?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
(no subject)
boris_yakemenko

ПЛАТОН ЛОБАНКОВ

(материалы к биографии)

 

Историю Русской церкви ХХ в. мы только начинаем для себя раскрывать, но уже сейчас очевидно, что о каждом человеке в Церкви в те тяжелые годы можно было бы написать книгу в серии ЖЗЛ. Сейчас трудно представить, какого мужества и внутренней стойкости требовало решение устроиться на работу в храм, не говоря уже о том, чтобы принять монашество. Некоторое время назад автору этих строк удалось ознакомиться с личным архивом архиепископа Платона (Лобанкова) – одного из сотен тех, кто служил Церкви в самые тяжелые годы. Хочется надеяться, что со временем эти документы лягут в основу отдельной книги о Платоне (Лобанкове). 

Петр Лобанков родился в 1927 г. в с. Казинка Горловского района Рязанской области. Родители его были из крестьян. В 1941 г. окончил семилетнюю школу в с. Казинке, Рязанской области и на этом его светское образование завершилось. По окончании учебы устроился счетоводом в колхоз «Путь Ильича» на родине. Счетоводами старались ставить людей с образованием выше начального и назначение на эту должность было признаком государственного доверия. Однако по каким то причинам эта работа Петра не удовлетворяла и в 1943 г. он пошел на курсы трактористов в с. Даленово Горловского района Рязанской обл. и, по окончании их, начал работать трактористом краснооктябрьского МТС на родине. Работал хорошо. Об этом свидетельствует медаль «за доблестный труд» и значок «лучший тракторист».

Что произошло с ним потом, мы не знаем. Но с 1952 г. он оставляет свою прежнюю работу и становится псаломщиком Космодамианской церкви с. Летово Рыбновского района Рязанской обл. Вполне возможно, на его выбор повлияло то, что Рязанская область всегда была регионом с очень глубокой религиозностью. Огромную роль в формировании этой религиозности сыграл знаменитый Иоанно-Богословский монастырь в с. Пощупово. Скорее всего, Петр Лобанков неоднократно бывал в этом монастыре, беседовал с насельниками, что оказало влияние на выбор его жизненного пути. Кроме того, судя по некоторым данным, семья Петра была глубоко религиозна. Его мать за несколько лет до смерти (в 1950-х гг.) приняла монашество.  

Уже через год, в мае 1953 г. он отправился в Псково-Печерский монастырь и стал послушником. 9 июля 1953 г. Петр написал прошение на имя наместника монастыря архимандрита Пимена (Извекова), будущего Патриарха Московского и всея Руси. «Прошу Ваше Высокопреподобие о принятии меня в братство вверенной вам обители. Ибо я имею давнишнее твердое желание посвятить свою жизнь Господу Богу и служить Святой Православной Церкви». Наместник согласился «зачислить с испытательным сроком по усмотрению администрации». Послушник Петр нес в монастыре несколько послушаний. Пел и читал на клиросе, был «гостинником» и проводником по пещерам.

Однако в Псково-Печерском монастыре он задержался недолго. В начале 1954 г. наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Пимен был назначен главой Троице-Сергиевой лавры и Петр Лобанков «возымел желание» отправиться в Лавру вместе с архимандритом Пименом. Последний направил прошение на имя Святейшего Патриарха Алексия с просьбой «разрешить послушников ППМ Лобанкова Петра Георгиевича 1927 г.р. Ермакова Ивана Ефимовича 1892 г.р. откомандировать из братства ППМ и зачистить в братство СТСЛ в связи с крайней необходимостью их личного при мне присутствия по состоянию здоровья». Ответ был положительный. Так Петр оказался в Троице-Сергиевой Лавре на должности келейника наместника монастыря. В конце того же года Петр подает прошение о постриге в мантию и 7 марта 1954 г., в Прощеное Воскресенье «послушник ТСЛ Петр Лобанков за вечерним богослужением … пострижен в монашество с именем Платон в честь св. мученика Платона. Память 18 ноября». Уже на следующий наместник Лавры подал прошение о рукоположении монаха Платона во иеродиакона. 5 апреля 1954 монах Платон духовником Лавры архимандритом Петром был приведен к присяге («исповедан и по открытии его совести препятствий к рукоположению его во иеродиакона не встречается»). 7 апреля 1954 г. монах Платон был рукоположен во иородиакона Святейшим Патриархом Алексием в Богоявленском Патриаршем соборе в Москве. К рукоположению подводил архидиакон Антоненко. С этого времени он иподиакон и ризничий патриарха Алексия. 19 января 1961 г. на праздник Крещения он был рукоположен в сан иеромонаха опять же Святейшим в Богоявленском Патриаршем соборе в Москве. К рукоположению его подводил архимандрит Питирим (Нечаев), будущий митрополит.  

В 1964 г. уже игумен Платон окончил Московскую Духовную Академию. Учился на «четыре» (имел только одну тройку по «современному положению православной церкви). 22 декабря 1964 г. игумен Платон был назначен наместником Троице-Сергиевой Лавры. В 1965 году, уже в сане архимандрита, окончил аспирантуру при МДА. За сочинение «Свя­тительские труды Высокопреосвященнейшего Платона (Левшина), митро­полита Московского» был удостоен степени кандидата богословия. 18 июля 1970 г. был рукоположен во епископа Аргентинского и Южноамериканского в Троицком соборе Лавры патриаршим местоблюстителем Митрополитом Крутицким и Коломенским Пименом. Служил в Буэнос-Айресе, а год спустя епископ Платон был назначен (временно) епископом Ташкентским и Среднеазиатским «в связи с кончиной архиепископа Ташкентского и Среднеазиатского Гавриила. В Средней Азии он также провел только год и в 1972 г. стал епископом Воронежским и Липецким. В 1975 г. епископ Платон скончался и погребен под Москвой, в селе Черкизово Пушкинского района.

Епископ Платон имел множество наград различных стран. Среди этих наград можно встретить чешский орден Кирилла и Мефодия, орден св. равноап. кн. Владимира 3 степени, награды греческой и антиохийской церквей, несколько медалей. Кроме того, в разное время он был награжден палицей, крестом с украшениями. Многите подарки он передавал в ризницу Лавры. Так, сохранился акт о пожертвовании в Лавру пяти золотых часов в 1969 г.

Епископа Платона и сегодня многие в Троице-Сергиевой лавре, Самарканде, Буэнос Айресе, Воронеже вспоминают с теплотой. Человек простой и открытый, все время учившийся (остатки его библиотеки, которые приходилось видеть, говорят о широте его интересов), он был простым, внешне «незамечательным» человеком, на которых и держалась русская Церковь в самые тяжелые годы и которые двигали ее историю. Возвращение его памяти поможет восстановить еще одну страницу истории Русской Православной Церкви в ХХ столетии.