Борис Якеменко (boris_yakemenko) wrote,
Борис Якеменко
boris_yakemenko

Category:

СОВРЕМЕННАЯ ИКОНОГРАФИЯ

Казахстан порадовал новинками современной иконографии. Так, сенатор Сергей Кулагин (ранее глава администрации Кустанайской области) оказался на фреске, украшающей кафедральный собор Святого Иоанна Богослова в городе Рудном Кустанайской области Казахстана. Сенатор вместе с другими библейскими персонажами скромно встречает Христа, входящего в Иерусалим. Правда, без пальмовой ветви. Не подстилает он и свой пиджак под ноги осляти.





Начало (вернее, продолжение, о чем будет сказано далее) неплохое. Многие современные новаторы, давно пробившиеся на сцены театров, книг, в эфиры с «обновленными версиями» классики, поддержат данное начинание. Как говаривал (по легенде) один из таких новаторов «Давно пора в Церкви многое менять. Надоело однообразие. Я вот никогда не видел на иконах на руках у женщины девочку – всегда мальчик». Постепенно на иконах Троицы, Благовещения, Распятия и прочих образах начнут проглядывать вышки сотовой связи, мерседесы, реклама, в руках святых появятся телефоны и айпады. И в самом деле – если Матерь Божию на средневековом Западе изображали в пышных одеждах, созвучных эпохе, то почему тот или иной святой не может явиться на иконе в джинсах и футболке? Продолжая аналогии, можно ожидать, что те или иные значимые и узнаваемые личности будут появляться на иконах и фресках скромно стоящими рядом с Христом с полотенцем в руках, когда Он омывает ноги своим ученикам, поглядывающими из-за Мамврийского дуба на Трех Ангелов, падающими ниц вместе с апостолами на горе Фавор во время Преображения, оплакивающими Христа на Голгофе. Если может быть черный Христос или Богоматерь индианка, то такие мелочи никто не заметит.



Богоматерь индианка.



Несение Креста черным Христом.




Китайское Благовещение.

Как уже говорилось выше, эта тенденция не нова. В Троицком Наташинском храме города Люберец на фреске Страшного суда в толпе ожидающих вечных мук несколько лет назад были вполне узнаваемы Троцкий и Толстой. В церкви одного из африканских городов есть фреска, где Христос проклинает колющих героин, нюхающих клей и курящих анашу, каковые и корчатся у «подножия ногу Его». В одной из часовен подо Львовом рядом с Богоматерью стоят вполне узнаваемые фашисты со «шмайсерами» и украинские националисты. Есть «футбольная Богоматерь» и «икона» Махатмы Ганди.



«Святой» Махатма.



Футбольная Богоматерь.



Матерь Божия, покрывающая своим омофором фашистов, ОУНовцев и прочих.

Все эти тенденции свидетельствуют о том, что Церковь и Христа стремятся любым способом «осовременить», забыв, что Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же» (Евр. 13:8). В любом сакральном объекте или явлении, будь то храм или икона или просто чудо Божие значительная часть общества обязательно стремится увидеть что-то «свое», понятное себе, Путь, Истина и Жизнь понимаются только в привычных, часто примитивных категориях. «Старушка X, которая считает себя окончательно благоустроенной религиозно, - пишет священник Александр Ельчанинов, - когда я ей приношу что-нибудь почитать: «Ах, вот это совсем моя мысль, это надо выписать!» Самолюбивый человек безнадежно слеп и одинок: ничего ни в мире ни в людях он не увидит кроме себя и своего». И оттого кажется, что чудо, явленное сегодня, более убедительно, чем чудо на браке в Кане Галилейской, а святому, облаченному в современную одежду и с сотовым в руке легче обратиться, чем к одетому в хитон.
С другой стороны, стремление оказаться на иконе рядом с Христом может быть отчасти (лишь отчасти) оправдано желанием любой ценой «закрепиться» в этом мире, быть ближе к вечности, остановить течение времени. Только у одних это выражается в надписях на камнях пирамид «Здесь был имярек», а другие скромно теснятся в сторонке во время входа Господня в Иерусалим. Но в подоплеке одна суть – простая и понятная. Сознание бренности скоропреходящего многотрудного жития.
Как бы там ни было, такого рода явления, будем надеяться, еще не скоро станут достоянием церковной повседневности. Пусть Господь решит, кому место на фреске и какое оно, это место. Одесную или ошуюю. И заботиться об этом нужно самим людям, а не придворным иконописцам.
Subscribe

  • КОНЕЦ ЦИКа

    Памфилова объявила шпану Шнурова «президентом «Нашествия»» (по мощам и елей). Памфилова – глава ЦИК. Центральной Избирательной Комиссии.…

  • УТРАТА

    Мы лишились Долбо…ба, как Носик сам себя называл. В лентах – истерика. «На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Носика».…

  • МАЛЬЧИК - МОЛНИЯ

    И пишет боярин всю ночь напролет перо его местию дышит... Мединский оперативно ответил на претензии к своей «диссертации». Напомним, что…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 20 comments

  • КОНЕЦ ЦИКа

    Памфилова объявила шпану Шнурова «президентом «Нашествия»» (по мощам и елей). Памфилова – глава ЦИК. Центральной Избирательной Комиссии.…

  • УТРАТА

    Мы лишились Долбо…ба, как Носик сам себя называл. В лентах – истерика. «На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Носика».…

  • МАЛЬЧИК - МОЛНИЯ

    И пишет боярин всю ночь напролет перо его местию дышит... Мединский оперативно ответил на претензии к своей «диссертации». Напомним, что…