Previous Entry Share Next Entry
МИССИОНЕРСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ. ИТОГИ
boris_yakemenko
Начала угасать истерия, устроенная интернет-ботами вокруг успешной и резонансной акции «Православный F.A.Q» и пришло время всерьез поговорить о некоторых моментах акции и тех вопросах, которые, главным образом, сознательно были не замечены «критиками», ибо они замечают лишь то, что им понятно и доступно. Например, компьютерная игра или враги православия – это понятно и доступно (именно на них это было и рассчитано). А сложные вопросы, на которые предполагалось найти ответ, оказались «пропущены». Поэтому поговорим о сложном.

Начнем со статьи авторства Сергея Худиева, одной из немногих серьезных статей, которые вышли после акции. Хотелось бы ознакомить с ней почти полностью, ибо благодаря автору статьи мне о многом не придется говорить. «Акция «Православный F.A.Q» вызвала в уютных немалые насмешку и критику - и обозначило две серьезные проблемы в православной среде. У нас очень мало развиты два важных навыка - навык благовестия и навык конструктивной критики. Я начну со второго - как менее важного. Конструктивная критика предполагает, что эти люди нам свои, что они делают важное и стоящее дело, которое мы в целом поддерживаем, но, по нашему мнению, его можно было бы делать и лучше. Неконструктивная критика исходит из того, что мы не желаем иметь с этими людьми ничего общего, а все, что они делают (потому что делают это они) — заведомая глупость и гадость, так что нам остается только подчеркнуть, что мы не имеем к этому отношения. Конструктивная критика предполагает определенный уровень общности и доверия. То и другое в нашей стране находится в остром дефиците, и Церковь — это именно то место, в котором взаимное доверие должно расти. Поэтому давайте перестанем кривиться и поверим в то, что устроители “FAQ” - искренние и верующие люди, которые хотят послужить Господу и спасению ближних. Хотя бы потому, что это правда. Людей, которые выходят на улицу, чтобы свидетельствовать о Православии, не надо уничижать. Само их намерение почтенно и его надо приветствовать. Люди, которые выходят на уличную проповедь, будут делать ошибки; люди, которые не покидают пределов своих уютненьких блогов, не будут их делать - по крайне мере, напоказ. Но кто почтеннее - те, кто делают (и делают ошибки) или те, кто не
делают - и только критикуют?

Перейдем в более важной проблеме — к отсутствию навыка благовестия и даже отсутствию языка благовестия. Все, касающееся веры долго и старательно изгонялось из языка и культуры — и теперь непонятно, как начать говорить о Боге. Поэтому разговор о Православии начинается с неловкого нащупывания общей почвы, чего-то, что могло бы зацепить и привлечь человека, для которого Бог, Воскресение и вечная жизнь — понятия совершенно инопланетные. Люди ищут общие точки между Православием и мирской культурой — и очень быстро выясняется, что Христа среди этих точек нет. Как и следовало ожидать. Православная мода, православная кулинария — это может быть понятно. Такая, прямо скажем, скверная, вещь как список врагов — понятна еще лучше. А вот кто такой Христос и какое отношение Он имеет к спешащему по своим делам жителю мегаполиса — нет. Причем это далеко не проблема именно устроителей Православного F.A.Q — это проблема гораздо шире. Выведите кого-нибудь из критиков этого мероприятия в какую-нибудь неверующую аудиторию и скажите — вперед, возвести этим людям Евангелие, я боюсь, большинство не найдется что сказать. Причем это относится даже к людям богословски грамотным. Одно дело знать, другое — быть в состоянии рассказать об этом. Придется преодолеть определенный культурный, психологический и социальный барьер…Люди, которые выходят на улицу с рассказом о Православии, заслуживают нашей поддержки и ободрения. Можно сделать и лучше? Давайте сделаем лучше. Мы должны. Мы на это посланы». http://www.pravmir.ru/govorit-o-xriste-pryamo/

Теперь другая точка зрения. Священник Святослав Шевченко резко критикует акцию. Настолько резко, что сразу видно, что дело не столько в акции, сколько в тех, кто ее устроил. Слишком уж часто, без особой нужды, повторяется слово «нашист». То есть происходит переход на личности и это самое уязвимое место направленной против акции критики. И надо ли говорить о том, что сам Святослав Шевченко, находящийся в Благовещенской епархии, вряд ли видел живьем хоть одного члена движения «Наши». Готов поклясться, что если задать ему конкретные вопросы о том, чем плохи «Наши» и плохи они оттого, что сами по себе плохи или оттого, что о них плохо пишут, он вряд ли найдет точный ответ. Но терминология текста взята именно из тех газет, в которых Святослав Шевченко набрался отвращения к «нашистам». После этого странными выглядят упреки в «политизированности» и закономерными грубые ошибки. Впрочем…

Начнем с того, что никаких «Наших» на площади не было и это название даже ни разу не прозвучало. Проект «Православный корпус веры» существует, как и другие проекты, на которые разделилось движение, вполне самостоятельно. И большая часть участников акции в «Наших» никогда не была. Вряд ли это убедит оппонента, но все это говорится non in persuasibilibus, а для порядка. Имеющий уши да… Прежде чем писать, стоит разобраться в вопросе. «Исследуйте писания» (Ин.5.39)

Дальше пошла удивительная с точки зрения логики связка названия акции и… врагов Церкви. Мне бы и в голову не пришло. Враги либерально настроенному Святославу Шевченко нравятся, ибо для них не только не нашлось критического слова (в отличие от «Наших»), но их защитили с помощью евангельских цитат, к которым, при желании, я бы мог найти сейчас цитаты иные. Про торгующих в храме, фарисеев и пр. Или хотя бы про «не судите, да не судимы»… Впрочем, продолжим. Дальше пошли чистые домыслы «ненавидеть», «составлять «расстрельные» списки, рисовать карикатуры на недоброжелателей». Это все от волнения. Я неоднократно подчеркивал, что эти люди имеют полное право писать и говорить все, что думают. А мы имеем полное право предупреждать всех остальных, что с этим «творчеством» надо быть осторожным. Всего лишь. Но иногда есть заштампованность либерального сознания, которому надо дать одно слово, а остальные приложатся. И проявляется эта заштампованность даже у некоторых представителей духовенства.

Конечно, «сектантство». Это любимое клеймо всех несогласных (в политической риторике оно заменяется словом «кремлевский»). Не было у нас акции, после которой бы не произносилось это слово. Раздали сотням людей крестики – сектантство. Раздали литературу – сектантство. Призывали в храмы, проводили открытые уроки, писали учебники, вообще шли к людям на улицы – сектантство. Заклинание, которое за этим следует, мы тоже выучили наизусть за прошедшие годы. Звучит оно так: «Господь сам приведет». А хорошо ли носить нам рубашки и брюки – ведь их носят сектанты? Сектанты крестят в бассейнах – а на Селигере крестили в озере не иначе сектанты иеромонахи. Очень удобное клеймо. Поставил – и разговор окончен. А это всего длишь творчество. Миссионер, вообще то, по определению человек творческий. В наше время, когда людей трудно чем либо удивить, увлечь, убедить он должен постоянно искать новые формы, форматы, стили, слова, цвета, языки, в которые облекать вечные и неизменные христианские истины. Ведь самая яркая, несомненная истина, донесенная скучно, обыденно, банально, не будет воспринята и наоборот то, что давно известно, то, что казалось бы, сегодня не может быть никому интересно, может быть преподнесено так, что заинтересуется самый равнодушный человек. То есть тот, на кого часто не обращают внимания, считая, что с миссией надо идти «на страну далече», к народам, пребывающим в «языческом шатании», маргиналам, сектантам. Не обращают внимания, забывая о том, что на улицах любого крупного города гораздо больше нуждающихся в слове о Христе, чем среди малых народов крайнего Севера, Иртыша и Оби.

А теперь давайте напомним священнику слова Спасителя «Пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой» (Лк. 14:23). Господь, как видим, не призывал сидеть дома, а требовал прямо противоположного. Идти по дорогам и изгородям. Вспомним слова Иоанна Златоуста: «Если 12 человек заквасили всю вселенную, подумай, сколь велика наша никчемность, если мы, пребывая в таком количестве, не в состоянии исправить оставшихся – а ведь в нас было должно хватить закваски на тысячи миров» (Гомилия на Евангелие от Матфея. 46) Об этом говорил и покойный Святейший Патриарх Алексий: «Многократно мною говорилось, что мы не должны ждать, когда люди невоцерковленные придут в храм, надо выходить к ним самим» (См. Обращение Святейшего Патриарха Алексия II к клиру, приходским советам храмов г. Москвы 23.12.2003. М., 2004. Сс.26-27) То же самое говорил и говорит Святейший Патриарх Кирилл: «В эпоху нравственного релятивизма, когда пропаганда насилия и разврата похищает души молодых людей, мы не можем спокойно ждать, когда молодежь обратится ко Христу: мы должны идти навстречу молодым людям… помогая им обрести веру в Бога и смысл жизни, а вместе с этим и осознание того, что есть подлинное человеческое счастье». (См. Святейший Патриарх Кирилл. Сила нации – в силе духа» Минск., 2009. С.207). Ну и что? Зачем, когда «Господь сам приведет», то есть пойдет вместо нас на площади, в подворотни и подъезды, а мы будем снисходительно оценивать результаты Его трудов (кстати, вот и оценивают, причем весьма придирчиво). Кстати, именно потому, что православные не идут к людям на улицы, там работают самые настоящие сектанты.

Цепляет слово «выгодно». Оно тем и хорошо, что цепляет. Уже неоднократно приходилось говорить, что наша задача – начать разговор (о языке мы еще поговорим) на улице с незнакомым человеком. Это первый шаг. После которого будет еще очень много шагов. Никто не собирается этими терминами и понятиями пользоваться всегда. Но, думаю, если бы мы начали свою речь со слов «вельми» «понеже», «паки» и пр., то это бы звучало очень хорошо (особенно на улице), но едва ли было бы понятно. Нельзя забывать, что большинство молодых людей - деятельные прагматики. Они знают, что такое маркетинг, стоимость, курс, актив, как можно ощутить прибыль или убыль, в чем конкретно выражается успех и сколько времени нужно для его достижения. Именно этим прагматизмом (порой невольным) успешно спекулируют СМИ, преподнося, например, любовь как понятную каждому, чувственно ощутимую, сиюминутную, конкретную физиологию.

Поэтому если эти люди и пойдут ко Христу, в храм, отозвавшись на призыв, то пойдут сначала за чем-то ощутимым, конкретным, понятным. За тем, чего у них в жизни нет. За новым интересным делом. За новой компанией. За новыми впечатлениями, образами, знаниями, опытом. И лишь потом, постепенно, человек поймет, что важнее всего полноценное участие в литургической жизни и приобщение к Чаше. Очень не скоро исторгнутся первые очистительные слезы на исповеди, не вдруг за грохотом современной жизни будет услышан стук в двери сердца Того, Кто хочет войти и вечерять с тобой (Ин.14.23), совсем не сразу возникнет ощущение своей прекрасной и благополучной жизни, как «паломничества по безднам», не сразу пронзит душу острое чувство «совершеннолетия отчаяния» и «муки, всемуки быть человеком без Богочеловека Христа и радости, всерадости быть человеком с Богочеловеком Христом» (преп. Иустин Попович).

И особенно хорош диагноз, сразу поставленный священником (!) Святославом Шевченко «организаторы акции являются людьми совершенно невоцерковленными». Откуда он это знает? Он с кем-то говорил? Знаком хотя бы со мной? Конечно, нет. Просто это логически вытекает из всего пафоса предыдущего текста. Ну, как может быть воцерковлен член движения «Наши»? Никак. Сколько ни крести его – не крестится, некрещеным выходит из купели. К кому тогда обращал свои приветственные послания на Селигер патриарх Кирилл? Кого благодарил за поддержку в дни Поместного собора? Кстати, хочется развеять миф об «отсутствии благословения», который радостно мусолится Шевченко. Открою – благословение на всю деятельность «Православного корпуса» святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия получено 14.08.2007 года (исх. №5909), завершается словами «Господь да помогает Вам и Вашим соратникам во всяком добром деле» в продлении не нуждается и отменено не было. Так что и здесь можно было бы уточнить детали.

А дальше опять вздор. И откровенная ложь. Об акции «Забей гвоздь в свой грех», «которая явно профанировала таинство Покаяния», хотя на акции особенно объяснялось, что это не покаяние, раздавались книги о покаянии. Разговоры о «политических потугах» - ни один самый воспаленный мозг не нашел политики в том, что происходило, но это опять же логика, логика всего текста, одно непременно перетекает в другое. А завершается либеральное послание неожиданным пассажем о «грифе для общественных организаций, которым Церковь доверит полномочия высказываться от лица православных христиан России». http://www.pravmir.ru/igry-v-politicheskij-protestantizm/ Зачем? Мелко все это. Запретить их, все эти молодежные организации вообще! Запретить высказываться. «Да молчит всяка плоть человеча». И это будет самая яркая и эффективная форма проповеди Православия.

Разумеется, проблема еще и в том, что Святославу Шевченко просто не нравятся новые, нетрадиционные, формы работы, которые упрощенно воспринимаются как покушение на сами устои веры и Церкви. Хотя, как пишет Св. Григорий Двоеслов в 41 послании к Леандру «В единой вере ничего не вредит св. Церкви разнообразность обыкновений» и «безумно было бы христианам, согласным в главных пунктах верования, разделяться между собой из-за обычаев» (Св. Поликарп Смирнский). (полезная работа на эту тему: Марков С. свящ. «О праве Церкви изменять церковные постановления, обряды и обычаи, существа веры не касающиеся». М., 1901) Интереснее всего то, что речь в данном конкретном случае вообще не идет о литургических реформах. Речь идет о формах миссионерской работы, плоды которой доступны самым сложным категориям молодежи. Иными словами, о необходимости «для слабых стать слабым, чтобы приобрести слабых. Для всех стать всем, чтобы спасти во что бы то ни стало некоторых». (1 Кор. 20-22). Однако это не убеждает. И такие как Святослав Шевченко предпочитают согласиться с тем, что инсталляция «Как поступил бы Христос» есть чуть ли не «книжная справа» Никона, грозящая соборными постановлениями, лесными гарями, Соловецким осадным сидением, нетовщиной и дыромоляйством. Проще тиснуть статью, чем вдуматься, проще запретить и разогнать (как было в Вязниках с православным рок-клубом – единственным молодежным клубом в небольшом провинциальном городке), чем постараться понять этих людей и удержать их в Церкви. Хотя «Миссионерская концепция» Русской Православной Церкви – основополагающий документ – говорит прямо и недвусмысленно: «Миссия Церкви направлена на освящение не только человека, но и тварного мира, всех сфер жизни: «Сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим. 8, 21-23)»». Все сферы – это именно все сферы без исключений. Но, как говорил один ныне отставленный политик: «Там теория, а тут у нас практика», которую мы все прекрасно видим.

А теперь вернемся к проблеме поиска нового языка общения с людьми сторонними, ибо акция была одной из таких попыток. Каждая переломная эпоха, вбрасывающая в реальность новые образы и понятия, зачастую противопоставленные прежним, обзаводится новым понятийным аппаратом, новым языком передачи смыслов, известно хорошо. Можно вспомнить Петровскую эпоху, время переворота 1917-го года, когда Маяковский сетовал, что «пока выкипячивают, рифмами пиликая, из любвей и соловьев какое-то варево, улица корчится безъязыкая - ей нечем кричать и разговаривать». То же самое происходило в 1990-е и происходит сейчас. Совершенно очевидно, что сегодня невозможно двигаться вперед в деле миссионерства и проповеди без активной пропаганды православных смыслов, без утверждения (или возвращения) истинного смысла слов и понятий, без перехода на понятный людям язык (без вульгаризации). Быть понятными призывал еще Блаженный Августин: «Первый и главный долг - во всех своих поучениях быть сколько возможно вразумительным и говорить с такой ясностью, что разве только самый беспонятный человек был бы не в состоянии понимать нас».

Итак, основные сомнения разрешены. Готов поспорить с кем угодно, что услышано все это не будет, опять завертится шарманка о «сектантах» и «профанации». Но это уж их дело. Можно заверить лишь в том, что теперь поводы высказываться мы будем давать им часто.

  • 1
Несогласные крикуны даже не осилят текст)) так что тоже готов спорить с кем угодно, что не услышат.

Ну, почему же не осилят? ;) Лично я осилил и услышал (иерей Святослав Шевченко).

Edited at 2013-07-13 11:40 am (UTC)

Немало было материалов, да. Почти везде упоминаетесь Вы лично)) Тот же Колесников из "Новой":
http://www.novayagazeta.ru/columns/59039.html

У Колесникова профессия - гадить, не разбираясь))) на акции же никто из них не был))

Уважаемый Борис! О невоцерковленности организаторов говорит один большой факт - вы провели акцию без участия самой Церкви. Прикрываться благословением давно умершего иерарха - совершенно несерьезно.

В попытке отмежеваться от Русской Церкви видятся не очень хорошие мотивы. Вы "защищали" Церковь не спросив её мнение - а нуждается ли она в вашей защите?

Edited at 2013-07-13 11:43 am (UTC)

А сестры из сестричества св. Игнатия Ставропольского? Еще в каком виде должно было быть "участие" Церкви? А воцерковленность, например, моя, проверяется участием Церкви в акции, а не молитвой в храме, исповедью и причастнием?))) интересный критерий.

В большинстве цитат, приведенных вами - слова Спасителя обращены к апостолам, то есть к епископам, священнослужителям. А вы как-то самостоятельно решили работать. Вы стесняетесь работать с Русской Православной Церковью?

Кстати, а почему в компьютерной игре про пусси райот священники изображены толстыми на фоне "Лексуса", а на иконой лавке была реклама о распродаже со скидками? Кого высмеивает игра - участниц панк-группы или Церковь?

Edited at 2013-07-13 11:51 am (UTC)

А святейший, как покойный, так и нынешний, к кому обращался? А святитель Иоанн Златоуст? А верующие, чтобы не исполнять заповеди, имеют право воспользоваться Вашей отговоркой, что, де, к апостолам все было обращено? Батюшка, я уже понял, что все мои цитаты по определению "не те", а вот Ваши именно "те". Не трудитесь))) дело же не в акции, а в исполнителях "нашистах", я это тоже понимаю)

А теперь самые главные вопросы. Какие мотивы были у организаторов акции "Православный F.A.Q."? К чему она была приурочена? Для чего она была проведена? Кто финансировал акцию?

Edited at 2013-07-13 11:52 am (UTC)

Ни к чему не приурочена. Цели неоднократно объяснены выше, потрудитесь прочесть. Деньги собрали, к большому Вашему разочарованию, мы сами. Книги нам пожертвовали, часть я принес, как и иконы с частицами мощей, из дома. Конечно, не подлежит сомнению, что эти иконы я, как человек, согласно Вашему диагнозу, невоцерковленный, держу дома ради забавы, не так ли?

То, что акция антиправославная, антицерковная - и ежу понятно. И не нравится она, кроме вас и антиклерикалов, никому - а не только о. Святославу Шевченко. Ваша акция - позор, за который стыдно.
О чем тут спорить? Это вообще не дискуссионный вопрос. Более того, его якобы дискуссионность - это оскорбление. Вы считаете людей идиотами, которым можно вешать на уши любую лапшу.

Edited at 2013-07-13 06:27 pm (UTC)

"Тем же молю вас, братие, а что будет погрешено, духом кротости исправляйте и нас, в сем трудившихся, благословите, а не кляните, понеже не ангел содела, но людие грешнии и тленнии". Из приписки к Псалтири 1572 г. Ступайте с Богом.

Edited at 2013-07-13 06:38 pm (UTC)

Гавкнул Зайков и ушел)))) У него задача (как у остальных) не разбираться а тявкать из сети на тех, кто хоть что-то делает.

Борис Григорьевич очень рад, что идеи православного корпуса продолжают жить и развиваться. Помоги Господи на этом пути! Критиканов всегда было много, однако историю творят делающие!

Ко всем критикующим православным христианам обращу следующие слова Гамалиила "И теперь говорю вам, отстаньте от этих людей и пустите их. Ибо если от людей начинание это или дело это, – оно будет разрушено. А если от Бога, то вы не сможете одолеть их. Как бы вам не оказаться и богоборцами". (Деян. 5, 38-39) И еще, можете сделать лучше сделайте.

Удивляет, что идея общероссийского православного движения, так и не была реализована. Я думал, что Патриарх решил делать все самостоятельно, но по прошествии времени вижу, что это не так. Да, ответственных назначили, но мало что изменилось.

Владимир, рад слышать. Похоже, что молодежная работа, а не ее имитация, в Церкви не нужна. Я и писал об этом и говорил - никто не слышит, всех устраивает дегенерат, наркоман Цорионов и то, чем занимается отдел по делам молодежи. Что же, это их дело. Видимо мы с нашим проектом слишком опережаем время)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account