся. И воодушевят.

Уже бы воодушевились, если бы хотели

Вы сторонник политического Православия и предлагаете соответствующие методы в миссионерской работе. Это может доконать нашу Церковь. В первой четверти XX века многие батюшки тоже сделали выбор. И где они оказались, и где оказалась страна? Спору нет, то, что вы предлагаете интересно, с изюминкой, с перчинкой такой. Но пока мы ещё все вместе молимся - прихожане и захожане, бедные и богатые, бандиты и чиновники, партийные и безпартийные, интраверты и экстраверты, если хотите. Сомневаюсь, что всё останется по-прежнему. Если примут ваш вариант, это будет Церковь для экстравертов.

Теперь конкретно, почему у вас не всё гладко в Москве. Например, ПМО "Молодая Русь" существует 15 лет, у них методы и формы работы, отлично апробированные за долгие годы, - трудничество, поездки в детские дома, больницы, паломничества, евангельский кружок, совместные молитвы, молитвенные стояния, интернет-форум, вконтакт, кружок английского языка, иконописная мастерская и многое другое. Есть свой духовник, очень уважаемый монах, который и сам не прочь провести проповедь, и других уважаемых, известных людей к ним приводит. А если миряне - члены ПМО что-то делают неправильно, попадают в некрасивую ситуацию, о которой всем становится известно, думают, что делать, решают. Исправляются. Зачем что-то менять в такой ситуации? У них всё хорошо.

Может быть, Вам и вправду для распространения Вашего издания больше усилий прикладывать в провинции? Но и в провинции, уверяю, уже не всё так плохо.

Мне кажется, политтехнологические принципы, методы психологии или теории управления, когда вас пытаются завлечь в Церковь, а не привлечь, почувствовать на себе не очень приятно.

С уважением,

Книгу то читали?

  • 1
?

Log in

No account? Create an account