Previous Entry Share Next Entry
ИТОГИ ДИСКУССИИ
boris_yakemenko
Заканчивается дискуссия о нашумевшей миссионерской акции «Православного корпуса веры» на Триумфальной площади, в ходе которой отрабатывались современные технологии православной работы с молодежью. К сожалению, главным образом «дискуссия» выглядела вот так:
10
11
14
13
Обратим внимание на крупно выделенную главную мысль!

Все это не только подтверждает неоднократно высказывавшийся ранее тезис о том, что ИМ, тем, кто охраняет свою поляну от конкурентов, нужно, чтобы никто ничего не делал – об этом открыто сказано выше и не только здесь. Отсюда и полное отсутствие аргументов, поскольку главный аргумент один – НИЧЕГО НЕ НАДО ДЕЛАТЬ, НЕ НАДО НИ С КЕМ ГОВОРИТЬ О ХРИСТЕ, а то можно невзначай десакрализоваться и профанизироваться. Данный конкретный пример свидетельствует и о более глубоких проблемах.

Прежде всего, об ужасающем уровне образованности и интеллекта некоторых представителей современного духовенства - ни разу не была озвучена ссылка на Священное Писание или Предание Церкви в защиту своей позиции теми несколькими священнослужителями, с которыми в эти дни пришлось общаться. Хотя св. Иоанн Златоуст четко говорит, как нужно оценивать то или иное явление и его словами вполне можно было бы руководствоваться священникам при оценке акции: «Если кто будет смотреть на одни дела, не принимая во внимание намерения действовавших, тот может и Авраама обвинить в детоубийстве, а внука и потомка его обвинить в злодеянии и коварстве; потому что один (Иаков) овладел первородством (брата своего), а другой (Моисей) перенес египетские сокровища в израильское войско (Быт.27; Исх.12:35–36)» (Св. Иоанн Златоуст. О священстве). Также все это свидетельствует о полной неспособности оппонентов к любым содержательным разговорам, выражению мнений, о площадно-трамвайном стиле общения, с которого они не могут сойти. И, что гораздо хуже, о полной неотличимости пастыря даже не от паствы, а от Интернет-планктона, биомассы, выучившей десяток ругательных слов и под собачьими кличками гавкающих из бложиков на все, что проходит мимо (но при этом сидящих на крепкой цепи).

Например, о том. как некоторые представители духовенства пользуются самыми отвратительными приемами интернет-биомассы, можно посмотреть у участника акции, Павла Садовникова, профессионально занимающегося СМИ.
http://paul-sadovnikov.livejournal.com/8697.html

Отец Владимир Вигилянский, руководивший до 2012 г. пресс-службой Московской Патриархии, точно подмечал: «Пустословие, стеб, зубоскальство – одна из отличительных черт стиля «блогосферы». Вместо того чтобы давать образцы культурной благожелательной полемики, священнослужители перенимают у своих собеседников загрязненный сленгом язык ЖЖ… Интернет нейтрален, и только от нас – авторов и пользователей – зависит, станет ли он языком миссии, свидетельством истины, христианской свободы и любви или превратится в мусорную свалку мелких самолюбий, словоблудия и зложелательства… «Авторы личных блогов не всегда "задумываются, что их дневники читают люди, далекие от Церкви, люди, которые не имеют собственного церковного опыта и которые судят о Православии по таким дневникам… Среди «друзей» «интернет-пастырей» присутствуют чрезвычайно активные в блогосфере известные раскольники и хулители Церкви… И хотя многие авторы дневников предупреждают, что в их журналах они не допустят провокаций, хамства, наглости, брани, бездоказательных обвинений, что эти записи будут стираться, тем не менее, грубость и пошлость слишком часто мелькают в интернет-дискуссиях» http://rusk.ru/newsdata.php?idar=184078

Нельзя не отметить и то, что ради сомнительного удовольствия ругать, сидя на стуле тех, кто работает, и обличать их в безблагословенности и нарушении правил, забываются прямые указания священноначалия. «Сейчас большим соблазном является Интернет. Многие монахи поступают, на мой взгляд, совершенно неразумно: с одной стороны, они уходят из мира, чтобы создать благоприятные условия для спасения, а с другой стороны, берут свой мобильный телефон и начинают входить в Интернет, где, мы знаем, множество греховного и соблазнительного. И тогда возникает вопрос: когда монах берет в руки мобильный телефон, чтобы войти в Интернет, не должен ли он подумать, а стоит ли ему вообще в монастыре находиться?» - сказал недавно Патриарх Кирилл. (http://introductions.angelhranitel.ru/index.php?topic=24115.0) Невзирая на это, не вылезающий из Интернета один из наиболее последовательных гонителей акции и ее устроителей есть монах и даже игумен. После всего этого горькой насмешкой звучат слова св. праведного Иоанна Кронштадтского: «О, какое безстрастие требуется от священника! Какая возвышенность мыслей и чистота сердечных движений! Служа соединительным звеном, соединяющим земное с небесным, он должен быть сам небесный человек, только телом касаясь земли, а сердцем и душой весь простираясь в небеса и пребывая на небе. О, как должен быть высок духом и горяч любящим сердцем священник! Он должен быть ангелом земным, достойным носителем звания Христова, звания пастыря, священника, отца, судии, заступника, миротворца, врача, питателя».

Очень правильно ответил на многие обвинения Юрий Белановский, имеющий огромный опыт работы с молодежью в Церкви «А я вот всерьез не пойму, что так все поудивлялись и до сих пор пишут... Я имел опыт сотрудничества с Борисом Якеменко на Селигере, о чем трижды писал пространные заметки. Уверяю вас, в чужую жизнь он не лезет, слово держит, умеет доверять, свою идеологию не навязывает... Хотя и свое дело знает и понимает. Такого в ортосреде не сыщете... Тут не все так однозначно... То, что делают ребята из православного корпуса - это в их стиле и соответствует их логике и миссии. Чего удивляться?.. Это было изначально. Странно что-либо сейчас ругать, если 3,4,5 лет назад не ругали православную смену на Селигере, а благословляли ее. В любом случае, насколько я понимаю, дело не в провокационных методах "наших". Вона всякая шпана и гопота уж скоро два года, как прохожим проходу своей а-ля миссией не дает - и ничего... Всем апологетам и чиновникам и СМИ нравится. Всякие, по мне так явные отморозки провокаторы и подлецы, публикуются на супер пупер ортосайтах... и тоже ничего. Это я не только про энтео но и про всяких пролайферов и т.д. Дело не в том, о чем проповедуют и как, а в том, выгодны некие проповедники щаз неким церковным чиновникам или нет. Вот дело Бориса Якеменко с его опытом и ресурсами (а раз он такое провернул, значит до сих пор в теме) - не нужно. Дело энтео и пр. шпаны нужно…» А в комментариях к тексту Ю.Белановского появляется риторический вопрос: «Дмитрий Семеник: Интересно, а какой должна быть идеальная уличная миссионерская акция, чтобы ей не стали массово ужасаться православные деятели. Кто-нибудь может сформулировать?» https://www.facebook.com/belanovskyy/posts/566380103400044

Сказано же выше - НИКАКАЯ. И сформулировать не может никто.

Однако, как и предсказывалось, появляются уже предложения, что и как делать. Опять С.Л.Худиев, уже обруганный и оболганный в бложиках «горячих любящим сердцем священников». «Православный F.A.Q» вызвал бурную дискуссию, и это очень хорошо. Интересно, что и организаторов мероприятия, и его непримиримых критиков объединяет некая общая проблема — негативизм, не провозглашение, а отрицание. В этом отношении характерно одно недоразумение, связанное с этой акцией. На ней представлены «иконы» Сталина, Махатмы Ганди, Эйнштейна, Бандеры и других лиц, которых было бы несколько странно сопричислять к православным святым. Некоторые из них — злодеи, некоторые, напротив, люди почтенные, но едва ли православные. Цель устроителей тут довольно очевидна — предостеречь людей от ложного почитания изображений, которые иконами не являются. Сетевые критики воспринимают это ровно наоборот — как будто устроители хотели презентовать эти изображения в качестве православных икон, что, конечно, было бы кощунством и ересью. Да, не поняли; но сама идея «неиконостаса» практически обречена на то, чтобы быть непонятой. Православие не определяется через своих противников. Оно не определяется через его искажения. Оно определяется через свое положительное содержание.

Критики говорят о том, что устроители «F.A.Q» вместо того, чтобы проповедовать Евангелие, нападают на врагов; этот упрек во многом справедлив. Но и сами критики делают ровно то же самое — вместо того, чтобы проповедовать Евангелие, тратят время и силы на борьбу со страшными врагами в лице организаторов акции. Это очень естественно и очень по-человечески — людей на какую-либо активность (в частности, в интернете) более всего мотивируют эмоции, а негативные эмоции нам даются гораздо легче, на то оно и грехопадение. Я сам написал кучу критических статей, и знаю, что писать негативную критику гораздо легче — стоит как следует вознегодовать, раздухариться, а потом текст несется уже сам собой. Но это не то, с чем мы посланы. Мы посланы проповедовать Евангелие. Евангелие имеет своим содержанием не врагов Православия (кого бы мы в эти враги не зачисляли), а спасительные деяния Бога в Господе нашем Иисусе Христе.

Поэтому мне хотелось бы обратиться с предложением. Хорошо, вот так как это делали устроители акции «Православный F.A.Q» проповедовать Евангелие нельзя, это издевательство, профанация и ужас что такое. Давайте обозначим, как надо проповедовать Евангелие. В советское время в одной из газет была рубрика «Если бы директором был я». Давайте подумаем, какие миссионерские действия мы бы развернули, если бы нам дали все требуемые ресурсы. Какие бы плакаты нарисовали, акции провели или компьютерные игры придумали. Вообще обошлись бы без плакатов, акций и игр? Хорошо, но ведь что-то бы сделали? Что именно? Какие будут предложения? Наверно, умные, образованные, энергичные люди, искренне озабоченные делом спасения душ, могут употребить себя и на что-то большее, чем разгромная критика чужих попыток. Следуя собственному призыву, выдвину свое предложение.

Я думаю, что существует нужда в неком вводном тексте (мне это видится как гипертекст), который объяснял бы, в чем состоит Благая Весть, которую возвещает Церковь, и к какой реакции на это возвещение Церковь призывает. Можно было бы делать что-то вроде ответов на вопросы, но вопросы у человека возникают в отношении чего-то хотя бы отчасти знакомого. Человек, которому просто не возвещено Евангелие, не может поставить никаких вопросов; а вопросы, которые люди часто ставят в интернете, показывают, что надо объяснять все сначала. Текст, который объяснял бы все сначала, текст, обращенный к неверующим людям, далеким от церковной ограды, языка и мышления Церкви, и был бы очень важен. И, я уверен, у многих из читателей — и постоянных авторов Правмира — есть и опыт, и знания, и способности, чтобы принять участие в его создании. Он мог бы выглядеть примерно так — очень краткое изложение со ссылками, ведущими к более подробному изложению, а там — ссылки, ведущие к еще более тщательному разбору. Действуя вместе и прислушиваясь к советам друг друга, мы могли бы создать миссионерский инструмент, который, если бы его одобрило священноначалие, мог бы оказаться полезным всей Церкви.

Пока я просто выдвигаю идею; и я надеюсь, идеи есть и у других — давайте их обсудим. Давайте не ограничиваться критикой того, что другие люди делают неправильно. Давайте попробуем сделать правильно». http://www.pravmir.ru/davajte-zajmemsya-delom/

Давайте попробуем.

  • 1
Явно, те, кто не доволен, просто завидуют.

У самих не вышло привлечь молодежь, теперь другим мешают это делать.

И этот Александр еще является и священнослужителем? Как у него тогда язык поворачивается говорить такое. Хотя бы лексикон поменял бы что-ли.

(Deleted comment)
То, что это мероприятие вызвало бурную дискуссию хорошо. Это говорит о том, что люди заинтересовались и дело пошло вперед.

согласен. хоть задергались те, кто в тине привык жить.

(Deleted comment)
А в чем интересно состоялась гадость?

Первая строчка диалога о том, что на акции не был, но не понравилось - это вообще что-то. Человек заведомо сообщает о том, что он понятия не имеет о чем говорить.

Он просто привлекает внимание.

Не могу понять к сожалению почему по мнению отца Александра не нужно ничего делать, ведь акция вызвала большой резонанс и многие наверняка задумались о сути и содержании

Если люди задумались, значит это уже о чем-то говорит.

Пока не могу ничего предложить по сабжу, но если появятся идеи то обязательно напишу вам

С удовольствием обсудим.

Я прекрасно понимаю, что наверное недостаточно подкован для истинной богословской беседы, хотя служил вместе с пономарем и служкой одного храма и провел много интересных для меня бесед с ним. Но я так и не понял, почему эти чины и иерархи, так болезненно реагируют на ваше желание нести веру в массы. Ведь цель всего этого, не собирать десятину, как увы считают некоторые, а нести в души людей мир, любовь и смирение! А как это делать, если только и делать, что сидеть в своем приходе и бояться, что туда придет "молодой баламут"?

Я это говорил ранее - они защищают СВОЮ поляну, на которой им уютно и хорошо.

Мне бы очень хотелось поучаствовать в круглом столе на тему, как обустроить миссионерскую деятельность в Православной церкви... если будет такой стол, пишите. постараюсь приехать.

думаю это многим было бы интересно. Хорошая идея кстати!

Радует, что уже складывается круг людей, критикующих детали, но видящих главное и готовых предлагать. Ю.Белановский., священники Всеволод Чаплин, Андрей Ткачев, игумен Сергий (Рыбко), иеромонах Макарий (Маркиш) С.Л.Худиев. Вот с ними и будем советоваться.

гляньте личное сообщение

Борис Григорьевич, ваша акция хороша тем, что пробудила дискуссии. Я лично не разделяю отдельные методы подобного миссионерства, но это как раз повод организовать хорошую, серьёзную конференцию, где не будут бесконечно мусолить категорию "надо", но начнут делать конкретные предложения на вопрос "как". "Уличное" миссионерство, действительно, фактически отсутствует, поэтому стоит обсудить возможные границы такого миссионерства. Мне кажется, многих людей, далёких от политики, которым совершенно без разницы кто там "Наши", кто там "Ваши" смутили как раз именно детали (рисунки с человеком похожим на Христа, неудачные формулировки и т.п.). Поэтому границы такого миссионерства стоило бы обсудить, равно как и целеполагание.

Вот для этого и делалась скорее акция, чтобы побудить людей дискутировать. В споре рождается истина.

Я думаю, что существует нужда в неком вводном тексте (мне это видится как гипертекст), который объяснял бы, в чем состоит Благая Весть, которую возвещает Церковь, и к какой реакции на это возвещение Церковь призывает.
Я в этом уверен!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account