?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
«ЗАРУГАТЬ И ЗАТОПТАТЬ»
boris_yakemenko
Дискуссия вокруг миссионерской акции продолжается, что есть, безусловно, хороший знак, ибо это означает, что вопросы, поставленные на акции, а также форма постановки вопросов вызывают самую различную реакцию. Пока еще кипят вихри, но когда все осядет, как и положено «в гласе хлада тонка» ((3 Цар. 19,12) мы, возможно, услышим, наконец, трезвый голос тех, кто хотел бы понять и разобраться, а не клясть и клеймить. Однако даже и проклятия и клейма бывают полезны. В горячке человек начинает говорить такие вещи, которые говорить бы не следовало… Но, об этом позже.

В ходе гневной филиппики, в которой принимали участие даже два священнослужителя (один из них монах, игумен, которым, кстати, недавно запрещено пользоваться Интернетом – откуда же он у него в келье?) удалось выяснить две важнейших вещи. Первая – проблема не столько в акции, сколько в тех, кто ее делал. То есть после концерта о качестве музыки исполнителя судили по его костюму и выражению лица. Обрушивались не на то, что происходило – главным образом на тех, кто устраивал. Прежде всего, на Вашего покорного слугу, а также на движение «Наши», которое, к слову сказать, к акции не имело отношения. Но, как говорил Ходжа Насреддин «если не хочется дать подпругу, на ней можно сушить все, что угодно». Логика мифа была примерно следующая: «Движение «Наши» - политика – новые методы». И хотя политики там не было вообще, это уже не имело никакого значения. Диагноз был поставлен, «врач сказал в морг – значит в морг». К этому мы еще вернемся.

Отсюда вытекает и второе. Внимательно посмотрев все ленты обсуждений, я пришел к одному очень интересному заключению. Никто из проклинавших (за редчайшим исключением) не только не был на акции (это вполне возможно), но даже ни разу не обратился к моему ЖЖ, в котором в пяти статьях я в подробностях рассматривал различные аспекты акции и разъяснял желающим подробности и смыслы. То есть все обсуждали и бесконечно перепечатывали дружеские обличения и, разумеется, наконец, градус кипения этого взаимопонимания достиг высшей точки, в которой остались только ругательства. Все обличительные статьи обличают мифы, созданные авторами, ломящимися в открытую дверь, на основе случайных картинок и обрывков текста. И в связи с этим мне хотелось бы хотя бы «библеисту» Десницкому посоветовать новый метод изучения Библии. По клочку страницы, без начала и без конца, к тому же переписанному и прокомментированному невежественным соседом. А потом предъявить ученому миру выводы. А ведь библеист обязан знать, что такое источниковедческий анализ.

IMG_0783 (2)
Вот уровень дискуссии "противников акции" при попытке предложить читать первоисточник.

В этом гвалте полностью тонули настойчивые попытки разъяснить, что мы работаем много лет, что у нас за плечами несколько православных смен «Селигера» с приветственными письмами Патриарха, что именно с нами у храма Христа Спасителя встретился только что выбранный Предстоятелем Русской Православной Церкви митрополит Кирилл, что благословение на работу у нас есть давно и каждая акция не требует отдельных благословений. Ни разу, по крайней мере, такого не было, и никто ничего не говорил.

77777
Еще один образец "дискуссии". Комментарии не требуются. Напомним, что все это происходит в блоге, вы не поверите, у священника (!) Очевидно, с благословения.

Этого, конечно, никто не слышал, только иногда бесконечно переспрашивали одно и то же, словно страдали амнезией, что меня не слишком удивило, ибо перед глазами был пример 2010 года. Тогда Святейший Патриарх Кирилл дал благословение на проведение Православной смены на Селигере и разослал в епархии соответствующее письмо от себя с благословением отправлять на смену интересующуюся активную молодежь. Мы начали обзванивать епархии, чтобы понять, пришли ли письма от Святейшего и сколько человек едет. И в одной из епархий нас попросили … подтвердить благословение Святейшего. То есть предоставить им «благословение на благословение». Только вот от кого? Некоторое время я думал, обращаться ли к вселенским патриархам, созвать вселенский собор для разрешения сей коллизии или ждать таинственных письмен на стене «Мене. Текел. Фарес» или «гласа от Господа глаголющего». Вопрос актуален и ныне, как видим.

Однако только ли дело в том, что акция, которую провел «Православный корпус веры» была спорна по своему содержанию? Конечно, нет. Проблема выглядит несколько сложнее. Дело в том, что нынешняя ситуация, когда с молодежью (в частности с проблемной, а также современной в целом) в Церкви вообще никто всерьез не работает, устраивает, на самом деле, всех этих «критиков». Ибо всех страшит, что в стенах Церкви может появиться множество совершенно новых людей, что неизбежно принесет массу проблем тем, кому уютно и спокойно. Несколько лет назад я пришел в один храм в центре Москвы, имеющий репутацию молодежного, и предложил настоятелю «принять под омофор» человек двести, а может и больше. Чтобы окормлялись, воцерковлялись, помогали. Мое предложение его сильно насторожило и встревожило. «А зачем, - сказал он, - у меня свой приход, сложилась община. Придут незнакомые люди, много людей, это непривычно, да и как то оно там будет потом? Не стоит». Узнав, что мы работаем с молодежью, он спросил, какова наша главная задача. «Привести людей в Церковь», - ответствовал я. «А вы думаете, Церкви это нужно? Вы думаете, она готова их принять?», - спокойно возразил он. Ответа у меня не нашлось и, воодушевленный приемом, я и те несколько человек, которые пришли со мной, отправились восвояси.

А вот последний пример. В ходе дискуссии один из представителей духовенства (игумен) в ответ на слова, что мы пытаемся говорить о Православии на языке молодежи, прямо говорит так: «язык молодежи десакрализован, сакральному там не за что уцепиться». И добавляет прекрасную фразу, понятную любому молодому человеку, идущему по улице: «Душа человеческая по природе христианка и способна понимать сакральное. Но при прямом обращении этого сакрального к человеку, в том числе минуя современную образность и понятийность. Тогда начинает действовать призывающая благодать». Представляете, вот так начать общаться с молодежью, «глаголати бо и русскими словесами, обаче словесами иноземными»? Слова о «призывающей благодати», которая минует «современную образность и понятийность» приведут в храм кого угодно, хоть слона из зоопарка. А на обычном, десакрализованном языке, сказанное выше значит только одно. Разговаривать с вами, молодые люди, не о чем и незачем. Ваш язык десакрализован, мы им пользоваться не станем, а наш, в свою очередь, для вас, что китайская грамота. Так что выхода нет и се, грядите вон. Бесполезно вспоминать слова Спасителя о том «что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях» (Мф. 10:27). Бесполезно напоминать слова Серафима Роуза, который говорил, что миссионерам для миссии придется освоить юродивый язык современной культуры. Бесполезно указывать, что апостолы проповедовали на обычном языке (койне), а не гекзаметром и не стилем од Державина. Приговор вынесен и обжалованию не подлежит.

Вернемся к вопросу, почему это страшит? Дело в том, что большинство «критиков» - главредов журналов и порталов, начальников разных отделов, православных журналистов и православных тусовщиков, населяющих Интернет, давно пришли к выводу, что Церковь и все, что с ней связано есть ИХ территория и ИХ поляна, на которой они, как Шура Балаганов «привыкли прибыльно работать». Прибыль в буквальном смысле может и невелика, но ее незначительность восполняется известным болотным лозунгом «Мы здесь власть!». И тайная и явная. Достаточно посмотреть форумы, дискуссии, статьи в журналах, интервью – два три десятка одних и тех же людей, с увлечением опрашивающих друг друга и со значением роняющих жемчужные словеса об экклезиологии, пневматологии, сотериологии и эсхатологических перспективах. Конечно, не все гладко, бывают друг друга покусывают и поругивают. Но это до первой такой акции, как наша, которая мгновенно их скрепляет, словно средневековый раствор на яичных желтках столовые кирпичи, в мощную стену, окружающую поляну, как в фильме Алана Паркера «The Wall». Стену, с которой на незваных гостей льется кипящая смола, летят камни и стрелы и несется клич древних защитников Рязани от татар: «Убьете нас – все будет Ваше!» И никак не раньше. Какая тут может быть дискуссия? Никакой.

Для защиты этой территории хороши все средства, ибо на войне, как на войне. Прежде всего «лучшая защита это нападение». Не давать врагу ни секунды для размышлений и сбора сил, уничтожить в зародыше. История Православного корпуса изобилует примерами. Началось с того, что лет семь назад я провел собрание с будущими участниками, где разъяснил цели и задачи. Информация попала в Интернет и через несколько дней в одном из околоцерковных бложиков я увидел рассказ о собрании и фразу, которую привожу почти дословно: «Нам сейчас нужно все это заругать и затоптать». Все. Можно добавить – обматерить, обстебать, заплевать, представив все, что делается, в виде карикатуры, а тех молодых людей, которые это делают – в виде преступников, еретиков, неправославной угрозы Церкви. «Идет война народная, священная война». Семь лет прошло… Но и сегодня происходит совершенно то же самое. Информационная атака на акцию началась … за день до нее, когда только пошли анонсы. В результате, например, возмущались «фонтанчиками со святой водой», которых не было вообще. «Заругать и затоптать».

666666
http://kurskweb.ru/news/news_sm_37983.html
Вот "фонтанчики" на площади, которых не было.

И, наконец, противник не может быть просто остановлен – он должен быть повержен, унижен, обязан публично и гласно капитулировать, а затем предаться в руки правосудия. Чтобы и дальше, добив супостата, можно было, подремывая, проводить «фестивали», «форумы» и «конференции» по миссионерству. Интересно, многих бы обратил, например, святитель Николай Японский, если бы бесконечно выступал в японском парламенте, на собраниях и съездах, обсуждая «вопросы миссии среди японцев»?

«Определившись с терминами», стражи поляны помещают себя в рамки понятной и четкой логики. Противник (конкурент) должен быть объявлен, во-первых, неправославным, ибо одни православные не могут посягать на поляну других православных. Во-вторых, его действия надо нагрузить абсурдными смыслами, отлично понимая, что свора поддержки в бложиках и форумах не станет разбираться в деталях. В-третьих, его надо запутать в квазиюридических коллизиях, устраивая словесную путаницу в духе незабвенного А.Вышинского, но не приводя никаких документов за их неимением. В-четвертых, его надо лишить любых трофеев, по недосмотру им присвоенных, а если это невозможно, то девальвировать их. В-пятых, нужно связать противника порочной связью с его же собственными противниками, с тем, чтобы экспоненциально усилить отрицательный эффект. В-шестых, беспощадно разобраться с перебежчиками, вступившими в предательскую связь с противником.

Все это мы наблюдаем сейчас. Начался театр абсурда. Участники акции (а среди них алтарники, регенты, певчие, студенты ПСТБГУ и пр.) сразу же объявлены, как минимум, невоцерковленными, как максимум – неправославными и еретиками, «говорящими от имени всех православных христиан», чего быть не могло по определению. «Заругать и затоптать». Попытки обратиться к Евангелию и процитировать Христа, были резко пресечены тем же игуменом (который, кстати, не цитировал никого вообще): «В цитатах, приведенных вами - слова Спасителя обращены к апостолам, то есть к епископам, священнослужителям». Представьте на минуту, что этим Вы пытаетесь объяснить на исповеди или в частной беседе с вменяемыми людьми свой грех или нежелание делать что-либо: «Так ведь Господь к апостолам это, не ко мне…»?! А к нам, например, Господь в этой логике формально вообще не обращается, ибо Он беседует со своими учениками, народом, отдельными людьми, Его палачами. Но какая тут логика… Автор, священнослужитель, не замечает абсурда. «Заругать и затоптать». Противники не имеют права пользоваться Евангелием (как и иметь частицы мощей) - они все равно невоцерковлены и им уже не воцерковиться. Инсталляция «не завидуй» с «Бентли» и красноречивыми надписями обьявляется – вы не поверите – «явным сатирическим сарказмом в адрес священнослужителей, которые предпочитают роскошные авто на фоне соответствующих скандалов». Заметьте, я этого не говорил, Боже упаси…

Объясняется, что любая миссионерская работа ведется «только с благословения миссионерских отделов», хотя таких правил нет, да и работать с ними одно удовольствие. И отрицается очевидное – благословение Патриарха (которое должно быть подтверждено дополнительным благословением). Но и Патриарх не панацея. Один иерей так и пишет «никакой связи с Церковью нет, кроме благословения Патриарха». «Заругать и затоптать». Строго осуждено принесение на акцию из дома икон с частицами мощей. Для усиления эффекта люди, благословившие эти частицы (а это такие люди, что не чета критикам), заочно объявлены нарушителями, преступителями правил, а усилено все это намеком, что мощи подделка. «Заругать и затоптать». После прочтения всего этого становится удивительным, что иконы с акции не ушли сами, как бывало в истории. Потом Гельман, которому дали на акции весьма определенную оценку, объявляется … основателем «Наших», а значит и Православного корпуса. И, наконец, один ревнивый священнослужитель, узнав о сестрах из сестричества по имя Святителя Игнатия Ставропольского, которые трудились на акции, прямо говорит: «с сестрами еще предстоит разобраться». Сейчас и разберутся. Как уже жестко разбираются с известным православным публицистом, автором книг С.Худиевым, который посмел призвать не критиковать тех, кто выходит на улицы с проповедью, а не сидеть в блогах. Опять же, никаких обсуждений. Предатели и перебежчики расстреливаются за амбаром.

11111
Вот "разбираются" с С.Худиевым. И врут заодно.

И никто из них не задается вопросом, что если бы было «оскорбление Церкви», ересь, «глумление», «дискредитация», самочинное деяние, то, наверное, священноначалие выступило бы уже с заявлением, разъяснением, уточнением. Но этого нет. Значит, нет и проблемы. Просто нужно «заругать и затоптать». Поэтому вся эта критика не есть защита Церкви, а есть защита поляны. И связанного с нею своего личного комфорта, своего благополучия, своего самочинного права говорить от имени Церкви, осуждать, казнить и миловать. Это необходимо помнить всем, кто выходит на улицу к молодым людям говорить с ними о православии. Так же как и помнить слова апостола Павла «проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием». (2. Тим. 4.2)

  • 1
В дополнение к Вашему посту: меня вчера поразил о.Святослав в своем жж http://diak-svyatoslav.livejournal.com/378412.html он приводит фотографии, на которых заснято только то, что удобно, из какого-то маргинального жж, в котором вся акция высмеивается только так. Вот интересно, что помешало о. Святославу сделать репост и взять хорошие фотографии с комментариями у Вас, у меня или у других ребят с акциии, ведь всё это досьупно. Но нет, привел какой-то похабный, маргинальный и лживый жж. .

А это сознательно делается. Сознательно человек пытается обслужить своих приятелей, а они его. Ибо там все "проверено". А у нас наткнешься на фото, с которым потом не будешь знать, что делать. Это и есть непорядочность.

Существенно здесь то, чем делились с окружающими организаторы акции. Если Св.Писанием и учением Святых Отцов, то в наше время фактического, потенциального , практического атеизма вы совершали дело Божие. Говорить о Боге, свидетельствовать, призывать, беседовать можно и без благословения, потому что никто не может нам запретить исповедовать Иисуса Христа!
Преп .Феодор Студит.Добротолюбие.М.1901.с.440:Говорить нам должно,и никак не молчать долго.ибо молчание сон наводит на душу,а сон такой есть причина смерти,об избавлении от которого ,Святый Давид говорит:просвети очи мои да не усну в смерть(Пс.12).Слово же движущееся в сердце есть источник воды,текущей в живот вечный:этого что может быть полезнее?и что ведая блаженный Апостол говорит:слово Христово да вселяется в вас обильно,со всякою премудростью;научайте и вразумляйте друг друга(Кол.3:16).Видиш как он повелевает нам самих себя взаимно учить и вразумлять,а не довольствоваться одними своими собственными напоминаниями.Я смиренный исповедую,что всякий раз,как беседую к вам,большую от того получаю пользу:воззываю себя от мятежа жизни сей,делаюсь более трезвенным и прихожу в чувство своих прегрешений.

.Св.Иоанн Златоуст.Т.1.СПб.1898.с.79:мы дадим страшный ответ в том что теперь кажется маловажным:ибо судия с одинаковою строгостью требует от нас попечение о спасении нашем и ближних наших.Поэтому Павел везде убеждает чтобы никто не искал своего.но каждый пользы другого(1Кор.10:24);посему он и коринфян сильно порицает за то,что они не попеклись и не позаботились о впадшем в прелюбодеяние,но оставили без внимания опасную рану его(1Кор.5:1-2):и в послании к Галатам говорит:братие !если и впадет человек в какое согрешение,вы духовные исправляйте такового(Гал.6:1).А еще прежде он убеждает ктому самому Фессалоникийцев,говоря:Посему увещевайте друг друга и назидайте один другого(1Фес.5:14).Дабы кто нибудь не сказал:что мне заботиться еще о других?Погибающий пусть погибает,а спасающийся пускай спасается:это нисколько меня не касается:мне полезно смотреть за собою»-дабы кто нибудь не сказал этого Павел желая истребить такую зверскую и безчеловечную мысль ,противопоставил ей такие законы,повелевая оставлять без внимания многое из своего.чтобы устраивать дела ближних и требует во всем таковой строгости жизни .Так и в послании к римлянам он заповедует иметь великое попечение об этом долге,поставляя сильных какбы отцами для немощных и убеждая их заботиться об их спасении(Римл.15:1).Но здесь он говорит это в виде увещевания и совета,а в другом месте потрясает души слушающих с великою силою,когда говорит что нерадящие о спасении братий,грешат против Самого Христа и разрушают здание Божие(1Кор.8:12).

Уважаемый собеседник (к сожалению, не знаю имени), Спасибо за важные и нужные цитаты. Подчеркиваю - задача акции была привлечь людей и заговорить с ними, конечно же, о Боге и Церкви понятным им языком. И в искренности бывших на акции не может быть никаких сомнений.

Борис, пост 1711305 у меня за 14 (вчера) на данную тему гляньте

Спасибо, обязательно. Я уже видел, как Вы пытались с ними общаться (скриншот выше) и что из этого вышло. Юродствуют и уходят от ответов. Что и требовалось доказать.

Противно даже читать то, что пишут противники акции. Не побывав там они уверены в том, что она плохая.

может это страх? Страх того, а вдруг кто-то сделает лучше? А вдруг православие ждет новый виток развития? А вдруг всю систему всколыхнут и нарушат вековые устои спокойствия и порядка? Если сейчас тотально вся молодежь пойдет в церковь, то церковь изменится сама по себе, придется измениться и священнослужителям.

После прочтения поста пришла на ум странная мысль. Я все чаще замечаю на ТВ, в молодежных СМИ навязывание молодежи развратного образа жизни, формируется идеал поведения: "Ты пьешь, ты куришь, ты безответственен равно ты крут". В основном это телепередачи, созданные у нас на манер западных. Если расценивать это, как целенаправленную компанию по разложению нашего общества, идущую извне, то ваши акции по возрождению нравственности и веры среди молодежи - это им удар ниже пояса. Может отсюда и нападки со стороны продажных блогеров?

Возрождение России как православной страны Западу не выгодно. Вот они и стараются всяческими способами подорвать нашу веру и старания.

Не приложив никаких усилий к привлечению молодежи к церкви они ругают тех, кто что-то делает.

Может они не заинтересованы к привлечению молодежи в церковь? Тогда бы их действия были бы понятны и логичны.

Борис, вы делаете хорошее дело. А у любого хорошего, успешного начинания есть противники. Было бы хуже, если бы мероприятие прошло незамеченным. Если его столько обсуждают (пусть даже некоторые - негативно), вы на правильном пути.

Если обсуждают, значит задело.

"Заругать и затоптать" будет продолжаться всегда, потому что еще долго люди будут бояться лишиться личного "комфорта" не пытаясь разобраться в сути любого вопроса

лишаться своего комфорта каждый не готов, потому что каждый формирует его годами вокруг себя

Про "питьевые фонтанчики со святой водой" кстати у Вас в посте за 10 июля "Миссионерский фестиваль" написано, так что подобные вещи не родились на пустом месте.
Но в целом акция была правильным шагом, безусловно.

У меня написано, что они будут, но мы их не устанавливали. Информацию надо проверять.

Приплести сюда Движение Наши для них означает расписаться полностью в своей некомпетентности вообще в вопросе

Тут была критика фото из "маргинального" жж. На мой взгляд, досада напрасная. Некто Святослав предпочёл их просто от безысходности. Сами фото рисуют хорошую атмосферу. И в чём-то живее и доверительнее, чем фото открытых сторонников.
Кстати, автор фото показал своих счастливых друзей с большим налётом мрака, чем ваше мероприятие. Такая вот высшая справедливость. )
http://trash-area.livejournal.com/594737.html

Вполне возможно

люди продолжают "сидеть в блогах", отсюда всё незнание, неопытность, неверие

как говорится, "век живи, век учись"

мне кажется дискуссия тоже важна, она поможет выяснить нюансы и в следующий раз повысить уровень проводимого мероприятия

Хотелось бы, чтобы дискуссия была

  • 1