Previous Entry Share Next Entry
ХРИСТИАНСТВО И СПОРТ
boris_yakemenko
WQaom3zBWog
В воскресной школе при храме Преподобного Сергия Радонежского в Бибирево закончилась трансляция зимних Олимпийских Игр в Сочи (http://boris-yakemenko.livejournal.com/414909.html, http://vk.com/pravsochi). В последний день перед показом закрытия Олимпиады состоялась беседа на тему: «Православие и спорт». Дело в том, что организовав трансляцию Олимпийских игр в воскресной школе при храме, мы столкнулись с разными мнениями на эту тему – были и сторонники и противники. И мы решили разобраться, есть ли место спорту в Православии и Православию в спорте.
Как и ожидалось, те, кто больше всего бросались штампами «Православие и спорт несовместимы», придти не пожелали (очень заняты по воскресеньям – комменты пишут по группам в Контакте), но справились и без них.

Попробуем разобраться. Начнем с того, что когда в 1894 г. барон Пьер де Кубертен возродил традицию Олимпийских игр, он стремился прежде всего к тому, чтобы в жизнь человечества, стоящего на пороге Мировой войны, погружающегося в кризисы, вновь вошли красота, гармония и мир. Именно он вернул традицию прекращать войны в период Олимпийских игр, традицию, которую нарушили в этом году проамериканские бандиты на Украине. Поэтому возрождение Олимпийских игр имело в своей основе вполне христианские принципы. И уж тем более эти Олимпийские игры не имели ничего общего с языческой традицией, так как не проводились уже почти полторы тысячи лет.

Апостол Павел ничего не говорил о спорте, но на примере спортсменов показывал, как нужно стремиться к духовной цели. «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1 Кор. 9, 24-27). При этом апостол считает, что «телесные упражнения мало полезны» (1Тим.4.7-9). Иными словами, апостол заложил основы христианского отношения к спорту – он разделяет стремление языческих спортсменов к победе и способность сделать все для ее достижения, но не приемлет земные, бренные цели – победу для того, чтобы потешить тщеславие и получить награду. А также считает, что телесные упражнения, которые в то время были культом, не бесполезны, но «малополезны» человеку, заботящемуся о силе духа.

В святоотеческой традиции мы можем встретить отрицательное отношение к спорту. Однако связано оно было не с самим спортом, а с тем, что спортивные развлечения и состязания обыкновенно были языческими ритуалами, развитием традиции идолопоклонства и нередко были связаны с убийства и истязаниями людей. Поэтому христианину, выступавшему против языческих богов и всего, что ними связано, нельзя было соглашаться с тем, что происходило на аренах. «…Если мы отреклись от идолопоклонства, - писал Тертуллиан,- то нам нельзя присутствовать при делах, с идолопоклонством связанных». Неистовство античных зрелищ, реальная кровь, льющаяся на аренах, яростное стремление к победе любой ценой, откровенный и вызывающий культ физической красоты и здоровья переворачивали сознание любого человека, оказавшегося на трибуне римского стадиона. Святитель Иоанн Златоуст вспоминал, что однажды, после беседы с ним, некоторые из его слушателей отправились на скачки, где «впали в такое неистовство, что наполнили весь город непристойным шумом и криком, возбуждающим смех, лучше же сказать: плач». Поэтому он открыто призывал не ходить на «нечестивые и гибельные зрелища», угрожая не впускать виновных «внутрь этой ограды» и не допускать к Таинствам.

Однако, осуждая языческие спортивные состязания, некоторые святые отцы были не против того, чтобы человек занимался спортом ради собственного физического развития. Св. Климент Александрийский писал: «…гораздо полезнее для юношей гимнастические школы… они укрепляют здоровье молодых людей, пробуждают в них соревнование и честолюбие, направленное на развитие не только телесного, но и душевного здоровья. И если занятиям этим отдаются без отклонения от дел более важных, то это прекрасно и не бесполезно. <…> Из мужчин же одни могут в нагом виде бороться, другие в мяч играть, особенно на открытом воздухе в так называемую игру фенинду; другие пусть довольствуются путешествием по стране и прогулками по городу». Таким образом, нужно разделять спорт профессиональный и любительский. Профессиональный спорт при чрезмерно ревнивом отношении к нему опасен для души человека. Любительский спорт, напротив, необходим человеку для поддержания в себе жизненных сил. Святитель Феофан Затворник рекомендовал тем, кто занимается умственным трудом, заниматься гимнастикой. Святитель Василий Кинешемский писал: «Цель гимнастики состоит в том, чтобы укрепить здоровье человека, и большинство занимается ею именно для этого». Митрополит Филарет (Вознесенский) учил: «Христианин должен следить за своим здоровьем. Наша жизнь есть величайший дар Господа Бога и поэтому за ней нужно следить».

Необходимо также помнить, что, в целом, спорт опасен для православного человека не более, чем телевизор или машина, которые могут быть использованы как для самообразования и передвижения из одной точки в другую, так и для разврата и утешения честолюбия. Искать ответ на поставленный выше вопрос лучше всего в словах апостола Павла «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор 6:12). Иными словами, спорт необходим, пока человек подчиняет себе его. Как только спорт овладевает человеком, это начинает разрушать последнего. Некоторые святые отцы сравнивали тело человека с ослом: перекормишь – заупрямится, недокормишь - ослабнет. То есть во всем необходима разумная мера.

Есть ли место Православию в спорте? Безусловно. Возлагать свои надежды на Бога важно хотя бы потому, что это приводит к успокоению души – «Господь помогает мне в победе». Память о Боге помогает в победе не тщеславиться, ибо эта победа была невозможна без Бога (как говорил архимандрит Иннокентий Просвирнин «не станет же лопата хвалиться, что сама вскопала огород»), а в поражении поможет извлечь из произошедшего правильные выводы, а не обвинять во всем судей и противника. Однако быть верующим и профессиональным спортсменом, безусловно, очень сложно.

Православный человек, профессионально занимающийся спортом, выступающий на соревнованиях, несет дополнительную нравственную ответственность за то, чтобы всегда оставаться христианином, сохранять в себе образ Божий, который выражается прежде всего в том, что человек полагается на волю Божию, смиренно переносит поражения, извлекая из них необходимые выводы и не добивает противника, одержав победу. Тщеславие, желание побед и денег любой ценой, недопустимо в целом, а не только для спортсмена. Как только спортивная победа становится смыслом жизни, верующему человеку надо прекращать заниматься спортом. То есть главной ценностью жизни человека должен остаться Бог и другой человек, как образ Божий, а не сам спорт.

  • 1
Спорту есть место в православии, в конце концов не запрещает же православие театр, но вот Олимпиада-сплошь язычество, и тут уже как-то непонятно-почему языческую олимпиаду поддерживать православным можно и нужно, а вот домик Бабы Яги где-то там помешал?

Сплошь это где? Жертвы приносят? Туши быков на алтари взваливают? Животы порют? Пифии гадают? А Платона читать можно? Аристотеля? Апулея? Полторы тысячи лет прошло между теми Олимпиадами и этими, причем лежит между этими временами христианство - мне кажется, связь несколько ослабла)

Когда спорт для здоровья, когда он не калечит человека, то он, несомненно, во благо.

Спорт это жизнь, им несомненно стоит заниматься.

Против спорта только ленивые.

это точно. как можно быть вообще против здоровья?

У нас много людей, кто любит за спортом следить с бакалом пива в руках.

Те, кто против, они и не приходят. им легче сидеть дома и говорить, что они пртоив, чем выйти и нормально объяснить, почему они против.

ну и пусть сидят. я собственно и не против то совсем) пусть не ходят.

странно... я вот вообще не понимаю, как спорт можно противопостовлять религии то?

Противопоставлять не надо. Надо совмещать.

вообше против такого противопостовления! Спорт должен идти параллельно с религией.

Полностью с вами согласен, спорт это здоровье.

Комц было интересно и кто хотел высказать свое мнение, те пришли на беседу. я считаю, что заставлять кого-то не надо, сами придут те, кому надо. Так даже лучше.

Полностью поддерживаю.Заставлять смысла никакого нет.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account