Previous Entry Share Next Entry
УТЕШИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ
boris_yakemenko
Десять лет назад был начат беспрецедентный эксперимент по созданию дееспособной молодежной православной миссионерской организации – Православный корпус» движения «Наши». Небольшое собрание в здании офиса «Наших» на Белорусской стало началом целого этапа в развитии современного миссионерства. Примечательно, что на этом собрании оказался провокатор – некий Храмов, написавший это http://na-krau.livejournal.com/29007.html. В конце текста есть ключевая фраза «Если спустить собак в самом начале и заругать сию инициативу, то, вполне возможно, делать что-либо дальше им будет сложно». Сам того не подозревая, Храмов сформулировал один из важнейших принципов, по которому затем долгие годы строились взаимоотношения Корпуса и многих людей в Церкви, многих СМИ. Заругать и спустить собак, не разбираясь, хорошо ли, плохо ли, не дожидаясь, пока хоть что-то будет сделано. К слову сказать, сейчас Храмов увлеченно пишет про муравьев, жучков и долгоносиков – очевидно, все мало-мальски творческие молодежные проекты успешно заруганы и затравлены.

Вскоре мне уже пришлось выступать на эту тему на «Свободе» (https://www.svoboda.org/a/396139.html) и дело пошло. Задача была искать общий язык с молодежью, создавать миссионерские форматы, понятные молодым людям, в самых разных формах доносить до общества основные идеи и принципы Православия.

Проект получил благословение Святейшего Патриарха Алексия. Были открыты отделения в целом ряде городов (Нижний Новгород, Екатеринбург, Петербург, Брянск, Южно-Сахалинск и т.д.), разработана образовательная программа.

Начались акции «Не завидуй», «Помни день субботний», «Мы называем себя православными, а надо ими быть», «Не убий», «Мы вас любим», «Пост», «Пригвозди свой грех».




Заработала программа переподготовки учителей ОПК (в рамках программы был представлен новый учебник ОПК)

Был организован в Московском доме музыки концерт Хора Троице-Сергиевой лавры.

Важной частью работы, работы, сведшей с ума охранительную тусовку, был православный «Аниме дом» - сообщество молодых православных любителей японской мультипликации, изучавших, помимо общей программы, японскую культуру и личность свт. Николая Японского.

Они же подготовили иллюстрации в аниме стиле к «Новому Завету», выпускали свой журнал «Ранима».

Выставка изображений русских святых в стиле аниме, созданная участниками «Аниме дома» (и затем прошедшая на московских улицах) вызвала огромный интерес и множество дискуссий в Интернете.

Шли и протестные акции. Члены корпуса пикетировали продажную, проамериканскую, вражескую «Новую газету» за клевету на покойного Патриарха Алексия и требовали извинений. Пикетировали вестник московских проституток МК за рекламу публичных домов. И т.д. Важнейшей акцией стала акция «Ислам против террора» , организованная Корпусом

Участники Корпуса стояли в пикетах во время событий вокруг епископа Диомида, пресекали возможные провокации во время Поместного собора, когда выбирали Патриарха.


Именно с членами Православного корпуса сразу после своего избрания Патриархом встретился тогда еще митрополит Кирилл.

Самым масштабным проектом корпуса стал «Православный Селигер» (назовем его так) – православная смена в рамках Всероссийского образовательного молодежного форума «Селигер», которая работала до 2010 года.

С участниками смен работали сестры из сестричества во имя святителя Игнатия Ставропольского при московском храме Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище, десятки священников и монашествующих, архиереи.

Для решения предлагались масштабные задачи - активное миссионерство, создание православных сообществ и среды, структур по трудоустройству, системная деятельность по реализации полученных знаний, волонтерство, творческая самореализация, дискуссионные площадки, блоггерство, православная мода, технологии организации и проведения масштабных православных мероприятий. Для достижения этих целей работала большая образовательная программа, а также практические тренинги.
Образовательная программа «Православного Селигера» обеспечивалась преподавателями из ЦДРМ, ВШУ, других Московских ВУЗов, сестрами из сестричества св. Игнатия Ставропольского, духовенством и шла по 8-10 часов в день. Выпускались даже учебные пособия, как, например «технологии организации молодежной работы на приходах».

Гостями православных смен Селигера были политические деятели, руководители городов и регионов, бизнесмены. Регулярными гостями, лекторами смены были отец Всеволод Чаплин, отец Андрей Кураев, иеромонах Макарий (Маркиш), архимандрит Зосима (Шевчук), игумен Сергий (Рыбко), отец Георгий Рощин, отец Димитрий Смирнов, архиепископ Белгородский Иоанн, покойный отец Даниил Сысоев, подготовивший целую программу развития православной смены, но так и не успевший эту программу реализовать.

О богослужениях «Православного Селигера» следует сказать особо. На каждом Православном Селигере на открытой сцене обязательно служилась миссионерская литургия с пояснениями (на одной из литургий пояснения давал отец Андрей Кураев и эта литургия была записана на DVD). Одна из литургий «Православного Селигера» была архиерейской, которую отслужил владыка Иоанн Белгородский с собором духовенства из Москвы, Ярославля, Саранска, Сахалина, Осташкова и т.д. Несколько раз служились всенощные. Ежедневно с 22 часов до 2-4 часов ночи совершалась исповедь. Большинство исповедовалось в первый раз и поэтому нередко исповедь одного человека шла час или два. На каждой православной смене совершалось крещение прямо в водах озера Селигер, а также венчание. Для богослужений и треб ежегодно устанавливалась часовня во имя святого благоверного князя Владимира (а на первой смене их было две – еще одна во имя Казанской иконы Божией Матери), где можно было бесплатно поставить свечи и подать записки, которые затем передавались в Нилову Пустынь или прочитывались за панихидой прямо в часовне. У часовни сложилась «православная миссионерская площадь» - рядом стояли артобъекты (лестница в рай, дверь в ад, откуда вырывался удушливый дым), здесь же работал «миссионерский лоток», где продавались православные книги, иконы, утварь.

Участники смен активно работали с Ниловой Пустынью, духовенство и монашествующие которой оказывали самую разностороннюю поддержку православной работе форума. Участники смен работали в монастыре, знакомились с его духовной жизнью. Традиционно в последний день смены в Ниловой Пустыни для участников смены служился молебен, все прикладывались к мощам преподобного Нила Столобенского, духовное покровительство которого участникам смен было несомненным.

Огромную роль в организации духовной жизни форума сыграли игумен Сергий (Рыбко), иеромонах Макарий (Маркиш) и отец Даниил Сысоев. Помимо лекций, они исповедовали, крестили, беседовали, проповедовали, всегда были окружены огромным количеством народа и являли собою образ настоящих пастырей, которые «душу свою полагают за овцы». Примечательно, что никто из руководителей и преподавателей (ни ЦДРМ, ни священники, руководители делегаций), не требовали для себя особых условий. Все питались из одного котла, жили в палатках, вместе выходили на утренние и вечерние молитвы, линейки и все обязательные мероприятия. И это создавало особую атмосферу общего делания. См. http://www.patriarchia.ru/db/text/702092.html, http://www.pravoslavie.ru/36295.html

Разумеется, продолжались попытки заругать, «спускали собак». Хорошо известный персонаж Першин повел себя, как ничтожество (см. подробности http://boris-yakemenko.livejournal.com/530096.html), бесилась тусовка, хамил и лгал Козлов (http://boris-yakemenko.livejournal.com/589637.html) никакого интереса к проекту за годы существования не продемонстрировал (внимание!) Молодежный отдел Церкви, Святейшему Патриарху доносили о «безумных оргиях» на Православной смене Селигера, представителей Православного корпуса один из деятелей патриархии Ефимов вопреки распоряжению Патриарха не допустил на первую встречу Патриарха Кирилла с молодежью.

Уникальность проекта «Православный корпус» отметил даже Московский фонд Карнеги, который в 2012 году выпустил сборник аналитических статей "Православная церковь при новом патриархе". В одной из статей был интересный и точный анализ нашей деятельности: "В 2009 г. ввиду неудовлетворенности незначительно стью масштабов работы c молодежью руководство РПЦ почти было готово решиться пойти на беспрецедентные меры — допустить формирование мало зависящей от духовенства «параллельной системы» катехизаторов молодежи. Речь идет о получившем государственную поддержку проекте Бориса Якеменко по организации Общероссийского общественного православного движения на базе православного корпуса движения «Наши». движение создавалось уже в течение трех лет независимо от ВПМД, а вместо Отдела по делам молодежи его деятельность стал в 2009 г. координировать новосозданный Отдел по взаимоотношениям церкви и общества (ОВЦО) во главе c протоиереем Всеволодом Чаплиным. Интересно, что союзниками инициативы «Православного корпуса» оказались наиболее деятельные и готовые к инновациям центры: ПЦРДМ и миссионерский центр покойного отца даниила Сысоева. Стратегия «Православного корпуса» — активное во влечение в миссионерство мирян, введение в храмы штатной должности катехизатора-мирянина. Новизна проекта в том, что предполагалось внедрение в приходы независимых от их структуры мирян-миссионеров из организации, которая создается «не в рамках Русской православной церкви», по откровенному признанию Бориса Якеменко. Миссионеры должны были выбираться не приходом храма, а назначаться руководством «Православного корпуса» при координации со стороны ОВЦО. Предполагалось, однако, что миссионеры-катехизаторы должны были говорить от лица православия и, в частности, того храма, к которому прикреплены, должны были организовывать при храме клубы, знакомиться c молодежью района, и подразумевалось, что «по цепочке эта связь должна расширяться». Фактически это означало попытку создания новой институциональной формы в русском православии. Однако отношение церковного руководства к этому проекту в итоге изменилось. Информации о его поддержке и тем паче внедрении нет. Похоже, что в РПЦ чего-то испугались... Можно предположить, что церковная администрация могла не захотеть того сотрудничества, которое предлагал Якеменко, скорее не из идейных, а из административных соображений. Ведь внедрение сотрудников из параллель ной по отношению к приходской структуры создавало бы прецедент отхода от сложившейся церковной системы административно-иерархической субординации, что трудно допустить, если учитывать ее организационную жесткость и
бюрократичность».

Действительно, церковному руководству это оказалось не нужно. И не только это – вообще вся молодежная работа. Подробно об этом сказано мной здесь

и нет смысла повторяться. Последним этапом работы Православного корпуса стал формат «Православного корпуса веры». В рамках этой работы была проведена мощная миссионерская акция «Православные FAQ» (что сделалось с церковной тусовочкой после нее лучше не вспоминать – «Правмир» два часа пытался выжать из меня правильные ответы на вопросы, не выпустив первый вариант интервью http://boris-yakemenko.livejournal.com/360490.html, а в целом тряхнуло их крепко),


акция «Не блогом единым», выпущена книжка «12 неудобных вопросов к Русской Православной Церкви».


Итогом работы стала самый современный и яркий на сегодняшний день учебник по Миссиологии Вашего покорного слуги «Практическая миссиология»

, куда вошел весь опыт работы и были проанализированы все проблемы, в том числе «почему Церкви не нужны активные молодые люди».

Вот такие итоги. Весьма позитивные и утешительные.

?

Log in

No account? Create an account