Борис Якеменко (boris_yakemenko) wrote,
Борис Якеменко
boris_yakemenko

Categories:

ПРАВОСЛАВНЫЙ СЕЛИГЕР (ИЛИ НЕМНОГО ОБ УПУЩЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЯХ)

Юрий Белановский заставил меня вспомнить православные смены Всероссийского образовательного форума «Селигер». Он отметил, что это была одна из самых эффективных миссионерских площадок в последние годы. И я с ним согласен. Не потому что руководил этими сменами и обязан соглашаться с любыми положительными оценками. А потому что это действительно было так и, думаю, почти все из нескольких тысяч человек православной молодежи, прошедших за минувшие годы через православные смены Селигера, согласятся со мной и с Юрием Белановским.
Напомним, что «Православный Селигер» (назовем его так) работал несколько лет - до 2009 года. Работал по благословению Святейшего Патриарха. С участниками смен работали сестры из сестричества во имя святителя Игнатия Ставропольского при московском храме Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище, десятки священников и монашествующих, архиереи.

Для решения предлагались масштабные задачи. Прежде всего, это активное миссионерство. Работа с теми, кто незнаком с Православием, борьба с сектами, миссионерская работа среди приезжих в целом. Миссионерская работа с теми, кто пришел в храм в первый раз. Создание православных сообществ и среды. Создание мест для встреч, общения, совместного проведения досуга, занятий спортом. Паломнические поездки по Святым местам. Организация и проведение паломнических поездок. Создание структур по трудоустройству (Преподавание, строительство, журналистика, фандрайзинг, юриспруденция, психология) и дальнейшая системная деятельность по реализации полученных знаний. Волонтерство (строительство храмов, распространение литературы, дисков, добровольные православные дружины), творческая самореализация (кино, ТВ, музыка, художественные мастерские живопись, пение), дискуссионные площадки (Организация и проведения общественных дискуссий на темы интересные обществу, связанные с Церковью и Православием в целом). Общественная деятельность, православная журналистика и блоггерство, православная мода, создание системы информации о происходящем в Церкви и государстве, технологии организации и проведения масштабных православных мероприятий. Для достижения этих целей работала большая образовательная программа, а также практические тренинги.
Образовательная программа «Православного Селигера» обеспечивалась преподавателями из ЦДРМ, ВШУ, других Московских ВУЗов, сестрами из сестричества св. Игнатия Ставропольского, духовенством и шла по 8-10 часов в день по целому ряду направлений: «Миссионерство», «Добровольчество», «Православная семья», «Православное
блоггерство и журналистика», «Современная православная мода», «Массовые акции», «Иконопись», «Организация молодежной работы на приходах», «создание православных проектов». По курсу «Православная мода» читались не только лекции и проводились тренинги по основам постройки композиции костюма, но были и показы православных мод. По вечерам шли демонстрации фильмов, которые затем обсуждались, работал дискуссионный клуб, проходили тренинги для закрепления знаний. Выпускались даже учебные пособия, как, например «техноглии организации молодежной работы на приходах».
Интересной частью программы, частью, сведшей с ума охранительную часть Интернета, был православный «Аниме дом» - сообщество молодых православных любителей японской мультипликации, изучавших, помимо общей программы, японскую культуру и личность свт. Николая Японского. Они же подготовили иллюстрации в аниме
стиле к «Новому Завету» (спасибо главной «нэко» Ксане Шанжаевой, бессменному руководителю «Аниме дома»). Выставка изображений русских святых в стиле аниме, созданная участниками «Аниме дома» (и затем прошедшая на московских улицах) вызвала огромный интерес у участников форума и множество дискуссий в Интернете.
Гостями православных смен Селигера были политические деятели, руководители городов и регионов, бизнесмены. Регулярными гостями, лекторами смены были отец Всеволод Чаплин, отец Андрей Кураев, иеромонах Макарий (Маркиш), архимандрит Зосима (Шевчук), игумен Сергий (Рыбко), отец Георгий Рощин, отец Димитрий Смирнов, архиепископ Белгородский Иоанн, покойный отец Даниил Сысоев, подготовивший целую программу развития православной смены, но так и не успевший эту программу реализовать.

Перед участниками смены выступал концертный хор Троице-Сергиевой лавры, фольклорные коллективы и даже знаменитый Кен Хенсли, основатель всемирно известной британской группы Uriah Heep, искренне верующий человек, превративший свой концерт в проповедь христианства.
О богослужениях «Православного Селигера» следует сказать особо. На каждом Православном Селигере на открытой сцене обязательно служилась миссионерская литургия с пояснениями (на одной из литургий пояснения давал отец Андрей Кураев и эта литургия была записана на DVD). Одна из литургий «Православного Селигера» была архиерейской, которую отслужил владыка Иоанн Белгородский с собором духовенства из Москвы, Ярославля, Саранска, Сахалина, Осташкова и т.д. Несколько раз служились всенощные.

Ежедневно с 22 часов до 2-4 часов ночи совершалась исповедь. Большинство исповедовалось в первый раз и поэтому нередко исповедь одного человека шла час или два. На каждой православной смене совершалось крещение прямо в водах озера Селигер, а также венчание. Для богослужений и треб ежегодно устанавливалась часовня во имя святого благоверного князя Владимира (а на первой смене их было две – еще одна во имя Казанской иконы Божией Матери), где можно было бесплатно поставить свечи и подать записки, которые затем передавались в Нилову Пустынь или прочитывались за панихидой прямо в часовне. У часовни сложилась «православная миссионерская площадь» - рядом стояли артобъекты (лестница в рай, дверь в ад, откуда вырывался удушливый дым), здесь же работал «миссионерский лоток», где продавались православные книги, иконы, утварь. 


Сестры из сестричества св. Игнатия, продававшие книги, вели миссионерские беседы, отвечали на вопросы. Кстати, по заведенному обычаю, любой человек, купивший любую мелочь, не уходил без подарка (книги или иконы), который нередко был дороже покупки.
Здесь же на площади проходили основные миссионерские акции, как, например, «пригвозди свой грех».

У этой часовни на площади на последней смене была отслужена литургия, где пел хор из добровольцев, собранный и организованный одной из сестер упоминавшегося уже сестричества. Все годы одной из самых заметных и активных делегаций форума была делегация с о. Сахалин во главе с отцом Виктором Горбачом. Отец Виктор участвовал во
всех мероприятиях форума, участники делегации всегда были готовы помочь, всех объединяли, всем помогали и всегда были впереди. Участники смены активно миссионерствовали среди проживавших одновременно с нами нескольких тысяч участников других смен, на ходу придумывая яркие, необычные миссионерские форматы. Торжественно отмечали день княгини Ольги, чествовали многочисленных Ольг, а однажды, очень
переживая по поводу того, что княгиня Ольга никогда не была на Селигере, но желая
увековечить ее память, поставили высокий крест с надписью «на этом месте никогда не была
княгиня Ольга».
Вспоминали Крещение Руси, однажды даже воздвигли идола и воссоздали сцены тысячелетней давности – толпа православных христиан, вооруженных бензопилой, свергла идола (которого сама же и установила накануне) и ввергла его в озеро. Результатом было неожиданное продолжение из тьмы веков восстала языческая «погань», выловила
идола, восстановила его, однако он вновь был свергнут, после чего язычники бежали в Интернет, где продолжили нападки.

 Участники смен активно работали с Ниловой Пустынью, духовенство и монашествующие которой оказывали самую разностороннюю поддержку православной работе форума. Участники смен работали в монастыре, знакомились с его духовной жизнью. Традиционно в последний день смены в Ниловой Пустыни для участников смены служился молебен, все прикладывались к мощам преподобного Нила Столобенского, духовное покровительство которого участникам смен было несомненным.
Огромную роль в организации духовной жизни форума сыграли игумен Сергий (Рыбко), иеромонах Макарий (Маркиш) и отец Даниил Сысоев. Помимо лекций, они исповедовали, крестили, беседовали, проповедовали, всегда были окружены огромным количеством народа и являли собою образ настоящих пастырей, которые «душу свою полагают за овцы». Их усилиями была прекращена деятельность оккультной секты, приехавшей под видом «психологических тренингов» на смену «Лидерство». Примечательно, что никто из руководителей и преподавателей (ни ЦДРМ, ни священники, руководители делегаций), не требовали для себя особых условий. Все питались из одного котла, жили в
палатках, вместе выходили на утренние и вечерние молитвы, линейки и все обязательные мероприятия. И это создавало особую атмосферу общего делания. 

Очень многих людей Православный Селигер серьезно подвинул к творчеству, раскрыл организаторские и миссионерские способности. Максим Марков из отдела по связям Церкви и общества показал себя как хороший, талантливый и бесконфликтный организатор и руководитель, две Анастасии из Санкт-Петербурга (мама с дочкой) оказались прекрасными, убежденными и убедительными миссионерами, парни и девушки из ЦДРМ на ходу придумывали яркие миссионерские форматы и ходили по всему форуму, а потом прямо на дороге ставили столы и отвечали на самые провокационные вопросы, убеждали, спорили, вокруг них стояла толпа. Подключалось духовенство, заработала акция «чайный батюшка» (с вас вечерний чай, с нас батюшка с банкой сгущенки, который ответит на все вопросы и просто интересно поговорит о злобе дня) и т.д. А отец Макарий на сигвее… А отец Всеволод Чаплин, безмятежно спящий после лекции у озера на траве… А носилки, заваленные сладостями, сгущенкой и прочим, торжественно влекомые по Селигеру под лозунг «Не сотвори себе кумира»…. И серьезные, умные разговоры и споры у костров и хорошая, здоровая усталость вечером.

Конечно, были и недовольные. Они всегда есть. Один из них, иеромонахи «миссионер», хорошо принятый на Селигере, сытно евший, получивший приличные деньги за свои лекции (никто из священников, выступавших в качестве гостей с лекциями, денег не брал, даже когда предлагали, платили только тем, кто работал преподавателем), никем не обиженный, до сих пор при любой возможности ругает Православный Селигер и откровенно лжет о нем. Зачем? Не знаю. Бог ему судья. Кого-то, случалось, и выгоняли, но таких было мало. Очень мало в масштабе Православного Селигера. 

В итоге следует констатировать – прекращение работы православного Селигера стало одной из важнейших упущенных миссионерских возможностей в современной православной работе с молодежью. Уже сейчас очевидно, что другой такой площадки для развития миссионерских проектов и их немедленной апробации больше нет
нигде. Не случайно отец Макарий (Маркиш), отвечая на вопрос «должны ли быть еще такие «Селигеры»?» сказал очень точно «только такие «Селигеры» и должны быть. Это была площадка, где всем было понятно, что мы делаем, как мы делаем и для чего мы делаем.

P.S. В прошлом году бессменный и неформальный руководитель Селигера всех лет Василий Якеменко сказал мне, когда мы куда-то шли по форуму, «а ты знаешь, без часовни не то что-то. Неуютно как-то. Пусто». И это правда.


Tags: РПЦ, Селигер
Subscribe

  • КОНЕЦ ЦИКа

    Памфилова объявила шпану Шнурова «президентом «Нашествия»» (по мощам и елей). Памфилова – глава ЦИК. Центральной Избирательной Комиссии.…

  • УТРАТА

    Мы лишились Долбо…ба, как Носик сам себя называл. В лентах – истерика. «На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Носика».…

  • МАЛЬЧИК - МОЛНИЯ

    И пишет боярин всю ночь напролет перо его местию дышит... Мединский оперативно ответил на претензии к своей «диссертации». Напомним, что…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 80 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • КОНЕЦ ЦИКа

    Памфилова объявила шпану Шнурова «президентом «Нашествия»» (по мощам и елей). Памфилова – глава ЦИК. Центральной Избирательной Комиссии.…

  • УТРАТА

    Мы лишились Долбо…ба, как Носик сам себя называл. В лентах – истерика. «На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Носика».…

  • МАЛЬЧИК - МОЛНИЯ

    И пишет боярин всю ночь напролет перо его местию дышит... Мединский оперативно ответил на претензии к своей «диссертации». Напомним, что…