Previous Entry Share Next Entry
СОВРЕМЕННЫЙ МИССИОНЕР И ЕГО МИССИЯ
boris_yakemenko
Успех акции «Православного корпуса веры» на Триумфальной площади дает возможность поговорить о том, каким должен быть современный миссионер? Основной документ, определяющий цели и задачи современной миссии это «Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви». Миссию «Концепция» определяет следующим образом: «Православная миссия в ее богословском понимании, есть проекция Святой Троицы на все творение. Откровением для нас стало то, что Бог – есть любовь». То есть все явления современной жизни и, тем более, люди должны рассматриваться сквозь призму любви, как главного свойства Бога.

_CAB6623
Беседа отца Даниила Сысоева на Селигере с участниками форума.

Для успешного миссионерства, особенно в молодежной среде, необходимо быть современным. Современно одеваться, иметь современный телефон, владеть всеми средствами электронной коммуникации, быть в курсе основных интересов молодых людей. И с этой современной жизнью необходимо правильно и точно соотносить стиль, характер и язык миссии. Сегодня очень у многих людей в головах царит хаос, поселившийся там после крушения советской системы и исчезновения идеологической почвы под ногами. Кроме этого, многие современные секты, новые религиозные и квазирелигиозные течения работают как «рынок религиозных услуг», то есть навязчиво рекламируют себя, подыгрывают вкусам и интересам, прикрываются броскими, красивыми оболочками «психологических тренингов», «мастер-классов по улучшению качества жизни» и многих это привлекает.

500
Акция "Не убий".

Но каков бы ни был жизненный, мировоззренческий выбор людей, он требует уважения и понимания. Менторский тон, подход с позиции «я сейчас все развенчаю, выведу вас из тьмы к свету и открою истину» обречен на неудачу. Нужно постараться понять человека, а затем предложить ему просто прибавить к тому, что уже есть, то, что предлагает миссионер. Именно контраст между истинным и ложным, который будет все время усиливаться, позволит человеку рано или поздно сделать выбор в пользу истинного вероучения, а миссионер должен аккуратно помогать в этом, рассеивать сомнения и страхи. И когда человек сделает выбор, он должен быть уверен, что сделал его сам.
«Миссионерство предполагает обращение к личности человека во всей полноте: к разуму, сердцу, совести и воле, - отмечал игумен Евмений (Перистый). - Во-первых, мы обращаемся к разуму, потому что убеждены, что вера основывается на осознанном понимании и принятии Иисуса Христа своим Господом и Спасителем. Мы проповедуем «Иисуса Христа, и притом распятого» (1Кор. 2:2). Все, чему мы учим, должно иметь библейское основание, мы должны аргументировать наши слова Священным Писанием.

20060314200311_7-moiseev_protest2
Акция протеста игумена Флавиана в Екатеринбурге, который с крестом в руках лег перед входом в концертный зал, где проходило выступление Б.Моисеева. Для того, чтобы войти в зал, нужно было переступить через него.

От современного человека невозможно требовать слепого прыжка веры. Наша задача - подготовить для шага веры необходимое основание посредством доводов разума. Во-вторых, мы обращаемся к сердцу. Наше послание не просто требует согласия интеллекта с выдвигаемыми нами предположениями; скорее, оно призывает людей к отношениям любви к Богу. Духовное не исключает, а даже наоборот, раскрывает в Боге и преображает эмоциональное. Действие призывающей благодати Святого Духа не ограничивается просвещением нашего разума и снабжением знаниями о вере. Миссионеру необходимо остерегаться равным образом как непосвященного богословия (т.е. разума без сердца), так и небогословской посвященности (т.е. сердца без разума).

cхышухЁ 062
Занятия иконописью на православной смене "Селигера".

Евангелие обращается и к разуму, и к чувствам. Оно способно окрасить богатейшими духовными переживаниями разумность тех, для кого важнее осознание, и дополнить необходимым пониманием истины о Боге души тех, кому привычнее переживания. В-третьих, мы стараемся затронуть совесть. Как писал апостол Павел: «отвергнувши скрытные, постыдные дела, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а, открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом» (2Кор. 4:2). У каждого человека есть совесть, находящаяся где-то глубоко внутри нас способность различать, что хорошо, а что плохо. Когда Дух Святой обличает человека в грехе, Он, как правило, говорит с его совестью. Так что совесть людей помогает нам в нашем миссионерском служении. В-четвертых, мы стараемся обращаться к воле. Хотя ни-кто не может прийти к Отцу, пока Бог не призовет его, как сказал Христос: «Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (М¬ф. 11:27); уже в следующем стихе Иисус говорит: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28). Другими словами, Он призывал к осознанному выбору. Миссионерство, обращенное к воле, предполагает определенные конкретные шаги навстречу Христу, а миссионеры призваны ответить уверовавшему на вопрос: «что делать дальше?»»

cхышухЁ 064
Беседа игумена Сергия (Рыбко) на Селигере с участниками форума.

Молодой человек или девушка, желающие стать миссионерами, должны помнить – миссионер это не работа, а призвание. Миссия. Невозможно быть миссионером с восьми до пяти, с перерывами на обед, отпуск, праздники и выходные дни. Если человек, желающий стать миссионером, задает себе вопрос «идти в миссионеры или не идти», то это значит только одно - не идти. Человек, желающий стать миссионером, не должен сомневаться в своем выборе. Миссия – это не просто распространение евангельских истин, это еще и служение людям, соработничество, готовность всегда подставить плечо, протянуть руку, помочь подняться любому другому человеку. Это служение требует максимальной самоотдачи, бодрствования, напряжения духовных и физических сил. Поэтому человек должен серьезно подумать, прежде чем принимать решение. Ведь затем его ошибки, раздражение, сухость, высокомерие, торопливость могут привести к тому, что вместо того, чтобы привести человека к Церкви миссионер оттолкнет его. А этого нельзя допустить. Поскольку затем человек может придти в Церковь через годы. А может не придти вообще. Ведь даже если миссионер в Церкви только один такой нелюбезный, формальный, раздраженный, то для человека, который пришел в Церковь первый раз и сразу столкнулся с ним, количество таких людей в Церкви равняется 100 процентам.

IMG_6124
Акция в поддержку Поместного Собора.

Миссионер это верующий человек. Возможно, странно специально отмечать это, но в наши дни существует убеждение, что успех любой работы с людьми кроется в знании специальных технологий и умении пользоваться ими, а не в убеждении и вере. На самом деле это не так. С помощью технологий можно привести человека в храм или на церковное мероприятие. Но удержать его там с помощью технологий нельзя. Митрополит Антоний Сурожский говорил, что «человек может стать верующим, только увидев в глазах другого человека свет вечной жизни». Личная вера миссионера и способность ее передать приводит к тому, что он, перефразируя М.Зощенко, зажигает «хотя бы небольшой, вроде лучины, фонарь, при свете которого некоторым людям стало бы заметно, что для них хорошо, что плохо, а что посредственно». Технологии окажутся бессильны, если применять их начнет человек, не имеющий личного духовного опыта, опыта веры, опыта литургической жизни. Невозможно привести людей ко Христу, не имея Его в сердце, невозможно привести человека в Церковь, стоя за пределами церковной ограды.

Пригвозди грех1
Акция "Пригвозди свой грех"

Миссионер в своей работе не имеет права забывать несколько важных положений. Начать следует с основных принципов, нарушение которых почти полностью обесценивает то, что он делает. Существует устойчивое заблуждение, что аудиторию – университетскую или уличную – можно обмануть. На самом деле это невозможно. Издалека, со стороны еще можно произвести то впечатление, которое хочется. Но при ближайшем, внимательном рассмотрении окажутся видны обман, ангажированность, неискренность, ваше неверие в то, что вы говорите. Поэтому необходимо следовать нескольким принципам.

ВЕРА_НАДЕЖДА_ЛЮБОВЬ
Вера, Надежда. Любовь и мать их София. Работа "Православного Аниме-дома".

- Быть честным. «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого. (Мф. 5.37)» Никогда нельзя выступать против чего-то, если сам выступающий не прочь попользоваться этим. Честность, вера в то, что говорит и делает миссионер - лучшие средства для привлечения сторонников, для убеждения сомневающихся, для успеха общего дела.

QPnm_1HzQvI
Акция "Не завидуй"

- Быть готовым идти до конца. «Никто, возложивший руку свою на плуг, и озирающийся назад, не благонадежен для царствия Божия» (Лк 9:62). Нельзя начинать акцию или любую кампанию, если миссионер не готов идти до конца, стоять на морозе и под солнцем, в дождь или снег, день, неделю, месяц ради достижения результата.

IMG_5120
Работа с неформалами на улице.

- Быть понятным. «Первый и главный долг - во всех своих поучениях быть сколько возможно вразумительным и говорить с такой ясностью, что разве только самый беспонятный человек был бы не в состоянии понимать нас» (Блаж. Августин). Нельзя начинать акцию, если десять незнакомых молодых людей отказались придти, прочитав листовку и услышав пояснения. Если нет согласившихся, это значит, что акция никому не интересна и не нужна, кроме устроителей.

Акция Почитай родителей. 19-20 мая 2009
Акция "Почитай родителей твоих"

- Не требовать недостижимого. «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого». (Деян.15:28) Не требовать того, чего непонятно как достичь. Разумеется, хочется, чтобы прекратились аборты. Хочется, чтобы строились и восстанавливались храмы. Хочется, чтобы исчезли пьяницы и наркоманы. Хочется, чтобы все жили по заповедям Божиим. Но если миссионер не может предложить разумного, практического решения проблемы, он не должен делать акцию.

liturgy_0006_vg-vi
Миссионерская литургия на Православной смене Селигера.

- Разбираться в вопросе. «Исследуйте писания» (Ин.5.39) Нельзя делать акцию, досконально не разобравшись в теме.

x_48432fd2
Артобъект "Лестница в рай". Православная смена "Селигер 2009".

- Быть конструктивным. «И вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак.2:14-17). Требуя решения проблемы, миссионер должен всегда предлагать и демонстрировать исполнимость решения. Требует помочь детскому дому? Пусть поможет сначала сам, а потом требует того же с других. Призывает восстановить храм – пусть поработает сначала сам, а потом зовет других. Поэтому каждая акция должна завершаться понятным, практическим, а не символическим действием. Каждый участник, уходящий с акции, должен ответить себе на вопросы «А зачем я туда ходил? Что изменилось оттого, что я ходил на акцию?»

x_0a903ec1 (2)
Акция по спасению "расстрельного дома" в Москве (ул. Никольская. 23)

Миссионер, работающий с молодежью и использующий самые современные наработки, не должен стараться понравиться своей работой всем в Церкви и получить только хвалебные или нейтральные отзывы. Стремление к этой цели - одна из самых распространенных ошибок современных миссионеров. Эта цель все равно недостижима, а стремление к ней непременно рано или поздно сводит все миссионерство к храмовым послушаниям, благотворительным раздачам чего-либо и чаепитиям, которые никогда ничего не меняют, но зато всех устраивают. Необходимо помнить, что чем новее и необычнее методы, чем лучше работает миссионер и его команда, чем больше у него людей, тем активнее будут критики и нарекатели. На них не следует обращать внимания.

  • 1
<< Акция протеста игумена Флавиана в Екатеринбурге, который с крестом в руках лег перед входом в концертный зал, где проходило выступление Б.Моисеева >>

Борис, честно сказать - это подвиг. Я вот представил, а чтобы было, если бы митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл лег бы так перед входом в Дом Офицеров, где выступал Моисеев [в свою бытность в Смоленске] ?!

В Екатеринбурге просто сохранилась какая-то невидимая сила церкви и ее духовность. Это старый город, очень божественный и люди там такие же. А вот в городах, которые ближе к Западу, уже не так обстоят дела. Тут навязываются Западные ценности.

Мне все больше не нравится то, что делают различные секты. Они буквально насильно заставляют приходить людей к себе. Эта настойчивость уже просто бесит. Приходят домой, пристают на улице. Вот что с такими делать и как их можно корректнее послать, чтобы они поняли, что они мне не нужны со своей фальшивой верой?

Такие секты - развод на деньги. Если у баптистов и прочих крупных протестантов есть финансирование из США, то у малых сект этого нет. А кушать хочется... и вкусно хочется кушать...

А мне нравятся различные православные акции и мероприятия, которые направлены на современную молодежь. Молодежь надо привлекать к церкви, иначе скоро там никого не останется.

Ну почему не останется? Во вс времена там будут люди. Кто-то осознает, что ему нужен Бог только когда приходит несчастье.

после развала Советского Союза многие не знали, что такое церковь и не знали, как себя там вести, но вот прошло сколько времени и люди ведь научились. Их учили старики, а не уличные акции. Поэтому, я не знаю, так ли сильно помогают они осонать человеку, что нужно идти в церковь...

Моя бабушка тайком ходила в церковь, чтобы никто не знал и маму мою тайно крестили.

Все достигается методом проб и ошибок. Удачи тем, кто только начал миссионерскую деятельность. Я думаю, что у них все получится.

Если верить, то обязательно получится.

Быть мисионером не так просто. Человек может им стать только в том случае, когда полностью осознает все тяжести такого труда.

вот это да. я примерно об этом же написал. согласен полностью.

Борис Григорьевич, а я считаю, лишь прыжок веры, может подарить человеку истинную силу духовной веры.

Прыжок веры - это как?

наверное миссионером быть очень трудно. я бы не смог...

вероятнее всего именно так. но пробовать стоит. это благодатная работа.

нужно иметь по настоящему чистое сердце, чтоб улыбаться современным людям и приводить их в церковь. удачи таким миссионерам!

Путь осилит только идущий! нужно стараться и все у нас получится!

Главное верить и все будет.

Миссионерство всегда важное дело,а во времена нашей полной бездуховности особенно!

Везде нужны новые методы,новые методы это развитие и движение вперед.

«И вера, если не имеет дел, мертва сама по себе»

  • 1
?

Log in

No account? Create an account