Previous Entry Share Next Entry
КНИГА И БИБЛИОТЕКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
boris_yakemenko
biblioteka

18 апреля в Общественной Палате прошел круглый стол, посвященный 150-летию Государственной Публичной Исторической Библиотеки России. Среди присутствующих были директор Государственной публичной исторической библиотеки России М.Д.Афанасьев, директор Российской государственной библиотеки искусств А.А.Колганова, директор Российской Государственной детской библиотеки М.А.Веденяпина, заведующий кафедрой всеобщей истории РУДН профессор С.А.Воронин, представители Московской Городской думы и пр.

Обсуждался целый ряд очень серьезных вопросов. Например, о существовании и использовании электронных копий сайтов и информации с них. Пока нет точной (легитимной) формы их сохранения и хранения, а также нет правовой основы для их использования в работе. Как, например, ссылаться на них в научных работах? Как быть с цифровыми копиями книг? Нужно ли оцифровывать все подряд, идя навстречу тем, кому лень работать с книгой или кто просто идет по пути наименьшего сопротивления или нет? Как быть с тем, что электронная копия книги не адекватна оригиналу и девальвирует ценность книги, как явления культуры? Как справиться с очень тяжелой ситуацией в области детской книги?

Среди прочих вопросов стоило бы выделить два главных – об утрачивающейся культуре чтения и о девальвации книги, как явления культуры, а также о месте библиотек в современной цифровой эпохе. Рассматривая первый вопрос, следует отметить, что он имеет несколько сторон. Прежде всего исчезают личные, частные библиотеки, что является серьезным потрясением основ библиотечной и книжной культуры в России. Исторические примеры свидетельствуют, что еще 100 или 150 лет назад именно частные собрания (как книг, так и предметов искусства) становились основной формой накопления, хранения и систематизации предметного материала. А также средством пропаганды и распространения интереса к предмету. Не случайно практически все частные хранилища были открыты для всеобщего доступа… Именно частные собрания картин, скульптур, оружия, книг, рукописей, древностей легли во второй половине XIX столетия в основу крупнейших российских музеев и библиотек – Государственного Исторического музея, Музея Изобразительных искусств им. Пушкина, Российской государственной библиотеки и других. Стоит напомнить, что среди этих собраний были знаменитые библиотеки А.Д.Черткова, легшая в основу собрания нынешней Государственной Публичной Исторической Библиотеки, И.Е.Забелина, чье книжное собрание составило библиотеку Московской городской управы и т.д. Во второй половине XIX столетия в России в массовом порядке начинают создаваться частные библиотеки, среди владельцев которых были люди самых разных сословий – от офицеров и учителей до купцов и мещан. Эти общедоступные библиотеки стали важнейшим фактором просвещения в российской провинции, центрами общественной жизни и стали стимулом для открытия государственных публичных библиотек в городах и поселках. Как отмечала Ю.П.Мелентьева «Не было, пожалуй, в России ни одной крупной библиотеки, в основе которой не лежало бы частное собрание».

После государственного переворота 1917 г. частные библиотеки пережили очень тяжелое время, значительная часть их была уничтожена. Не обязательно физически - разделенное книжное собрание исчезало, как явление, утрачивало свою художественную и научную ценность. В 1930-е годы частные библиотеки перестали считаться библиотеками – библиотека могла быть только государственной. «…частная коллекция книг, обслуживающая исключительно владельца, как бы она ни была велика, не может считаться библиотекой», - говорилось в Большой Советской Энциклопедии (БСЭ, 1-е изд.. М., 1930. Т.3.). Право иметь личную библиотеку теперь надо было заслужить, не говоря уже о том, что на частное книжное собрание нужны были значительные средства. Поэтому великолепные библиотеки могли иметь Н.Смирнов-Сокольский, Д.Бедный, М.Горький и др., однако их собрания лишь формально были частными и после смерти, как правило, поступали в государственные хранилища. В 1960-1970-х гг. происходит осознание ценности частных книжных собраний. Именно тогда получила известность знаменитая библиотека М.И.Чуванова, в которой было несколько десятков тысяч книг, включая старопечатные кириллические издания. Фондами его библиотеки пользовались многие деятели культуры, писатели и поэты. Государство оказывало владельцам библиотек методическую помощь, в массовых библиотеках создавались картотеки личных библиотек, налаживались связи с владельцами личных библиотек, проводились с ними встречи, организовывались выставки книг из частных собраний.

В 1990-е годы ситуация стала меняться в худшую сторону. Библиотеки распродаются для того, чтобы поддержать приемлемый уровень жизни или попадают в руки малокультурных людей, создающих с помощью книжный собраний красивые «интеллектуальные» интерьеры в своих домах и квартирах. Однако с середины 1990-х гг. ситуация начала меняться. Возникают большие и хорошо подобранные частные собрания книг. Однако утилитаризм сознания новой эпохи начал формировать отношение к книге не как к явлению культуры (а нередко и произведению искусства), а как к необходимым образом оформленному «тексту», сиюминутная ценность которого заключается в содержании. То есть книга и газета были поставлены в общественном сознании на один уровень. В немалой степени способствовало этому и возникновение электронных книг, что вызвало к жизни дискуссии о том, выдержит ли печатная книга столкновение с электронной, ибо электронный текст «проще и удобнее». В результате создание личных библиотек стало уделом людей зрелых и старшего поколения, то есть тех, кто был воспитан в иную эпоху. Люди более молодые, сложившиеся в 1990-е годы, ценности личных книжных собраний зачастую не осознают. К их услугам есть Интернет, где «найдется все» и совершенно бесплатно.

Вместе с этим под натиском электронных текстов исчезает книга, как явление культуры. Сейчас часто приходится слышать о том, что книга умирает, уступая свое место электронным текстам. Так проще и удобнее. Можно было бы в это поверить, если бы простота и удобство были универсальными критериями современного общества. Однако при выборе машины, дачи, квартиры и ее антуража, гостиницы во время путешествия или просто одежды простота и удобство обычно отступают на второй план, освобождая место красоте, пышности, роскоши, «крутости» и «навороченности». Потому что существует культура жизни, культура повседневности, культура путешествий и передвижений, культура отдыха, культура одежды, отнюдь не вмещающаяся в утилитарные рамки. И существует культура книги, насчитывающая не одну сотню лет.

Разумеется, сегодня с утилитарной точки зрения странно выглядит роскошное издание Мильтона «Потерянный и возвращенный рай» с гравюрами Доре, которое не на всяком столе раскроешь. Его нельзя взять с собой в метро, трудно поставить на полку. Отступая несколько в сторону, необходимо заметить, что не менее странным выглядит и «Повесть временных лет» или «Переписка Ивана Грозного с Курбским» в формате покетбука в крикливой обложке – что-то не припомню я людей в метро, увлеченно вчитывающихся в бессмертное творение преподобного Нестора или «Парфения Уродивого». Все это приводит нас к мысли о том, что есть книги, содержание (а также история) которых требует особого оформления и особого отношения с нашей стороны. Особой культуры. Книга как произведение искусства и культуры… Сейчас это чаще всего выглядит анахронизмом. Пышные обложки и золоченые переплеты современных подарочных изданий, очень нравящиеся многим нуворишам, если мерить их эстетическими категориями, нередко недалеко уходят от золоченой пластмассовой короны, источающей запахи казенного дезодоранта и приводящей в восторг нетребовательного водителя «джихад-такси».

А ведь это очень важно и утрата такого рода книги обедняет нашу общую культуру. Эта культура книги, ныне в значительной степени утраченная, предусматривала все – обложку, иллюстрации, виньетки, расположение текста, размер и характер шрифта. И делалось это не только для того, чтобы можно было любоваться. Это в значительной степени помогало восприятию текста, заставляло не просто воспринимать его, как источник информации, а переживать прочитанное, получая от книги подлинное наслаждение. Оформлению книги нередко придавалось такое значение, что священник П.А.Флоренский, русский «Леонардо да Винчи», закончив свой фундаментальный труд «Столп и утверждение истины» тщательно разработал его книжное оформление. Он лично создал проект обложки, подобрал шрифты, иллюстрации и заставки из книги Амбодика (Ambodica) «Sumbola et Emblem ata Selecta». Причем шрифт он решил специально сделать мелким, чтобы читать книгу нужно было в постоянном напряжении внимания.

Но, разумеется, важно не только оформление. Не меньшее значение в книге имеет и ее происхождение, ее ценность повышается по мере того, как она проходит через руки и библиотеки. Пометки, автографы, дарственные надписи дают возможность прикоснуться через старую книгу к очень многим событиям и людям. «Зачитанная книга» это не всегда растрепанная и грязная. Это книга, которая вводит читающего в круг идей и понятий, которыми жили люди, читавшие эти страницы. Чувства, которые возникают при соприкосновении с книгой, прошедшей через сотни рук, очень личные, их нельзя в точности передать, но одно можно сказать с уверенностью – перед вами в этот момент не просто книга, а сгустившееся время, в котором, как в янтаре, видны живые следы той жизни, что произвела эту книгу на свет. Способность чувствовать ценность старой книги, наслаждаться ею, ее оформлением, особым запахом слежавшейся бумаги, воспитывается не сразу. Но эта тонкость чувств необходима как неотъемлемая часть общей культуры. Книга в айпаде это удобно, легко и практично (правда большие объемы текста читать в электронном варианте очень сложно), но это уже не книга. Это ее остов, механическая функциональная основа. В скелете тоже можно найти свою эстетику, но едва ли кто-то будет спорить, что все-таки лучше, когда скелет покрыт плотью и еще красиво одет и обут.

Таким образом, сегодня необходимо возвращать книге статус явления культуры, а вместе с этим вновь начинать учить людей читать книги. Это может показаться странным, но это так. На то, что вопрос чрезвычайно актуален, указывает хотя бы тот факт, что книга Мортимера Адлера «Как читать книги» была переведена на множество языков и стала бестселлером. И именно отсюда легче всего перейти ко второму вопросу – о месте библиотеки в современном обществе, в современной эпохе. Сегодня библиотеки, для того, чтобы не превратиться в лавки старьевщиков и склады древностей, посещаемых оторванными от жизни тенями давно минувших дней, должны измениться очень во многом. На «круглом столе» говорилось о необходимости сделать библиотеки круглосуточными, о том, что на базе библиотек необходимо проводить конкурсы, самые разные выставки, читать лекции. Нужно водить желающих в хранилища, показывать, как работают люди, как хранятся книги, раскрывать библиотечные тайны. В библиотеках должны работать кафе и чайные, клубы по интересам, туда должны тянуться люди в поисках единомышленников и возможностей для самореализации. Кроме того, любая библиотека сегодня неизбежно становится центром притяжения для странных людей, которым гуси проломили крышу и у которых завелись летучие мыши в колокольне. Эти люди очень часто просто не имеют возможности для самореализации из-за чрезмерного погружения в свой мир, связанный с определенным интересом. Библиотеки должны стать центрами социализации для таких людей. Библиотеки должны занять серьезное место в сетке вещания СМИ, но для этого они должны стать СМИ интересными. Возможно, каждая библиотека должна открыть канал на Youtube. Нужно теснее работать с частными коллекционерами книг, где можно встретить уникальные вещи. Очевидно, можно предложить и многое другое.

Но как бы там ни было, сегодня необходимо осознание ценности книги и библиотеки на государственном и общественном уровне. Россия - страна книжной культуры. Литературоцентричность русской цивилизации сформировала особый тип культуры, создающейся вокруг текста. Сильнейшее влияние этой литературоцентричности можно отметить и во многих современных направлениях культуры – от кинематографа до русской рок-музыки, что делает эти направления очень самобытным и своеобразным явлением культуры, укорененным в традиции. Утрата этой книжной культуры, интереса к книге и чтению неизбежно приведет к тяжелым деформациям российской цивилизации и невозвратимым потерям.

  • 1
Трудно спорить с тем, что книга материализованная гораздо ценнее и лучше, чем электронная. Понятно, что электронная не заменит собой книгу настоящую. Да и в целом материализованный текст - совершенно другое измерение. В последнее время читаю рассказы А.Н. Толстого, и как раз листаю газеты 1914 г. Наткнулся в "Русских ведомостях" на ряд его статей о войне, о "бездушной" Германии, о народном духе и необходимости победы. Ощущения совершенно другие. Даже несмотря на то, что выпуск с этой статьей разошелся тысячными тиражами в свое время, я чувствовал, что становлюсь неизмеримо ближе к автору. Вот провожу рукой по старому листу, и чувствую, с какой страстью Алексей Николаевич писал о немцах, какие глубокие образы создавал даже в газетной статье.Честно говоря, может это покажется идиотизмом, но я просматривал сквозь текст автора, видел его глаза и действительно переживал одни с ним эмоции. Это потрясающе и это не так просто передать словами. Вряд ли бы я такое испытал, читая с электронного носителя.
С другой стороны я, при всех оговорках, являюсь безусловным сторонником оцифровки книг. Вопрос ведь еще стоит в виде оцифровки. Ведь одно дело - форматированный fb2-файл, который легко подгоняется под любые носители со спецпрограммами. Другое дело - большие pdf-файлы. Как правило в pdf (а также djvu) оцифровывают книги с большим количеством иллюстраций, карт, пометок и прочих разных особенностей. Причем качество достигается очень высокое. У меня в компьютере хранится несколько книг размером до полугигабайта. Они очень высокого разрешения, и передают изображение до мельчайших подробностей. Да, это не заменяет книги, согласен. Но мне всегда нравился проект Google books. Там собрана огромная коллекция оцифрованных книг. Так как в основном это книги более чем 100-летней давности, нетрудно понять, что доступ к ним либо ограничен, либо вообще практически невозможен без специального разрешения в силу банальной старости и угрозы разрушения издания. Масштабы социальной значимости таких проектов, на мой взгляд, огромны. Человек получает возможность доступа к ценнейшим вещам, оригиналы которых находятся часто в тысячах километров от него, и увидеть их - огромная проблема. Вы скажете - раньше доставали, искали, находили, и т.д. Но ведь никто не говорит, что книга как таковая теряет ценность. Наоборот, она ее приобретает, будучи более широко известной. Благодаря этому ученые в разных уголках мира получают прямо домой ценнейшие исторические и иные источники, по ним создается масса научных работ, в целом стираются границы и барьеры к научному знанию и изысканиям. Я уже не говорю про тысячи примеров, как электронные версии позволяли получить доступ к книгам, которые срочно нужны, но которых нет в родном городе. Люди делают громадные собрания эл. книг на компьютерах, и чаще всего совсем не для красоты (чего не скажешь об "интерьерных" коллекциях настоящих книг, о которых Вы говорили). Также следует дифференцировать сам объект - книги. Я выше сказал о редких и ценных изданиях, но ведь большинство ни редкими, ни ценными не являются. Огромное количество напечатанного на бумаге стандартизированно и имеет вид такого же "скелета" без мяса, о котором Вы говорили. Вот близкий мне пример. В РГБ, куда хожу по выходным, читаю оцифрованные диссертации. Чтобы прочесть настоящую копию, надо, как известно, ехать в Химки, что несравненно накладнее, причем для всех. Я экономлю не только свое время, но и чужой труд, отыскивающий мне нужную работу. Оригиналы, особенно современные, не имеют, как Вы понимаете, большой букинистической ценности. Поэтому в данном случае массовая оцифровка на мой взгляд очень даже оправдана. Понятно, что далеко не все еще есть, но это технические вопросы и уже значительная часть диссертаций есть в базах данных.

Edited at 2013-04-21 10:35 pm (UTC)

В той же РГБ есть доступ к полнотекстовым версиям российских и зарубежных научных периодических изданий. Через компьютер я могу просматривать выпуски, например, "Вопросов истории" с 2000 года, тратя на поиск той или иной статьи минимальное количество времени, не задействуя работников библиотеки, не бегая по этажам с книгами и листочками с записями заказа и не ожидая завтрашнего дня для получения номера. Все предельно просто и ясно. Подписка на эл. версии зарубежных журналов во-первых как правило дешевле, во-вторых позволяет просматривать журналы, не боясь, что бумажная копия по каким-то причинам не попадет в Россию. Также хочется отметить, что все это совершенно бесплатно, тогда как с домашнего компьютера обойдется в кругленькую сумму, особенно зарубежная периодика. В этом библиотеки продолжают свои гуманистические и просветительские традиции,используя вполне успешно современные технологии.
Наконец, я писал свою дипломную работу по образу Германии в американской печати, находясь в Тюмени - городе, где нет ни единого номера ни единой американской газеты. Все благодаря одному из американских сайтов, где я сделал подписку, заплатив три с половиной тысячи рублей за год пользования. То есть, половину стоимости билета до Москвы и десятую часть - до Нью-Йорка или Вашингтона в один только конец.
Конечно все это пресловутый утилитаризм, о котором Вы говорили. Но это в то же время значительное подспорье для именно массового чтения. Ведь Вы с одной стороны говорите о "культуре книги", о частных коллекциях, а с другой о проблеме приучения детей к массовому чтению, к возрождению его среди народа. Я не знаю, намного ли меньше стали у нас читать, точной статистики сейчас нет. Но в целом электронные версии значительно упрощают знакомство с шедеврами мировой литературы, с величайшими (и, главное, не только с ними) научными трудами. Следует, конечно, оговориться, что по природе человеческой чем легче доступ к чему-либо, тем меньше человек стремится, ценит доступ и значение. Все это очень актуально, ибо интернет предоставил невиданные возможности интеллектуального развития для человека, и налицо в то же время преимущественное его использование в развлекательных, а подчас прямо деструктивных целях. Все это так, я с этим согласен, таков уж человек. Но с другой стороны возможность остается и должна далее оставаться возможностью при любых условиях, и более того - развиваться.
Наконец, как бы мы ни морализировали по поводу важности и первостепенности печатных книг, потенциальный читатель всегда в первую очередь будет стараться читать наиболее удобным для него способом. Сегодня ему удобно так - и с этим ничего не поделаешь. Приучать ценить книгу конечно нужно, но наивно полагать, что в повседневной жизни человек будет строго следовать постулатам чтения книг: у абажура, стряхивая пыль с давно не достававшегося томика сочинений Карамзина, помешивая сахар в кружке с еле чернеющим чаем и поправляя любимый халат:)). В тех или иных условиях он прибегнет к разным способам, и выбор этот нужно если не уважать, то хотя бы признавать. В конце концов, уже хорошо, что человек вообще читает. Ведь и во времена отсутствия электронных версий было полно тех, кому эта культура вместе с книгами "до лампочки". Так было, есть и будет, такова сложная натура человеческая.
Есть еще масса нюансов с авторством, доступом к книгам, а также сознательном выборе авторов в пользу электронного варианта как возможности, не имея достаточно денег для более-менее серьезного тиража, более широко представить свои труды. Но это уже отдельная тема.
Несмотря на все сказанное, я в то же время большой любитель книги как некоего...организма что ли. Держать ее в руках, чувствовать свежепечатный запах... Недавно мне в ИНИОНе предложили забрать домой двухтомник сочинений Лермонтова, синий такой, позднесоветский. Кто-то выложил за ненадобностью, оставил, может заберет кто. Обычное дело. Ну я и забрал, хотя электронные копии их у меня имеются. Для все того же проклинаемого Вами чтения на случай в метрополитене:))

Не отрицаю утилитарной ценности и необходимости цифровых текстов. Просто считаю, что подмена одного другим недопустима.

На счет детских книг у меня есть пожелания не каверкать народные сказки и прилагать нормальные рисунки к ним. А то читать страшно. Иногда такие ошибки бывают, что хочется просто порвать книгу.

Тогда лучше рассказывать сказки детям устно, как ты их помнишь и как нам рассказывали мамы и бабушки.

Я вот сейчас уе просто не вспомню, что к чему в сказаках из детства.

Да, с ошибками в книгах сейчас беда

А я люблю читать книги именно в печатном варианте. Ничто не заменит этот запах печатной краски, шорох листов, само ощущение того, что у тебя в руках книга.

Ой, а мы с вами очень похожи!
Бывает конечно, когда книгу с собой просто не унести, и тогда на помощь приходит ее электронная замена. Но с печатным изданием ничто не сравнится

Главное, чтоб книга была только из типографии, тогда будет и запах и шелест страниц.

Поколение уже не то, все привыкли все читать в интернете. С одной стороны, это очень удобно, с другой стороны, есть много мошенников, которые выдают ту или иную информацию в неправильном варианте. Так что, не знаешь, что и лучше.

Книга в электронном варианте легче. Вот когда едешь куда-нибудь, тогда уобнее брать с собой электронные книги.

В поезде удобнее с печатной, на мой взгляд.

Электронка - ваще не то!

Ощущение книги - не передать!

Я все равно все распечатываю, не могу читать с экрана.

Обажаю читать! Правда 100 тысяч лет не была в библиотеке, и предпочитаю покупать книги. или брать почитать у друзей...

я себе с детства хотел большую библиотеку. я себя в ней уютно чувствую в общем то...

похвальное желание. что сказать тут...

Сегодня доступно гораздо большее из мира книг...чем еще лет 10-15 назад.

да.... с детскими книгами у нас совсем плохо последнее время. я честно говоря в шоке, чему их там учат в этих книжках....

я сам очень люблю бумажные книги, но иногда приходится читать с экрана((( но в этом нет того кайфа, который я ловлю от бумажных.

Сегодня грамотно сочетать...

подумать только... еще вчера книга была повседневной частью обихода, а современные люди все чаще заменяют ее электроникой. как жаль....

Главное чтобы не перестали читать!!!

В фото прямо атмосфера особая чувствуется!!!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account