?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
LABREM EXERCENS
boris_yakemenko
«Свершая труд». С этим словосочетанием неразрывно связана вся жизнь человека. Живет, любит, добивается, мыслит … и все labrem exercens. Обязанность трудиться утверждена религиозными положениями, этика труда обоснована в работах крупнейших мыслителей. «Все вещи - в труде», - говорил Экклезиаст (Еккл. 1.8) Апостол Павел вспоминал, что ни у кого не ел хлеба даром, но «занимался трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас… Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь». (Фес.3.11) Ориген подчеркивал, что «Бог создал человека существом, нуждающимся в труде», св. Иоанн Златоуст писал: «Не станем стыдиться ремесел и будем считать бесчестием не работу, но праздность», св. Василий Великий приравнивал труд к выполнениям заповедей Господних. Об этом же говорят учителя западной церкви. «Тяжким благом» называл труд Фома Аквинский. Ансельм Кентерберийский риторически спрашивал: «Не рожден ли каждый человек для труда как птица для полета?», а Бертольд Регенсбургский считал, что способность к профессиональной творческой работе есть второй дар Бога человеку после первого дара – свободы воли.
Труд1
В России отношение к труду считалось одной из важнейших мерок нравственного здоровья человека, его способности к жизни в обществе. Труд оценивался в моральных категориях, ибо воспринимался как «подвиг», составная часть аскезы, формирующей и совершенствующей душу, воспитывающий самодисциплину. Поэтому преподобные Кирилл Белозерский и Иосиф Волоцкий работали в пекарне, кололи дрова, до нас дошли рабочие инструменты преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского.
Труд
Патриарх Никон во время строительства Новоиерусалимского монастыря подносил кирпичи на своды храма вместе с каменщиками. Не случайно в древнерусских источниках «трудниками» называли подвижников. Залогом личного и общественного благосостояния труд считался и в СССР (не будем сейчас вдаваться в тонкости и детали типа «справедливой оплаты» - это не предмет рассмотрения в данном случае). То есть «работа и труд все перетрут», «кто любит труд, того люди чтут» и «старание и труд к счастью ведут».
Труд5

В 1990-е годы все изменилось. «Лучше кашки не доложь, но работой не тревожь», «от работы не будешь богат, будешь горбат», «от трудов праведных не наживешь палат каменных». Среди прочих либеральных завоеваний типа свободы раздеться на сцене и свободно написать на стене или в газете матерное слово, одним из важнейших достижений был свободный отказ от всякого труда. «Человек труда», Homo ergaster сначала был отодвинут в сторону, а затем унижен и дискредитирован вместе с самим процессом труда.

Самозародившиеся в сырой и теплой среде распада либералы стали создавать целую философию отвращения к труду. Последний стал считаться унизительным, недостойным занятием, разлагающим, отупляющим и маргинализующим человека. Пародист Быков написал статью с характерным названием «Блуд труда», где открыто писал, что «труд грубый, простой, повседневный есть именно унижение, напоминание о нашей плотской природе, печальная необходимость. Труд - пропитание вообще в строгом смысле не есть созидание, он является составной частью почти животного жизненного цикла... Героизировать этот процесс - все равно, что героизировать акт питания или дефекации». Если же, Боже упаси, сменится власть, то наступит «триумф классической идеологии люмпена (то есть трудящегося человека. Б.Я.)». Он же называет и сегодня обычных, то есть трудящихся людей, «быдлом». Ему вторила Латынина, подчеркивавшая, что значительная часть врачей и учителей (то есть опять же, людей много и тяжело работающих), «играет роль метастазов, поразивших российских общественный организм и разносящих по лимфатическим узлам рак далее». Нельзя, по мысли Латыниной, говорить обычной ткачихе, «что она святой труженик». Надо заставить трудящегося человека (или, как говорит Латынина, опять же «люмпена», «чернь», «анчоуса») бросить свое место работы, где ему нравится, но он получает немного и заставить его зарабатывать «нормальные деньги». http://www.kommersant.ru/doc/1902191. Когда же либералам говорят, что трудиться все-таки нужно, они не вступают ни в какие дискуссии. «Какие там инновации, какая индустрия! - возмущается в ответ на такие предложения Юргенс из ИНСОР. - Судьба России - вывозить нефть и другое сырьё! Забудьте об остальном!» http://www.rv.ru/content.php3?id=8552
Труд3
В итоге 100 процентов школьников стали рваться в ВУЗы, чтобы обеспечить себе еще пять лет статусного безделья. Рухнула система профессионально-технического образования. Да что там вчерашние школьники… Наследница КПСС, «партии рабочих и крестьян», фракция КПРФ в Думе, почти 10 лет назад исключила из рядов своей фракции последнего рабочего – В.Шандыбина. Обычный рабочий, трудящийся человек окончательно и закономерно стал посмешищем. Можно вспомнить, как высмеивали в Интернете и СМИ того же В.Шандыбина, рабочего И.Холманских, токаря В.Трапезникова, ткачиху из Иваново Е.Лапшину после того, как она стала депутатом Госдумы РФ по спискам «Единой России»: «Событие знаковое и символичное. Косолапые показали свою верность бредовым идеям Ленина о том, что поварихи, ткачихи, портнихи могут управлять государством. Большей глупости придумать очень сложно». «Ткачиху-дуреху выпустили вперед всех на трибуну». Формально, конечно, вроде бы за то, что работают с властью, но истинная причина была видна со всей очевидностью. А много ли фильмов снято за последние 15 лет, где главным героем (или хотя бы героем второго плана) был Homo ergaster?

В результате на первый план в СМИ и общественном сознании вышли бандиты, проститутки, эстрадные бездарности, экранные пошляки, литературные графоманы, денно и нощно демонстрирующие поразительное умение извлекать деньги из ничего и не только совершенствующиеся в этом умении постоянно, но и попрекающие остальных. На философии отвращения ко всякому труду, презрения к упорной работе выстроилась и вся стратегия «современного искусства», ибо для него, как отмечал М.Кантор «труд есть нечто роднящее с обывательской массой, с поденщиками цивилизации, с «фраерами», как сказал бы советский блатарь». Намазать квадратик и продать за огромные деньги взыскующего святого искусства «лоху» стало основной задачей. Постепенно зашевелились целые стада неатрибутируемых в привычных рамках занятости «менеджеров», «эдвайзеров», «продюсеров», «мерчендайзеров», «референтов», «помощников», «советников», «консультантов» - имя им легион – работающих на производстве распечаток и использованных пакетиков от чая.
Труд4
Порождением этой либеральной и окололиберальной среды, презирающей всякий труд и систематическую работу закономерно стала оппозиция, составленная вообще из сплошных трутней. Навальный, Собчак, Яшин, Удальцов (далее везде) – никто никогда нигде не работал, всем, им, как лягушке из мультфильма, «заранее надоело». Поэтому они совершенно серьезно считают «борьбой», серьезной «работой по освобождению от тирании» выступление на митинге. Заявление. Акцию. Прогулку по бульварам в виде «марша».

В конце концов ситуация стала патовой для всех, поскольку построить передовое, прогрессивное, современное, динамичное государство руками людей, презирающих всякий труд, а тех, кто трудится, считающих «быдлом», «люмпенами» и «чернью» невозможно по определению. Когда огромное количество людей считает, что зарабатывать деньги нужно «любой ценой», совершенно очевидно, что в этой системе ценообразования нет станков, конвейеров, гаечных ключей и лопат. Когда повседневная тяжелая работа намертво связана в сознании с образом жалкого, напуганного, грязного, нищего, или, как говорят в Одессе, «всеми плюнутого» мигранта-гастарбайтера, ибо только его все и видят трудящимся.
Гастер
Безвыходность ситуации, наконец, была осознана и государством. Начали возрождать систему профессионально-технического образования. Впервые открыто о «человеке труда» заговорил Путин в последнем послании. «Мы поставили задачу к 2020 году создать и модернизировать 25 миллионов рабочих мест. Это очень амбициозная и трудная задача, но мы можем её решить. Мы можем помочь людям найти хорошую и интересную работу. Именно качественные рабочие места станут локомотивом роста зарплат и благосостояния граждан. Это главное направление нашего удара, что называется. Нам нужно возродить инженерные школы и подготовку рабочих кадров. Вообще на человека труда нужно больше обращать внимания». Вопрос этот шире, чем кажется. С начала 1990-х почти 10 лет страна жила отдельно от людей. Они были не нужны друг другу. Сегодня страна вновь нужна людям, а люди стране. Это происходит тогда, когда возникает взаимная польза».

Хорошо, что словосочетание «человек труда» вернулось в обиход. Но этого мало. Мало и создать рабочие места. Нужно создавать идеологию работы, возвращать философию труда, прекрасно, кстати, разработанную в христианском богословии. Человек труда (который и является основой общества, в отличие от троллей и хомяков из соцсетей) должен опять появиться в информационном и ментальном пространстве современного общества. И сразу очень многое изменится всерьез.

  • 1
Действительно, труд сейчас представляется, как постыдная необходимость тех людей, которые не смогли заслужить более почетное место и отказаться от труда.

если все начнут трудиться, то кто будет управлять этим трудом? Как же без управленцев, которые не должны трудится, которые организуют труд других?

все равно абсолютное большинство не может заниматься трудом, возникает необходимость в менеджерах, которые сами не будут трудится, но этот труд будут направлять.

Менеджеров должно быть меньшинство, а сейчас их (или желающих стать ими) гораздо больше, чем рабочих.

На сегодняшний день в стране полно юристов и экономистов, а вот сантехников, плотников и столяров не хватает. Может люди одумаются и все-таки пойдут работать на заводы, а не в офисы?

начинать нужно с себя. Сначала ответьте на вопрос, готовы ли вы пойти работать, например, швеёй и пропагандировать уважение к этой профессии? Если таких будет много, то мы получим то общество, к которому стремимся.

"Терпение и труд все перетрут" Мне так все время говорила бабушка.

нужно учиться жить у старшего поколения, а не следовать ценностям, навязанным нам.

В советское время была хорошая пропаганда труда. А сейчас идет пропаганда сидения в офисе.

пропаганда интернета!!!

В России трудится привыкли, но исходя из того что нас поработила Америка, мы стали ленивые)

Это вопрос к каждому, не в америке дело..

Да уж работать сейчас многим вообще не хочется

А зачем, когда есть интернет и телевизор?

Происходит подмена ценностей, но от труда никуда не уйди без него сложно быть человеком.

Труд формирует личность!

Труд всему голова. А раньше в СССР люди рабочих специальностей получили в разы больше ИТР...

Где-то правильно было написано, что Россия вступила в эпоху общества массового потребления будучи не имеющей производительных сил, чтобы это общество кормить. Аховое падение промышленного производства сопровождалось обычными для кризисной экономики процессами быстрого роста сферы услуг. Помню, в учебниках по экономической географии за 9 класс отмечалось, что сфера услуг - временная основа для переходного периода в экономике. Но лишь временная. В России все это затянулось, по разным причинам - от "сырьевого проклятья" до кризиса 1998 г. Однако немаловажную роль, конечно, играет и идеология, или, как в данном случае, суррогат идеологии. Но у любой идеологии (и даже у суррогата) должна быть если не экономическая основа, то хотя бы экономические же предпосылки.
Постиндустриальная экономика, построенная на существовании высокотехнологичных производств, не требующих много рабочих рук, окончательно отодвинула "синих воротничков" на второй план. "Белые" воротнички стали основой, базисом. И если говорить о Западе, там это имеет под собой определенные основания, так как постиндустриальная экономика там, как говорили про индустриальное общество в СССР, "в основном построена". Для России же это совпадение стадиального отставания в экономике со знакомством либеральной интеллигенции с философией "белые воротнички - основа" стало поистине трагедией. О которой Вы, собственно, и говорите.

  • 1