?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЦЕРКВИ 3
boris_yakemenko
(ПРОДОЛЖЕНИЕ. Начало см: http://boris-yakemenko.livejournal.com/444282.html, http://boris-yakemenko.livejournal.com/444851.html)

Почему Церковь говорит о религиозном подъеме, в то время как в храмы ходят и причащаются всего несколько процентов населения.

Различные критики Церкви (А.Солдатов, М.Ардов и пр.) обычно приводят цифру верующих в 2-4%. В свою очередь, неангажированные исследователи считают, что глубоко воцерковлены и участвуют в богослужении еженедельно от 6 до 8% населения. Мониторинг ВЦИОМа («Отечественные Записки» (№1. 2001. «Национальная» Церковь. Привилегия или ответственность») дает следующие цифры: в 1989 году 30% россиян причисляли себя к православным, к неверующим - 65%. В 2001 году к православным причисляют себя 50%, к неверующим 37%. В 1991 году не посещали церковь или посещали ее несколько раз в год 85%, посещали регулярно 10%. В 2000 г. церковь не посещают или посещают символически 79%, а посещают 16%. Таким образом, согласно этим данным число воцерковленных увеличилось с 1991 г. с 10% до 16%. Священник Владимир Вигилянский, подсчитав количество людей, пришедших поклониться в 2005 году мощам преподобномучениц великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары, пришел к выводу, что таковых было около 10 млн человек. «Если соотнести эти цифры с теми епархиями и городами России, где еще не были эти мощи, то получится цифра примерно в 40 млн. человек, то есть около 30% населения России», - отмечал он. Эту же цифру подтверждают знаменитые многотысячные очереди к Поясу Матери Божией, Кресту Андрея Первозванного, Дарам Волхвов.

Примечательно, что Россия по числу людей, называющих себя верующими (85-87%) находится впереди Австрии (84%), Испании (80%), Франции (60%), Чехословакии (37%). (Православная Москва. №7 (337). 2005). Таким образом, данные о количестве воцерковленных в России не являются чем-то исключительным, а соответствуют общемировой и, в частности, общеевропейской статистике. Во Франции опрос 1986 г. показал, что лишь 10% населения страны регулярно посещает мессу (а всего в католическом мире только 13% посещают регулярно мессу) В Швеции 85% называют себя протестантами (до 2000 года протестантизм был государственной религией Швеции), но 500 тысяч шведов из этих процентов не крещены вообще), в протестантском мире таковых также около 10%. (Русская мысль. 16.10.1997). С другой стороны «доминирование» Церкви в обществе, ее влияние на общество эти цифры на самом деле не отражают и тем более эти проценты не свидетельствуют о том, что заинтересованы в существовании Церкви только те самые мифические 2-8 %.

В целом же всякая статистика в таком тонком вопросе, как религиозная самоидентификация и ее степени, как правило, весьма приблизительна. Начать следует с того, что судить по выборке среди 2000 преимущественно городских жителей о религиозных предпочтениях более чем 100 млн. человек весьма сложно. А относительно невысокий процент посещения храмов и причащающихся имеет четкие обоснования. «Для начала отметим, - пишет социолог Ю.Синелина, - что ситуация с количеством функционирующих церквей в нашей стране оставляет желать лучшего. Даже в Москве, где самое большое число действующих церквей на одного жителя, в главные церковные праздники в храмы не пробиться. Особенно это касается "спальных" районов, где на Пасху, например, власти вынуждены устраивать милицейские кордоны во избежание давки и беспорядков. Во многих достаточно крупных промышленных городах Подмосковья церквей нет вообще или они находятся далеко от города. Хорошо, если в старых городах они сохранились - в советское время храмы, как известно, уничтожались. Далеко не везде в крупных городах сохранились кафедральные соборы. Наиболее распространена ситуация, когда в большом городе всего одна-две небольшие действующие церкви. Если церквей в городах и поселках нет, выход состоит в том, чтобы ездить в районные и областные центры. И тут нужно учитывать факторы расстояния между населенными пунктами, оснащенности транспортом, цен на него (особенно в последние годы), уровня жизни в восточной части страны. В таких условиях трудно посещать храм не реже одного раза в месяц. Относительно недавнее путешествие епископов по Енисею показало, что в некоторых отдаленных городах и поселках священников не видят годами. В целом священников не хватает. Сходные проблемы стоят также и перед причащающимися. Есть и другие причины. Можно назвать отсутствие навыка, опыта церковной жизни, отсутствие готовности отказаться от привычек, сложившегося образа жизни, от прежних дружеских связей. У людей два выходных, но прихожанин должен в субботу отменить все увеселительные мероприятия и сосредоточиться на молитве, на подготовке к причастию, а в воскресенье встать рано утром. Проще, если человек приучен к этому с детства».

Почему люди называют себя православными, верующими, а при этом не знают молитв и почти не открывали Евангелие.

Из исторических источников эпохи русского средневековья и нового времени можно извлечь убедительные свидетельства формального отношения, поразительного невежества в вопросах православия значительной части людей и даже духовенства (при всей внешней воцерковленности). «В Новгородской епархии, по словам архиепископа Геннадия (то есть на рубеже 14-15 вв. Б.Я.), - пишет церковный историк митрополит Макарий - обучением грамоте занимались мужики-невежи, называвшиеся мастерами, которые только портили речь детей. Эти мастера брались научить ребенка сначала вечерне за условную плату, потом заутрене за новую плату, наконец часам еще за особую плату и вели дело так, что дитя по отходе от мастера едва могло бредить по книге, а церковных служб вовсе не знало. Оттого прихожане разных церквей часто приводили к архиепископу для поставления на священнические степени простых мужиков, малограмотных или даже совершенно безграмотных, и оправдывались тем, будто во всем крае негде было добыть ставленников, гораздых грамоте». В 1551 г. на Стоглавом соборе было засвидетельствовано: «Ставленники, хотящие в попы и во дияконы ставитися, а грамоте мало умеют, и святителем их поставити и то сопротивно священным правилом, а не поставити, и то святые церкви без пения будут, а православные християне учнут умирати без покаяния». Когда святители спрашивают ставленников, почему они мало умеют грамоте, они отвечают: «Мы де училися у своих отцев и у своих матеров, а инде учитися нам негде, токмо де отцы наши и матери умеют, тому и нас научили. И тако отцы их и матери сами мало умеют и силы их в Божественном Писании не знают, а кроме их учитися им негде».

Западные интеллектуалы защищали в XVII в. диссертации на тему «христиане ли московиты», на Афоне жгли русские книги как еретические из-за огромного количества расхождений. Даже в конце XIX в. значительное количество крестьян имело вполне языческие представления о Боге по понятным причинам - читать Библию крестьяне не могли, поскольку были в основном неграмотны, да и полный перевод ее на русский язык появился только к 1875 г. Пытаясь понять суть религиозной жизни народа, обер-прокурор Священного Синода К.П.Победоносцев писал: «Когда пытаешься дойти до источника - ничего не находишь. Наше духовенство мало и редко учит, оно служит в церкви и исполняет требы. Для людей неграмотных Библия не существует; остается служба церковная и несколько молитв, которые передаваясь от родителей к детям, служат единственным соединительным звеном между отдельным лицом и церковью. И еще оказывается в иных, глухих местностях, что народ не понимает решительно ничего ни в словах службы церковной, ни даже в "Отче наш", повторяемом нередко с пропусками или с прибавками, отнимающими всякий смысл у слов молитвы. И однако - во всех этих невоспитанных умах воздвигнут... неизвестно кем алтарь Неведомому Богу. Когда приходит смерть, эти люди, коим никто никогда не говорил о Боге, отверзают ему дверь свою, как известному и давно ожидаемому Гостю. Они в буквальном смысле отдают Богу душу».

Таким образом, недостаток специального богословского образования и даже отсутствие элементарных знаний нисколько не мешали сотням тысяч «темных», «необразованных», «косных» воевать за православную Русь, защищать Церковь, гореть в срубах за истинную веру, строить на принципах православия свою жизнь и формировать на православной основе общественную мысль и культуру. То же самое и сейчас. Судьбы страны зависят в религиозной сфере от того выбора, что сделают 10-15 процентов религиозно самостоятельных граждан. Важно сознавать, что более 80% населения России идентифицируют себя как православных. Следовательно, при наличии выбора и необходимости они будут учить своих детей в православных школах, приступят к православному, а не католическому причастию, прислушаются к священнику, а не раввину, а кроме того, едва ли согласятся легко отказаться от этого пусть даже и «декларативного» православия.

Продолжение следует.

  • 1
рост тех, кто ходит в церковь и кто считает себя православным безусловно есть, тут и говорить не о чем. а те. кто говорят иначе, просто не знают всю глубину ситуации.

По сравнению с прошлыми годами, с годами, когда наши родители были молодежью, рост конечно есть и это понятно. Люди перестали бояться идти в церковь.

у нас в городе и молодежи хватает, которая глубоко верит. Не понимаю в чем проболема.

Человеку в обще свойственно верить, особенно когда у него есть такая возможность и нет ограничений.

мне кажется, что у нас как раз положительная динамика в отношении количества верующих.

Я всегда считала себя православной, потому что с детства меня так научили. И я не представляю себе, что я например буду мусульманкой. Даже если мне предоставили бы сейчас право выбора, то я все равно выбрала бы православие, потому что это ближе к моей душе, к моему восприятию мира. А то, что некоторые не знают молитв, мне кажется, это не так уж и важно. у каждого своя молитва, с которой он обращается к богу.

Советую вам посмотреть фильм Лекарь, ученик Авецены. Там как раз главный герой сменил свою веру, ради своей цели.

Он не сменил веру - он сделал вид, что он другой веры, чтобы прийти к своей цели.

и в какую веру же он ушел, мне интересно?)

По фильму ему пришлось притворяться иудеем. К стати тоже советую, хороший фильм.

а мне кажется, что это нормально! Артодоксов должно быть не очень много.

ну ортодоксы- не ортодоксы, но хотелось бы, чтоб больше людей верило в Бога.

мне кажется, что бог в голове. не всегда обязательно молиться каждый день, чтоб глубоко верить в бога.

Согласен с вами, в конце концов любую молитву придумал человек, а значит другой человек имеет не меньшее право делать это по своему.

Главное что бы в человеке жила вера, а остальное уже на мой взгляд дело десятое.

  • 1