?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
ВЕЛИКИЙ ПОСТ
boris_yakemenko
Притихло

У художника Н.Дубовского есть представленная выше картина «Притихло», замечательно передающая захватывающее чувство, которое овладевает душой в тот недолгий момент, когда наступает тишина перед большой грозой. Все замерло, склонилось и благодарно ждет первого удара грома, блеска молнии, внезапного порыва ветра, тяжелых капель очистительного, волнующего сердце и душу дождя. Именно так можно представить период Великого Поста. Того времени, когда, не надеясь на наши силы и сознавая переменчивость наших чувств и нетвердость натуры, сам Господь приходит на помощь и начинает очищать наши души и сердца, готовя нас к принятию грядущего Воскресения Христова, ибо «в лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху» (Прем. 1.4). Утихают страсти и сиюминутные чувства, успокаивается сердце, откладывается всякое житейское попечение. Человек и Бог становятся ближе, начинают вглядываться друг в друга и человек под этим взглядом вдруг находит в себе под сиюминутными наслоениями то, что порой казалось ему неважным, несущественным, устарелым. Под временем он обнаруживает вечность и начинает понимать, что ценно по настоящему лишь то, что вечно, то, что имеет своим источником Бога, который есть любовь. Любовь преображающая, та, которая подставляет щеку и идет три поприща и прощает до семидесяти семи раз.

К дням Великого Поста очень подходит эпизод из Книги Царств (3 Цар. 19.12), в котором рассказывается о том, как Господь явился пророку Илии на горе Хорив. Была буря, был огонь, было землетрясение, но в них не было Бога. А затем, когда все утихло, был «глас хлада тонка» и в нем был Бог. Сейчас наступило время именно этого «гласа хлада тонка», осторожно касающегося разгоряченного сердца, который почувствовать можно только в тишине и покое. «Вот стою у двери и стучу: если кто услышит Мой голос и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним и он со Мной» (Песн.5.2, Иоан. 14.23) Пост дает возможность услышать этот негромкий стук, почувствовать, как коснулся души тот самый еле заметный тонкий хлад и отворить. Выйти навстречу. И сказать. «Господи, верую. Помоги моему неверию». (Мк.9.24)

В наше время во всех ресторанах появились постные меню. Появились постные фуа-гра и постные кофе латте. Правильно это или нет – решать каждому для себя. Просто хотелось бы напомнить слова великого Иоанна Златоуста: «Смысл поста не в том, чтобы мы с выгодой не ели, но в том, чтобы приготовленное для тебя съел бедный вместо тебя. Для тебя это вдвойне благо: и сам ты постишься, и другой не голодает».

Можно вспомнить, как к посту относились в старой России. В XVIII-XIX веках различались понятия «пост» (запрет на употребление в пищу мясных и молочных продуктов) и «говение», которое означало обычай не просто быть умеренным в пище, не есть скоромное и даже сладкое (обычно не меньше трех дней), но обязательно посещать церковь, прежде чем исповедаться и причастить¬ся. Говели в основном в посты, чаще всего в Великий, потому в наро¬де слово «говенье» ассоциировалось с великопостными днями. Отсюда еще два термина «разговение» - употребление в пищу скоромного в первый раз после поста и «заговение» - последний день накануне поста, когда еще можно употреблять скоромную пищу.

Стоит напомнить, что пост означал не только телесное, но и духовное воздержание – постом старались не ссориться, избегать праздных разговоров и развлечений, чаще ходить в храмы, исповедоваться и причащаться. Нередко для человека того времени на первом месте по значению была именно духовная составляющая поста, а пост телесный лишь дополнял ее. Не случайно в Рязанской губернии бытовала поговорка: «Лучше рыбу есть постом, чем обидеть рыбака». Один из очевидцев вспоминал, что с первого понедельника Великого поста: «мать ходит тихая, сосредоточенная, даже мало говорит и ничего не ест. Этот понедельник называется «чистым» потому, что «в этот день, - говорила мать, - ничто нечистое не должно ни входить в уста, не выходить из уст...» Перемена в поведении чувствовалась не только у матери, но и у всех членов семьи. После шумного почти трехдневного веселья, достигшего высшей точки в Прощеное воскресенье, все оборвалось вдруг, как обрывается струна скрипки у музыканта в самый патетический момент. Гул толпы, говор, шутки, прибаутки, песни, пляски прекращались, и молчанье царило во всем селе». С наступлением Великого поста ограничивались даже детские шалости и развлечения.

У крестьян Центральной России основной пищей в дни поста были вода, вареные и сырые овощи, похлебки из гороха, фасоли, чечевицы, грибов с добавлением небольшого количества подсолнечного, льняного или конопляного масла, овсяный и конопляный кисели, пареная репа, тыква, брусника, клюква, мед. Максимально обильным и разнообразным стол был осенью и зимой, когда после уборки очередного урожая имелись большие запасы продовольствия. Весной крестьянам было значительно тяжелее и нередко основной пищей были ржаной хлеб, вода, квас, соленья картофель и крупы. Разумеется, у зажиточных и бедных крестьян стол различался по обилию и выбору блюд. На пост стремились заготовить побольше солений, сушеных, моченых продуктов: солили огурцы, сушили и солили грибы и рыбу, квасили капусту, мочили яблоки. В ка¬честве приправ использовали толченый хрен (его ели с квасом) и чеснок. Так, жители Моложского уезда Ярославской губернии в период постов ели ржаной пирог (ситник), небольшие пироги из жидкого теста (преснушки), редьку, рыжики, сушеные грибы, щи с луком и маслом, блюда из гороха, кашу пшенную, картофель с раститель¬ным маслом.

Если пост приходился на праздники, то готовили пшенич¬ные пряженцы - печенье на постном масле («иначе и нет праздника») и свежую ры¬бу. Постный праздничный стол, как правило, отличался набором рыбных и мучных блюд. Пекли пироги со щукой, окунем, кара¬сем, налимом, линем; готовили жаркое из этих же рыб. Варили уху, а оладьи и блины из пшеничной муки ели с конопляным и рыжиковым маслом. Завершался постный праздничный стол блюдами из клюквы, черной смородины или клубники. Поскольку в пост коровы продолжали доиться, образовавшееся молоко надо было куда то девать. Его, так же как и другие молочные продукты, обычно продавали или обменивали на другие продукты питания.

К соблюдению постов приучали с раннего детства. Иногда считалось, что посты необязательны лишь для детей в возрасте до семи-восьми лет. Однако чаще всего дети четырех лет и старше начинали поститься по примеру стар¬ших. Так, в Галичском уезде Костромской губернии постились дети в воз¬расте двух-трех лет. После трех лет в посты дети уже не ели молочной пищи, их ограничивали черным хлебом с по¬стными щами, кашей с постным маслом и картофелем, иногда им давали баранок. Если же ребенок был слабый и не мог вынести поста, за него в понедельник постилась мать. Таким образом, пост, начиная с детских лет, способствовал воспитанию таких качеств, как воздержание, умение владеть своими чувствами и желаниями, посту¬пать в соответствии с нормами поведения, принятыми в определенном обществе.

Помимо общественных постов, многие крестьяне налагали на себя личные посты. Как правило, они были приурочены к дням памяти какого-либо святого угодника. Так, в Вологодской губернии, где особенно почитали память праведного Прокопия Устюжского, многие крестьяне соблюдали Прокопиевский пост: добровольно постились неделю до дня праздника (8 июля). В Орловском уезде Вятской губернии крестьяне соблюдали Ивановский пост - в па¬мять святого Иоанна Предтечи: они не употребляли никакой скоромной пищи в течение последней недели перед днем памяти святого - 29 августа. В Тамбовской губернии в день памяти преподобной Марии Египетской (1 апреля) считалось грехом что-либо есть, кроме пустых щей.

Отдельный пост по понедельникам соблюдали девушки, которые сознательно отказыва¬лись от замужества и в миру вели монашеский образ жизни, хотя в монастырь не уходили. Их называли «келейницы» или «чернички». Они проживали в родительском доме или в отдельно построенной для них на задворках или огороде келье. Чернички не принимали пострига, но носили черную одежду, соблю¬дали обет безбрачия, нестяжания и строго постились. Проживая в семье, они беспре¬кословно выполняли любые работы, усердно молились и регулярно посещали храм, ходили читать Псалтырь по умершим.

Всех с началом Великого Поста.

  • 1
Если двухлетний ребенок будет соблюдать пост, то не возникнут ли у него проблемы со здоровьем?

Двухлетнему не нужно. Обычно ребенка приучают к Посту с семи лет. С семи лет начинают также исповедовать ребенка.

в тексте же написано, что с 4-ех лет, но некоторые родители начинали приучать к посту детей с 2-ух лет...

Это в крестьянской среде было раньше, правилами это нигде не установлено. Сегодня обычная практика сознательного приучения ребенка к посту, исповеди, молитве с семи лет.

согласно современной диетологии, продукты животного происхождения вполне можно заменить растительными без потери в калорийности и составе. правда в ценах это выйдет где то на 35% дороже. но я не уверен, что это можно будет считать постом, если момента аскетичности не будет... что скажет Борис?

интересная идея.... то есть не просто отказаться, а компенсировать ростительными продуктами.... нужно поэксперементировать будет.

Пост это не столько еда,сколько отказ от всего другого и ощищение

Сложно то как...

Речь же идет о пост е, а не об его имитации. Это обман. Есть и постное мясо и колбаса соевая, но зачем?

Лично у меня не хватает чего-то, чтобы начать пост. Не могу, и все тут...

пост это скорее нечто духовное нежели физическое. если вы не готовы к этому духовно, то нет смысла неволить плоть.

В этом деле только собственное желание важно)

Может причина в том, что я воспринимаю это как диету?

А для кого то это экономия денег, гречка дешевле мяса.

Духовно - нет. Поэтому кушаю мяско и молочко )

Силы воли. В "Ералаше" есть замечательный сюжет на эту тему))

увы я не соблюдаю пост, но из года в год, все больше склоняюсь к тому, что я верую..... наверное однажды, когда я буду к этому морально готов, я попробую не есть в пост и молочное.

Согласен с вами,что к этому надо придти и понять,что ты готов

пост классная штука. у меня однокурсник соблюдал пост, так он говорил, что после поста он реально чувствовал какое то просветление, что ли.... ну другими словами духовно отчищены, что ли...

тяжкая штука этот пост скажу я вам.... я вот лично пробовал. сам пробовал... несколько раз... не потянул((( больше недели ни как не могу. организм не позволяет.

Это большое испытание бесспорно!

Попробуйте хотя на на Страстной, последней неделе перед Пасхой.

С Началом поста,но я увы не поствую!

Почему увы? Что за сожаление?

Может конечно мне это только кажется но последнее время все больше людей начинают поститься...

да тоже заметила. И самое главное что дело не в вере, а в моде на это.

А по мне весь этот пост это полный бред. Я верю в Бога, но если я не буду есть мясо, я буду падать на каждом углу. Ибо гемоглобина нет. Поэтому свою веру я несу так как хочу. Возможно вы меня осудите, но я и с молитвами заученными к Богу не обращаюсь, а обращаюсь по сердцу своему.

  • 1