?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
БУКВА И ОБРАЗ
boris_yakemenko
У мусульман начался Курбан-байрам. Самое время вернуться к давней статье и еще раз поговорить о некоторых феноменах исламской культуры на конкретном примере мечети «Тилля-кори» (Золотой купол) в Самарканде – одного из самых выдающихся памятников центральноазиатской мусульманской архитектуры и орнаменталистики.

Исламское искусство есть искусство отсутствия образа. Парадокс в том, что данное отсутствие есть попытка в максимальной полноте запечатлить, не рассеивая, реальное присутствие Абсолюта, не создавая посредников между Богом и человеком в виде любых образов (так же как и духовенство в Исламе не является посредником между Богом и человеком). Отсутствие образов расчищает пространство восприятия, создавая идеальный и максимально полный образ, так же как по законам логики максимально полный предмет тот, у которого отсутствуют определения. Божественная сущность есть идеальная полнота, а поэтому она неизобразима. Она есть максимальное единство, а поэтому не может быть передана частностями.

Единственным способом передать всю сложность, совершенство и непостижимость Бога, при отсутствии образов, остается орнамент, искусство которого доводится в исламе до совершенства.
turetskijkoverdaminovaflera
Орнамент передает геометрию вселенной, ее сложность и многоуровневость, подводит человека к созерцанию Бога, максимально сближает их – и оставляет наедине. Орнамент близок искусству каллиграфии и поэтому язык и орнамент неизбежно сближаются семантически, дополняют друг друга, образуют стилистическое, образное и богословское единство. Поэтому надписи покрывают значительную часть поверхности стен мечетей и гробниц. Именно тексты, то есть главная Книга, вплетенная в орнамент, дают возможность мусульманину приблизиться к Богу. И разница между европейской христианской и восточной мусульманской культурами в том, что христианин видит Бога, мусульманин же слышит его. Не случайно в исламе также доведено до совершенства искусство чтения Корана вслух.

Таким образом, владение словом в исламе и умение правильно написать его становятся одним из величайших даров, переданных людям Богом. Слово священно, священен язык. И надо писать так, чтобы в каждом имени Бога можно было видеть не буквы, а его самого. Поэтому так важны геометрия и ритм надписи и орнамента. Когда все это сплетается воедино, из тысяч имен, из бесконечного сочетания золотых нитей появляется купол мечети и, глядя на него, возможно ощутить Присутствие.
87
Для понимания этого, следует обратить внимание на то, что арабский текст пишется справа налево к сердцу и часто начинается с точки (в европейской культуре наоборот – слева направо и точкой заканчивается). То есть все идет от внешнего к внутреннему, извне к сердцу, а не наоборот (о значении правого и левого в сакральном пространстве очень хорошо писал Б.Успенский в работе «Крестное знамение и сакральное пространство», где рассматривал западный и восточный опыт крестного знамения). Если Коран – вместилище, образ мира, то образ всего текста Корана его первая сура. Весь ее смысл заключен в первой фразе بسم الله الرحمن الرحيم (Бисмилля рахмани рахим), весь смысл самой фразы в первом ее слове, а первого слова в первой букве, которая имеет точку внизу. Эта точка имеет символическое значение (в мечети Тилля Кори это точка купола с золотой тарелкой), в которой заключено все. Это та точка, с которой начал совершаться мир, которую в современной науке принято называть точкой сингулярности большого взрыва.
islamic-calligraphy10
Если столь серьезное знамение придается точке, то тем более серьезное значение придается букве, из которых собираются стены мечети, которыми эти стены держатся. Глубинное значение буквы считалось настолько важным, что несколько столетий назад возникло движение «хуруфитов» (от слова حروف‎‎ - буква), которые считали, что познание священного смысла букв равносильно познанию мира. Они считали, что тот, кто владеет каламом (пером), тот владеет ключом к миру, ему доступны все виды чувств, подлинная любовь как к Богу, так и к человеку.
hafez_01
Поэтому Хафиз Ширази мог сказать: «Я грезил, что ты обнимаешь меня, как «лям» на письме обнимает «алиф».
Hafez_880714_095
Могила Хафиза

Не случайно каллиграф ценился выше полководца - после одной из неудачных битв из плена предпочли выкупить первого, но оставить второго. Поэтому к текстам, буквам, в исламе всегда было священное отношение – халат мог быть вышит вязью, но никогда надписи не спускались на подол, чтобы не попирать буквы, когда становишься на колени. То есть когда все эти тексты нанесены на стены, то стены становятся страницами книги, на которых держится купол. Не случайно среднеазиатские мечети и снаружи выглядят как схема единства земли и неба, Бога и человека. Квадратное основание песчаного цвета (земля, имеющая границы) держат круглый купол небесной глазури – образ бесконечности, в которой обитает Бог.
7b36722b
Мечеть Тилля-кори в Самарканде – один из лучших памятников, открывающий возможность глубокого знакомства с различными сторонами исламской орнаменталистики и каллиграфии. Он прекрасно передает возможность зрительного и сердечного движения от украшенного сталактитами михраба (запечатленной жемчужины) по стенам к куполу, венцом которого является золотая точка, из которой все началось и которой все заканчивается.
Регистан
Общий вид мечети Тилля Кори
Купол
Купол мечети. Золотые потоки орнамента устремляются к центру купола.
Угол
Угол мечети
Ниша михраба
Михраб
Михраб верх
Верх михраба
Сталактиты ниши
Сталактиты ниши михраба
Сталактиты михраба фрагмент
Фрагмент сталактитов михраба
Сталактиты михраба общий вид
Сталактиты михраба, общий вид
Минбар
Минбар мечети
Мечеть ночью
Мечеть ночью.
Глядя на мечеть Тилля Кори, обходя ее, глядя на то, как переплетаются в ней архитектура, геометрия, математика, живопись, начинаешь понимать хадис «Земля была устроена для меня как мечеть и очищение». Мечеть в Исламе есть идеальное воссоздание первозданной гармонии райского состояния земли и природы, это место, где все подчинено единому замыслу и порядку. Особенно это становилось понятно в средневековой исламском городе, где мечети стояли среди людских потоков, рядом с базарами, у шумных площадей, гармонизируя пространство, напоминая об изначальном совершенстве мира и человека.

  • 1
У каждого храма есть своя красота.

Я очень люблю путешествовать по таким местам.

Средняя Азия это уникальное место.

Орнаменты потрясающе красивы, просто нет слов. Даже сомневаешься иногда, чтоы человек может создать такую красоту.

Никакое фото не может, к сожалению, передать наглядного впечатления.

Очень красиво! все таки их культура строительства завораживает несколько)

Нереально красиво, надеюсь что когда нибудь я смогу туда попасть.

  • 1