?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
КАТАСТРОФА
boris_yakemenko
Духовная (а может и душевная) болезнь Кураева, которая развивалась на наших глазах, привела некогда умного, талантливого миссионера к катастрофе, лишив его способности ярко мыслить, отличать возможное от невозможного, слышать других людей, видеть себя со стороны. Заразившись опасным политическим духом оппозиционерства, отец протодиакон, после его вполне ожидаемого увольнения из Академии (его предупреждали http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=44536), повел себя, как классический «болотный». Начал жаловаться на гонения, обличать гонителей, привлекать сочувствующую интернет-биомассу, которая в последние годы полностью подменила его ученическую аудиторию. Хотя весь опыт христианской Церкви, к которому любит аппелировать Кураев, свидетельствует о том, что гонимые принимали страдания и лишения за свои слова и поступки как должное, ибо были к гонениям готовы. Мало того, считали эти гонения проявлением милости Божией, а как можно роптать на милость, явленную от Господа. Можно вспомнить владыку Виктора (Островидова), которого мучили на Соловках, а он свое страдание «считал милостью Божьей». Архиепископ Онуфрий (Гагалюк) писал из заключения «Гонения – крест, возложенный на нас самим Богом» и радовался «о чаше страданий, которой сподобил Господь». Апостол Павел говорил, что «нас огорчают, а мы всегда радуемся» (2 Кор. 2. 9-10). Однако радости в последних многословных постах отца Андрея заметно не было, а была видна жгучая обида оттого, что теперь нет последнего титула, которым можно прикрывать все эпатажные заявления последних лет.

Даже если оставить только политический дискурс реакций отца Андрея, то и здесь мы видим не политику в широком понимании, а в понимании именно маргинальном, болотном. Напомним, что выходя на бой с режимом, они заранее определили, что должен делать с ними режим, а что нет. Трогать – ни в коем случае ни в каком виде. Никаких статей и выступлений, тем более увольнений и изгнаний. Режим должен постоянно признавать свою преступную сущность, оправдываться, а затем, уничтоженный и раздавленный морально, немедленно сдаться на милость оппозиционера. Вся риторика отца протодиакона сегодня именно такая. Хотя тот же Мартин Лютер Кинг говорил в своем Letter from Birmingham City Jail (1968), что политик, борющийся с несправедливостью, «должен делать это открыто, без ненависти и готовностью понести наказание».

Но дело не только в этом. К сожалению, он полностью перестал понимать, что делать можно, а что нельзя ни в коем случае. Теперь его амплуа – амплуа пропагандиста, а не исследователя, его конек – разоблачительство. Он перестал понимать, что борьба с «голубым лобби» это борьба с очень узкой, хоть и весьма неприятной проблемой, которую, как ремонт, нельзя закончить, а можно только прекратить. В желании сорвать как можно больше покровов, но не имея достаточно фактов, он, как журналист желтой газеты, начал публиковать омерзительные, невозможные, никем не проверенные анонимки, придавая им вес остатками своего авторитета. Анонимки, в которых грязью огульно заляпаны абсолютно все – от наместников монастырей до покойного патриарха Алексия. Когда-то умный человек, он сегодня не понимает элементарной вещи – именно он сейчас становится катализатором очередной антицерковной либеральной кампании, которая теперь будет опираться на мощный фундамент «разоблачений церковного деятеля». Не говоря уже о том, что все это к его статусу и званию «миссионера» не имеет уже никакого отношения. Не случайно, уже давно не выходят его книги.

Почему так произошло? Что случилось с этим человеком?

На наш взгляд, болезнь развивалась постепенно и причин у нее было три. Первые две - неумеренное честолюбие и желание быть популярным. Хорошо известно, что Кураев никогда не любил возражений и не терпел конкуренции на своем поле «церковного интеллектуала» и миссионера. Любые попытки не согласиться с ним он немедленно расценивал как обскурантизм, косность и тяжелое наследие советского или патриархийного режима. Желание же быть популярным и всегда говорить что-нибудь оригинальное, не укладывающееся, идущее в разрез, в конце концов стало самоцелью, стало вредить научной объективности, приводить сначала к ошибкам, а затем и откровенной лжи, как например, в случае с рассмотрением осады Троице-Сергиевой лавры поляками в XVII в, когда отцу Андрею в дни празднования 400-летия со дня победы России над поляками, непременно хотелось поставить подвиг монахов под сомнение. Было очень много лжи и передергиваний по поводу кощунства в храме Христа Спасителя (отец протодиакон в конце концов совершенно запутался, за кого он и что он хочет), поскольку хотелось быть оригинальным. Были аккуратные подыгрывания болотным, за что его своим признали Гельман, Навальный, Кредо ру, Бакушинская и пр. Были провокационные намеки на рукотворность Благодатного Огня и разоблачения огня Олимпийского. Красной нитью сквозь все это проходило «отмиссионерить» и «катехизнуть» и в итоге сексуальная тема в его выступлениях стала настоящей манией.

Создав свою «свору поддержки» отец протодиакон давал ей возможность доделать все то, что он до поры до времени делать опасался. Дообзывать противников, допроклинать несогласных с ним. Их никто не мешал, не банил и не охлаждал пыл. Хотя Господь поступал иначе: «Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его. И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» (Мф.26.50-53). Он отвечал Сам за Себя. И исцелил обидчика. Но это было там, в Гефсимании. А здесь оказалась нужна «свора поддержки». Все это вместе приносило и неплохие доходы.

А теперь последняя и самая существенная причина. Одним из феноменов христианства является то, что клирик, перестающий служить литургию, постепенно деградирует не только духовно, но и нравственно. Распад образа священнослужителя, лишенного, или лишившего себя возможности предстояния у Престола, неизбежно приводит сначала в деформациям, а затем к распаду и человеческой личности. На огромную роль мистической стороны пастырского служения указывал праведный Иоанн Кронштадтский. Кураев не служит очень давно и поэтому то, что происходит, вполне ожидаемо и подтверждено в прошлом примером Александра Осипова, не служившего до своего отпадения почти 10 лет, а в наше время примерами Охлобыстина и лидера группы «Экзорцист» Гусева. Возможно, что эту причину нужно поставить на первое место ибо прекращение Кураевым служения подготовило то, что мы сегодня видим. Остальное этим лишь усугубилось.

Больше года назад приходилось писать о том, что «если не остановить печальный процесс духовной эрозии, которому подвержен этот безусловно талантливый и яркий человек, финал будет трагическим и, к сожалению, предсказуемым» (см(http://boris-yakemenko.livejournal.com/211578.html. http://boris-yakemenko.livejournal.com/218361.html). Так и произошло. Это повод к оценкам, повод задуматься, но не проклинать. Сегодня отец Андрей больше, чем когда либо, нуждается в наших молитвах. Когда-то он помог тысячам людей найти свой путь. Сегодня мы должны помочь ему вернуться на твердую почву.

Оппозиция постоянно давит на жалость и выдает разоблачения, ничем не подтвержденные. Кураев вот научился этому и теперь только это и умеет делать. Возможно ли, что он встанет на другой путь, я не знаю.

Не понимаю, как человека религиозного смогли выбить из колеи и перетащить на свою сторону оппозиционеры?

Это в конце концов его выбор. Главное чтоб слова божьи не передергивал.

Это выбор его, но он же продолжает тащить за собой своих последователей.

Нужна ли ему наша помощь? Мне кажется он ведет себя так, как ему самому удобнее

пока он не обратился за помощью, она ему не нужна. Это логично.

Очередной порядочный спекся)) наверное для определенного вида людей очень заманчиво вот это вот глупое брожение...

Каждый имеет право на ошибку, но, к сожалению, не каждый может признать свой путь ошибочным.

Признать свой путь ошибочным - значит признать поражение. А это уж точно не каждому под силу.

Да, может он и оступился, но это не дает ему право лгать про всех и унижать кого-либо. Оппозы быстро прибрали его в свои руки.

У каждого есть право на ошибку, оплошность, неудачу.

К Кураеву отношусь очень жестко, но то что с ним стало происходить последнее время, несколько меня смягчило по отношению к нему.
Его критическое отношение является примером для всех тех, кто устал жить среди обмана и лжи, среди такого вызывающего беззакония!

Ничего удивительного. Кураев никогда небыл священником. Он был пропагандистом. С детских лет. А в церковь попал волей случая.

Не собираюсь оправдывать Кураева, да и собственно, а судьи кто, но по-человечески, он решил что ему терять нечего, и честь мундира-сутаны отстаивать уже не имеет смысла, поэтому что долго копилось, нашло подходящий повод выплеснуться. А Вы да отстаиваете "честь" Вам же пока есть что терять ;) Меня в последние полтора года прикалывает, что ни Вы, ни Холмогоров, ни патриарх, при таких случаях Бога обычно не поминают, а все больше к человеческому суду апеллируют. Ну и кто Вы после этого? И во что Вы собственно верите?

Почитайте другие мои посты. "О Христе" хотя бы. Может, поймете. Книги также можно прочесть.

(Deleted comment)
То есть по вашему либерастоми рождаются а не становятся? )

думаю ученым всерьез стоит подумать над "открытием Болотного синдрома"

Борис, я служу Литургию каждое воскресенье и, конечно, Праздники.
Заходите в ближайшее воскресенье в храм в Тропарево.
С Рождеством!

Отец Андрей, мне не надо только всего этого рассказывать... И, кстати, что вдруг с Вами случилось, что Вы снизошли до меня? Может быть, хотите, наконец, дать отзыв на мой учебник ОПК, отзыв, которого я так и не дождался. А ведь мы Вам с Вашим учебником очень тогда помогли.

Edited at 2014-01-09 09:48 pm (UTC)

"Ввесь опыт христианской Церкви, к которому любит аппелировать Кураев, свидетельствует о том, что гонимые принимали страдания и лишения за свои слова и поступки как должное, ибо были к гонениям готовы".


Слово "гонение" тут лишнее. Мои проблему и близко не стоят с подвигом Новомучеников. Имеет место просто дискуссия.
И я к ней готов, поэтому и не отрекаюсь от своих слов.

Публикации грязных анонимок это дискуссия??? И, кстати, зачем Вы с помощью анонимщика запачкали Нилову пустынь (а раз Вы это все публикуете, то и отвечаете тоже Вы). Вас ведь там очень искренне и радушно принимали. Неужели Вы не понимаете. что это мерзость для любого обычного человека, а уж для священнослужителя...

Апостол Павел говорил, что «нас огорчают, а мы всегда радуемся» (2 Кор. 2. 9-10).

И я рад. Мне сделали замечательный новогодний подарок: "Мне вчера дали свободу...".

Так что же Вы так многословно переживаете? Когда человека выпустили из тюрьмы, он выбегает пулей и мчится все дальше и дальше, а не переругивается с тюремщиками на пороге еще три дня, не так ли?

По поводу осады Троице-Сергиевой лавры поляками в XVII в

Приведете мне источник 17 века о лаврских монахах, стрелявших из пушек по полякам. Я ведь тогда именно этот вопрос задал.

http://boris-yakemenko.livejournal.com/282565.html Подробно разобрано. Еще раз искренне желаю Вам остановиться и стать прежним.