Previous Entry Share Next Entry
КОНЕЦ ИЛИ НАЧАЛО?
boris_yakemenko
Человечество переживает серьезный кризис. Кризис не только экономический, политический или социальный, а прежде всего кризис понимания того, что происходит. Сегодня человек впервые столкнулся с тем, что право управлять обстоятельствами собственной жизни все очевиднее приходится уступать технике, цифре, сети, которые отличаются от человека или животного прежде всего тем, что совершенно непредсказуемы. Кризис управления обстоятельствами (условно обозначим этим термином происходящие процессы) совпадает еще с несколькими явлениями.

Прежде всего, это дошедшее до предела сжатие исторического времени. Об этом уже приходилось писать (П.С.Капица стал одним из первых у нас в России, кто обратил внимание на этот феномен). Заключается он в том, что каждая эпоха намного короче предыдущей. Каменный век продолжался сотни тысяч лет (формы топоров и рубил не менялись тысячелетиями), рабовладение - несколько тысяч лет, феодализм тысячу, а капитализм семьсот или восемьсот лет. Век техники начался чуть больше века назад, век компьютеров – сорок, а цифровых технологий и виртуальной реальности – около двадцати лет назад. Сегодня модель машины, компьютера, телефона меняется дважды в месяц, дальше они будут меняться раз в два дня. Значит, следующая эпоха продлится пять лет, та, что за ней - год, потом месяц, неделю. То есть близится точка технологической и хронологической сингулярности, за которой новая эпоха и новая цивилизация.

Вместе с этим к решающему рубежу подошла сложность приборов, механизмов, систем. Сегодня уровень сложности критический, то есть продолжение усложнения системы будет приводить уже не к улучшению скорости и качества, а к задержкам и катастрофам. В современной сверхсложной системе сегодня всегда чего-то не работает, сбоит, не коммутируется и т.д. Только в одном случает это не горит светодиод, а в другом замыкает систему и она отказывает. То есть двигаться дальше можно только при условии, что системы научатся контролировать себя сами, сами будут думать и принимать самостоятельные решения. То есть возникли условия для появления еще одной системы, которая будет спорить с нами на вечную тему о том, кто был первым – курица или яйцо. Еще одна проблема, напрямую связанная со сложностью и мощностью современных систем, состоит в том, что такие системы становятся очень уязвимы, а катастрофы, связанные с ними, имеют огромную энергию разрушения и поражения. Сбой в электронной банковской сфере, отказ систем поддержки сотовой связи, зависание почтового сервера ведут к параличу жизненных процессов сотен тысяч людей. Авария на атомной станции приводит к обезлюживанию целых городов и районов, гибели и тяжелым заболеваниям тысяч людей.

Еще одно любопытное наблюдение. История имеет 500-летние циклы, на изломах которых всегда происходят цивилизационные изменения. Середина первого тыс.л. до н.э. стала временем рождения Будды и буддизма, временем, когда жили и действовали выдающиеся иудейские пророки. То есть в это время закладываются и формируются духовные и социальные основы крупнейших цивилизаций. Начало нашей эры ознаменовалось пришествием Христа и началом принципиально новой эпохи, в рамках которой мы существуем и сегодня. В середине первого тыс.л. н.э. возникает Ислам и вместе с ним рождается новая культура, мировоззренческие и религиозные принципы. Европу в этот время сотрясают нашествия кочевников, это эпоха окончательного складывания современных славянских этносов. Еще через 500 лет, накануне окончания первого тысячелетия Европа вступает в переломную полосу, характеризовавшуюся эсхатологическими ожиданиями, катастрофами, потрясениями, названными позднее «кошмаром 1000-го года». Выдающийся французский историк Мишле в своей многотомной «Истории Франции» писал, что происходило «несчастье за несчастьем, разрушение за разрушением. Должно было случиться что-то еще, и этого все ожидали. Заключенный ожидал во мраке темницы, заживо похороненный en pace; крепостной крестьянин ожидал на своем поле, в тени зловещих замковых башен; монах ожидал в уединении монастыря, в одиноком смятении сердца, мучимый искушениями и собственными грехами, угрызениями совести и странными видениями, несчастная игрушка дьявола, упорно кружившего вокруг него ночью, проникавшего в его убежище и злорадно шептавшего на ухо: «Ты проклят!»» Из кошмара тысячного года Европа прорывается в эпоху высокой готики, выдающихся культурных достижений XI-XII вв. В середине второго тысячелетия открывается Новый свет, а в Старом свете формируется Протестантизм, раскалывается единое религиозное пространство Европы, капитализм окончательно вступает в свои права. Для России эти рубежи также были актуальны. На Руси в XI веке окончательно сформировалось государство, произошел культурный взлет, который можно оценивать по храмам и живописи Владимира, Новгорода, Киева XI-XII вв. Конец XV-XVI вв. это эпоха национального подъема, вызванного падением Константинополя, эсхатологические ожидания, брожение в умах (ересь антитринитариев), завершение формирования государства, строительство Кремля в Москве. Что происходит сейчас, на рубеже тысячелетий, во всем мире, а не только в России и Европе, объяснять не надо. То есть все говорит о том, что мы на переломе эпох.

Одновременно с этим мы переживаем эпоху заката капитализма (об этом исчерпывающе недавно написал Ф.Фукуяма), а также третью в человеческой истории информационную революцию. Первая произошла, когда была изобретена письменность (тогда же возникли первые цивилизации, успех развития и становления которых во многом был связан с письменностью – достаточно посмотреть на историю Месопотамии и Египта). Вторая произошла вследствие изобретения книгопечатания и не просто совпала, но явилась одним из стимулов к началу нового времени. Сегодня Интернет революция подводит черту под прежней цивилизацией и открывает первую страницу новой цивилизации будущего, которую иногда принято называть «постчеловеческой» или цивилизацией «человеко-интернета».

Итак, первый импульс кризиса – это переход хронологических рубежей. Второй – страх перед разбуженной и необузданной энергией неведомого. Процессы, происходящие в Интернете, заставляют приходить к совершенно неожиданным выводам. Как известно, взаимодействие нейронов в мозгу человека построено следующим образом: каждый нейрон обменивается сигналами, взаимодействуя не с одним нейроном, а с очень многими. Кроме того, траектории нервных импульсов представляют собой петли, когда один и тот же сигнал несколько раз возвращается к стартовой точке. То есть Интернет формируется и функционирует сегодня по тем же принципам, что и мозг. Это убедительно подтверждают снимки мозга, Интернета и, что еще более интересно, вселенной, которая представляет собой такую же разветвленную структуру.

Структура головного мозга
Структура головного мозга

Структура вселенной
Структура вселенной

Схема Интернета
Структура Интернета (с сайта Opte.org)

Иными словами, в основе минимум двух (мозг и Интернет), а максимум всех трех процессов лежат одни и те же основополагающие принципы. И основная проблема в том, что в настоящее время неизвестно, что это за принципы, как они действуют на возникновение и эволюцию таких сложных сетевых структур и, самое главное, как они создают иерархию в энтропии, как упорядочивают последнюю? Заведующий лабораторией Института химической физики РАН, д.ф-м.н. В.Аветисов, отмечает, что еще одной важнейшей особенностью этих систем становится их автономность, «подобные иерархические системы могут возникать и без участия живого, вполне самопроизвольно». Это заключение подтверждает и профессор, д.с.н. Л.Ионин: «Проектирование гигантских сетей во всех сферах жизни приводит к тому, что эти сети действуют сами по себе независимо от желания проектировщиков, производят эффекты, которые от них не ожидались, они как бы начинают приобретать собственную жизнь, независимую от проектировщика. Чем дальше будет развиваться Интернет, тем больше он будет выходить – как коммуникационная сеть – из-под контроля. Я бы это так сформулировал: Бог приходит из Интернета, он оттуда появляется, он там рождается». (НГ-Наука.8.09.2010)

Итак, Интернет – самоорганизующаяся система, неизбежно начинающая жить своей жизнью и одна из исходных точек кризиса заключается именно в том, что человек сегодня уже осознает, что рядом с ним появилось непредсказуемое существо, система, которая не просто живет самостоятельно, независимо, но стремительно развивается. Развивается, подчиняя себе все новые сферы жизни человека и иллюстрацией этого является то, что к 2020 г. в мире будет около 22 млрд. устройств, подключенных к сети, возможности сочетаний которых бесконечны. И проблема в том, что человеческий мозг не эволюционизирует, в отличие от Интернета, направление и скорость эволюции которого непредсказуемы. Не говоря уже о несопоставимой разнице мощностей. Скорость распространения сигналов между нейронами — 100 м/с, между микросхемами — 300 000 км/с (скорость света), время срабатывания у нейронов мозга человека в миллиард раз меньше по сравнению с кремниевыми элементами и этот разрыв продолжает нарастать. Человек конечен, он не копируется, Интернет бесконечен, потому что способен, не погибая, воспроизводить сам себя, создавать бесконечное количество полностью аутентичных копий. Поэтому на очереди неизбежно грид-компьютинг, квантовые компьютеры, умная пыль из микроскопических микропроцессоров, которая будет распространять не только информацию, но любые ощущения, переживания, решения. А также еще многие другие гаджеты, над которыми уже ведется работа. То есть современный кризис – это, прежде всего, кризис прежних форм жизни, подсознательный страх перемен у значительного количества людей, страх, подстегиваемый безысходностью их непременного осуществления, страх перед вопросами без ответов, среди которых главный – что дальше?

Бояться ответа на этот вопрос не следует, тем более, что примерно понятно, что будет дальше. Человек станет частью сети. Сегодня человек уже работает и живет на пределе своих возможностей. Люди работают без выходных, без отпусков, по 20 часов в сутки. Не случайно через несколько лет по прогнозам депрессия станет самым распространенным заболеванием на планете. Скорость восприятия и переработки информации у человека сегодня на пределе. На пределе и физические возможности. Не случайно в спорте все больше допинговых скандалов, а новые спортивные победы измеряются уже миллиграммами, микронами, миллиметрами, ибо можно поднять 200 килограммов, но 400 все равно не поднять. Можно прыгнуть на 10 или 15 метров, но на 70 все равно не прыгнуть. То есть наступает время, когда человек должен уступить место рулевого в кабине корабля прогресса и цивилизации Интернету и порожденным им идеям, системам, организмам, а сам стать в лучшем случае штурманом, в худшем - пассажиром.

Дальше именно Сеть станет производить и распространять новые смыслы, политические и социальные идеи, по которым будет жить человечество. Новый критерий истины: «это решил Интернет». Все знают, что многие идеи рождаются в ходе «мозгового штурма» нескольких человек. А когда мозговой штурм осуществляют миллионы людей, когда система соединяет идеи самым причудливым образом? Сеть начнет отменять профессии – человек, связанный с обществом только сетью, сможет сам себя лечить, учить, клонировать, кормить. Уже создан принтер Cornicopia («рог изобилия»), берущий рецепты из Интернета, работающий по принципу 3D-принтера и печатающий еду из составов, находящихся в картриджах. При этом возможны принципиально новые, поразительные сочетания вкусов и точный контроль калорий, витаминов, белков, жиров и углеводов.

Принтер-еда
Принтер Cornicopia

Исчезнут (и уже исчезают) традиционные СМИ, ибо все становятся журналистами. Britannica теперь только в онлайне, Wall Street Journal только в онлайне, Life только в онлайне. New-York Times продал свой телеканал и перешел на Интернет вещание, на Ohmynews новости создаются «всем миром», тысячами людей (уже родилась новая профессия «просьюмер» - продюсер и консьюмер информации). Многое будет обобществлено, что-то отменится. Например, авторское право, печатные носители, деньги, ибо человеку можно начислять не доллары или рубли, а просто единицы. Известный французский футуролог Ж.Аттали считает, что обязательной для всех станет абсолютная прозрачность всего – счетов, интересов, предпочтений, личной жизни. В конечном итоге новое компьютеризованное человечество нужно будет расселить на новой виртуальной планете, где каждый сможет создавать и преобразовывать себя и свое пространство сам. И такие попытки уже делаются – ведутся работы над созданием полной копии Земли в 3D (уже создана и доступна модель земли в 3D (EINGANA) с точностью до одного сантиметра).

Таким образом, причины кризиса совсем в ином. Не в финансах, диктатурах, бескультурье и прочем. Они в том, что под натиском новой цивилизации исчезает почва под ногами, и нет ничего, ни одного явления, вещи, системы (кроме Интернета), в чьем неизменном будущем человечество могло бы быть уверено. Настоящее сегодня это продолжающееся прошлое, никак не могущее закончиться «вчера» (как в фильме «День сурка»), а подлинное настоящее не удается догнать, потому что оно слишком быстро изменяется. С другой стороны, схожесть организации совсем непохожих систем заставляет задуматься над тем, что у всех трех есть Создатель. И если это так, то у человечества есть точка опоры, которая заключается в вере в то, что если Он Любовь, то все эти перемены есть муки рождения нового мира, создающегося во благо человека.

Бог с циркулем

  • 1
Благодарю.

Но дело в том, что естественные роды (рождение) проходят в благости, а не в муках. А среднестатистический гномик, зашивающийся от набранных у ростовщиков кредитов, видит новый мир очень смутно, даже в Великом Онлайне. В последнюю очередь он найдет спасение в рабской библейской концепции.
Что же до Создателя и точек опоры, то они, действительно, в Любви. Только между человеком и любовью к создателю быть посредников не должно.
Если интернет (объединение людей/пользователей) даст нам новую мировоззреческую концепцию не опирающуюся на религию, а на истиную Веру создателю (не В создателя), то бояться его не нужно. Это, по-моему, нужно доносить до народа.

Когда же они тексты научатся читать целиком? О, горе мне...

Первые абзацы по диагонали, каюсь, но Концепцию Общественной Безопасности я уже изучал. А вообще все прочитал, не горюйте. Пусть я написал не то, что вы бы хотели увидеть, но на то он и интернет. Необузданный, непредсказуемый. Благодарю за внимание и понимание.

Так и знал... По диагонали...

Edited at 2012-10-21 07:50 pm (UTC)

КОНЕЦ ИЛИ НАЧАЛО?

User uralsky referenced to your post from КОНЕЦ ИЛИ НАЧАЛО? saying: [...] Оригинал взят у в КОНЕЦ ИЛИ НАЧАЛО? [...]

Не могли бы Вы указать источник. Заранее спасибо.

Указать источник чего?

ахахаха, сейчас отрубят нам интернет по усмотрению Царя, вот и будет конец всем мытарствам, снова станем людьми.

то, что люди стали депрессивными, не спобоными ни на что, стали бояться жить - это факт.

Кто отрубит? Зачем? Разве об этом хоть что-то выше сказано?

я не удивлюсь, если многие страны придут к ограничению информации в интернете. Отрубят главы государств. Правительство, еще кто-нибудь очередным федеральным законом. Я вот на грани того, чтобы попросить это, может, только этого и добиваются, потому что поток информации, действительно, ужасающе велик, причем информация злая, разрушающая личность. Люди смотрят и не понимают, почему Собчаки и Навальные собирают площади и становятся искусственно героями поколения, а им приходиться стоять в очередях в больницы и быть униженными в регистратуре и т.д. Хорошо, когда такие люди молодые и могут бороться, а если такие люди старые? Откуда деньги у медийных личностей, чем они лучше тех, кто рожает, работает, и старается жить для себя? вот и получается, что психологическая составляющая общества действует удручающе, уничтожает большинство жителей (РЕАЛЬНЫХ) страны изнутри. Когда, простите, пилят Кресты и их не находят, у простых людей возникает огромное чувство несправедливости, неудовлетворенности, неверием Истине и т.д. Должен быть хотя бы достойный ответ на это всё, пока его нет. Вот где наши спец службы дают осечку.

Борис Григорьевич, после прочтения Вашего текста у меня возник вопрос: Вам не кажется, что картина будущего, которая предстаёт перед читателем, приобретает, так сказать, инфернальные черты. Прежде всего, складывается впечатление, что происходит упразднение человека как субъекта исторического процесса. Конечно, все те факты, о которых Вы говорите, имеют место быть. И сжатие исторического времени, и информационная революция, и перелом исторических эпох, очевидно назревший и неизбежный, и, наконец, кризис естественных (биологических, интеллектуальных и т.д.) способностей человека, - всё это очевидные факты, отмахнуться от которых нельзя. Уже давно, после «Смысл и назначение истории» Ясперса, я пытаюсь найти для себя ответ на вопрос: какое будущее ждёт человечество, каким будет новое «осевое время»? Но ведь та перспектива, которая вырисовывается при прочтении Вашего текста, имеет беспрецедентный характер. Никогда ещё за время существования человеческого вида его роль в картине грядущего не уменьшалась, напротив, только росла. Понятно, что, если мы абстрагируемся от антропоцентричной модели, эта проблема может оказаться далеко не первостепенной. И, тем не менее, становится как-то не по себе...
Кроме того, если мы говорим о творце и его детище, «начинающем жить собственной жизнью», то невольно на ум приходит аналогия Бога-творца и человека, которому была дарована свобода воли. При этом, если опираться на канонические тексты, человек распорядился своей свободой не лучшим образом. Не получится ли так же и с интернетом? И в этом случае остаётся уповать только на Любовь?
К тому же интернет сам по себе, это ведь только иллюзия, некий, с позволения сказать, эвфемизм. За «интернетом» стоят люди, миллионы и миллиарды пользователей. Конечно, можно вспомнить принципы синергетики: мозг (не говоря уже о сознании), без сомнения, есть нечто большее, чем простая сумма нейронов. Так же и интернет можно рассматривать как нечто большее, чем простая сумма пользователей. Но, тем не менее, в основу системы положен человек, который гораздо сложнее простого нейрона. Отсюда возникает масса противоречий, основанных на несовершенстве человеческой природы. И этот «интернет» должен стать «новым критерием истины»? «Vox populi vox Dei»? Как-то не по себе становится от такого «критерия истины»...
Не лучше ль было бы, если бы интернет оставался лишь инструментом человеческого саморазвития. Не было бы большим благом, если бы не останавливался процесс эволюции человека, если бы он рос над самим собой (как ни банально это прозвучит)? Человек, ставший частью сети, может утратить своё человеческое естество, перестать быть самим собой. Конечно, перспективы homo sapiens, в том виде, как он существует сегодня, довольно призрачны. Но утрата контроля над собственным будущим чревата катастрофическими последствиями. И ключевое слово здесь «непредсказуемость». Если мы не способны оставаться хозяевами этого мира в нашем нынешнем состоянии, не следует ли предпринять необходимые усилия для того, чтобы изменить самих себя, а не надеяться на лучшее?
Возможно, я не совсем верно интерпретировал Ваш текст. Если так, то прошу меня извинить и, если это возможно, поправить. Кроме того, хотел бы уточнить: как следует воспринимать этот текст? Это некий прогноз, предполагающий определённые допущения, сухая констатация фактов или Ваше представление о наиболее благоприятном варианте развития событий?

Николай, этот текст и отчасти прогноз и констатация и представление (сиречь прогноз). Мне как раз не хотелось, чтобы этот текст воспринимался мрачно, эсхатологически. Речь о том, что возможны варианты, но общая тенденция уже понятна. И чем скорее мы осознаем вероятные направления развития, тем быстрее мы сможем начать управлять. Но до тех пор, пока мы объект, а не субъект процесса, пока мы не догнали, он будет управлять нами. Это как машина, пошедшая юзом по ледяной дороге. Шанс выкрутить ее рулем обратно, в нормальное состояние, есть, но зависит уже все не только от руля. Я не сомневаюсь, что новая эпоха на подходе, понятно и то, что будет цивилизационный взрыв (он уже начался, пошел разгон, но пока еще не разнос) и надо хотя бы мысленно догнать, а лучше опередить. Бояться же того, что Интернет станет продолжением человека, не стоит. Машина и телефон давно стали продолжением человека, он не может без них, но ничего страшного. Опять же вопросы морали, четких нравственных правил встают сегодня особенно остро, ибо человек, вооруженный такими правилами, существующий в их координатах не будет испорчен никакими внешними обстоятельствами. А Интернет это именно внешнее обстоятельство.

Кстати, я очень подробно пытался рассмотреть угрозы человеку еще в одной статье "Церковь на переломе". Опасность нового протестантизма мне кажется гораздо более ощутимой, нежели власть цифры.

Должен признаться, что не уделил должного внимания Вашей серии статей про Церковь в современных условиях. К сожалению, в условиях острого дефицита времени приходится дозировать собственное внимание. Однако теперь, после того как внимательно её прочитал, я убедился, что несколько превратно интерпретировал обсуждаемый здесь текст. Собственно говоря, он меня удивил именно потому, что сделанный Вами прогноз несколько противоречит той системе ценностей, защитником которой я Вас всегда представлял. Теперь, как мне кажется, я понял причину моего недопонимания. Текст «Конец или начало» показался мне прогнозом, лишённым проблематизации. Иными словами, у меня сложилось впечатление о Вашем нейтральном или даже положительном отношении к описываемой перспективе. Но, убедившись в том, что наше понимание всех рисков созвучно, хотел бы задать Вам другой вопрос: какие методы и инструменты способны, по Вашему мнению, уберечь нас от тех пагубных последствий, которые влечёт за собой тотальная «интернетизация» (я имею в виду не узкий вопрос «цифры», а совокупность проблем, стоящих перед человечеством, в т.ч. и проблему «нового протестантизма»)? Те меры, которые Вы описали в статье «Русская церковь перед вызовом протестантизма» относятся всё-таки непосредственно к церкви. Но Церковь и те кто приняты в её лоно - это не всё человечество. К тому же Церковь это «институт» (как принято говорить у наших либеральных «друзей»), возникший на переломе предыдущих эпох. Тогда она являлась инструментом прогресса человечества. Сегодня же уместно говорить о поиске адекватного ответа на вызовы времени, но едва ли церковь способна стать локомотивом, двигающим человечество в будущее.
Меня не покидает ощущение, что в очередной раз произойдёт повторение грустной истории (прогуляемся по тем же граблям). В своё время Маркс оказался весьма точен в своих прогнозах относительно будущего западной цивилизации. Правда, благодаря хорошо всем известным событиям произошла некоторая нивелировка пагубных последствий капиталистического прогресса. Но чем всё закончилось? Всё закончилось обществом потребления. Маркс рассуждал в рамках системы ценностей эпохи просвещения. Он надеялся, что человек способен употребить своё свободное время на саморазвитие и самосовершенствование, что являлось непременным условием возникновения коммунизма. XX век стал эпохой тотального краха идеалов просвещения. Вопрос в том, как сделать так, чтобы те тенденции развития, которые сегодня уже достаточно очевидны, не выпустили из клетки зверя, а, напротив, способствовали воспитанию лучших человеческих черт (если позволите, черт божественных).

Николай, мне представляется, что, поскольку мы живем в парадигме христианской цивилизации, указанные проблемы стояет перед всеми вне зависимости от личного отношения к Абсолюту. Можно вспомнить, что петровское форсированное галломанство неизбежно привело к катастрофе в Церкви (даже если бы он не предпринимал для создания этой катастрофы специальных мер). Точно так же указанные в статье угрозы для личности и пр. являются угрозами для человека в целом, для его социокультурного и ментального основания. Думаю, что если "нового протестантизма" нам избежать удастся, то трансформации традиционных религиозных институтов вряд ли.Цивилизационные взрывы, подобные тому, который мы сейчас переживаем, всегда либо приносят новые религиозные представления либо трансформируют старые (можно вспомнить феномен возникновения ранних цивилизаций (7-6 тыс. л. до н.э., переход от бесписьменых эпох к письменным), крушение античного мира (рубеж эр) и т.д. Лучше к этому быть готовыми, предвидеть и тогда предусмотреть, чем можно поступиться или что трансформировать из, например, обрядов, чтобы не затрагивать догматы. Кроме того, периоды очарования первыми прорывами в той или иной технологической области (как, например, ядерная энергия), которые всегда однобоки и субьективны, сменяются периодами трезвого взгляда на проблему и ее комплексного, объективного восприятия. С Интернетом, думаю, будет (и уже начинается) то же самое - утихает болтовня о "территории полной свободы от всего", появляется законодательство, ограничения и пр. Кроме того, еще раз повторю, что религиозные институты должны сегодня доказать, что нравственный закон и моральные ограничители (а культура, как известно по К.Леви-Строссу это "система искусственных ограничений, накладываемых на естественное поведение человека) как никогда актуальны в наше время и работают, как противовес бездумной и тотальной Интернетизации. Если религиозные институты сумеют это сделать, они докажут миллионам людей, равнодушных к религии и Церкви, что религия и Церковь сегодня нужны.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account