Previous Entry Share Next Entry
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЦЕРКВИ 5
boris_yakemenko
(Продолжение. Начало см: http://boris-yakemenko.livejournal.com/#post-boris_yakemenko-444282, http://boris-yakemenko.livejournal.com/#post-boris_yakemenko-444851, http://boris-yakemenko.livejournal.com/#post-boris_yakemenko-445598, http://boris-yakemenko.livejournal.com/445821.html)

Почему в храмах строго определенные цены на товары и услуги, и за все нужно платить, включая свечи. Как быть человеку, стеснённому в средствах, но желающему помолиться в храме за своих живых и усопших родных?

Право «священнодействующих питаться от святилища» установлено еще апостолом Павлом в первом послании к Коринфянам (Кор.1.9.13-15). «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? – пишет он. - Что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования». Таким образом, оплата товаров в храмах необходима для того, чтобы мог существовать приход. Тем более, что Церковь в России отделена от государства не получает от него никаких субсидий. Установив это правило, апостол Павел дал возможность не только работающим и служащим в храме не стыдиться, что они питаются от подаяний людей, но и предостерег от превозношения тех, кто эти деньги дает. Так как эти деньги есть необходимое условие существования храма и прихода. Но дело не только в этом. «Деньги в храме, - писал протодиакон Андрей Кураев, - это плата за то, что мы живем в условиях, весьма отличных от той культурно-бытовой среды, в которой складывались устои православной жизни. Это наша плата за то, что мы живем не в традиционном обществе, не в крестьянской общине. Мы – жители городов, вдобавок северных, а отнюдь не палестинских или греческих». Приобретение того или иного «товара» в храме есть пожертвование человека на храм. Лишь часть этих денег пойдет на зарплаты (причем очень маленькие) сотрудникам и духовенству. Остальная часть денег будет потрачена на то, чтобы горели лампады и паникадила, чтобы питались нищие и обездоленные, чтобы храм ремонтировался и функционировал.

Важно помнить, что самое главное, ради чего человек и приходит в храм – исповедь и причастие – совершаются бесплатно, а любая попытка взять за совершение этих таинств деньги ведет к немедленному запрещению священника в священнослужении или, как минимум, увольнении с прихода. Во всех храмах сегодня обязательно висят объявления, что цены на свечи, иконы и пр. это «пожертвования», сумма которых приблизительна и желательна. Однако, если у прихожанина мало денег или их нет совсем, ему всегда дадут свечу бесплатно, бесплатно примут записки, совершат требы, покрестят, обвенчают, отпоют. Во многих храмах, например, Николы в Кузнецах в Москве, висят специальные объявления, оповещающие об этом. Кроме того, во многих храмах, монастырях, а в особенности в часовнях, в наши дни принято просто класть свечи и ставить ящик для пожертвований. Так делается в Троице Сергиевой лавре, Саввино-Сторожевском монастыре, Георгиевском храме в Лубянском проезде в Москве, Пантелеймоновской часовне на Крутицком подворье, Афонском подворье в Москве и многих других местах. Человек, берущий свечу, кладет сколько может, а если денег нет возьмет свечу даром.
Кроме того, если приглядеться внимательно, то подобные вопросы исходят обычно от людей, бывающих в храме три раза в жизни и из них всего один раз сознательно. Крещении, когда он ничего не помнит, когда заключает брак и на собственном отпевании, которого сам он не видит. Чем чаще человек ходит в храм, тем ближе ему становятся храмовые нужды и подобные вопросы просто не приходят в голову.

Почему во многих храмах запрещают ставить свечи, купленные не в этом храме?

Для лучшего понимания ответа на поставленный вопрос, также важно помнить о значении для православных свечи в храме. Церковная свеча имеет несколько духовных значений. Прежде всего, это знак добровольной жертвы человека Богу и Его храму. Свеча также свидетельство веры, выражение любви к Богу и благоговения перед святыней, перед которой она ставится. Иконой или мощами. Таким образом, Богу нужна не свеча, а то сердечное чувство, с каким эта свеча ставится. Симеон Солунский говорит: «приносимый и возжигаемый нами воск, как вещество самое чистое, означает чистоту нашу и искренность приношения». Помимо этого, зажженная перед иконой свеча является также одной из форм утвержденного в Православии иконопочитания: «…взирающие на иконы побуждаются к воспоминаю о самих первообразах и любви к ним и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением, не тем истинным по нашей вере служением, которое приличествует одному только Божескому естеству, но почитанием по тому же образцу, как оно воздается изображению Честного и Животворящего Креста и святому Евангелию, и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей, как делалось это по благочестивому обычаю и древними», - сказано в правилах VII Вселенского Собора.
Что касается требований о желательности ставить свечи, приобретенные в данном храме, то эти требования имеют вполне рациональное и понятное объяснение. Свечи могут быть сделаны из парафина, при горении загрязняющего иконы и росписи храма, а храм давно использует только восковые. Кроме того, человек, желающий поставить свечу в храме, должен быть искренен. Ни для кого не секрет, что деньги, которые принимаются за свечи, идут на поддержание жизни прихода, священника и работников храма. Не бывает такого, чтобы, купив свечи в одном храме, человек шел ставить их в другой. Поэтому данные объявления предостерегают от покупки свечей на рынках, которые могут быть не освящены (часто свечи непонятного производства продают с лотков на улице), и плохо сделаны. Такие свечи действительно бывают дешевле. Но если постоянный прихожанин храма стремится купить свечу дешевле, а иногда и похуже, у рыночного торговца, то говорить об искренности его жертвы уже не приходится.

А, кроме того, если все будут приходить со своими свечами, на какие деньги будет существовать храм и трудящиеся в нем? Нет ничего зазорного в том, что человек, молящийся в храме, постоянно посещающий его, благодарит и поддерживает его существование. Напротив, это вполне естественно.

Откуда у Церкви деньги?

До 1917 г. Церковь финансировалась из государственного бюджета и могла осуществлять дорогие проекты (например, развитие приходских школ), которые так же работали и в государственных интересах. Затем Церковь была разорена и ограблена в первой половине ХХ столетия. Встав более или менее на ноги, она вновь лишилась всего в 1990-е годы, когда ей вернули тысячи разоренных храмов. Сегодня Церковь, восстанавливающая храмы, открывающая семинарии, академии, приходские школы, ведущая благотворительные проекты не только не имеет статьи в государственном бюджете, но из всех постсоциалистических стран российское государство вернуло Церкви наименьшую часть собственности. Хотя, возвратив тысячи икон, пылящихся в запасниках музеев, сотни предметов утвари, облачения - не о шедеврах речь, - государство могло бы избавить часть восстановленных церквей от расходов хотя бы на иконостасы и богослужебные принадлежности.

Таким образом, Церковь вынуждена самостоятельно искать источники финансирования. Отсюда - церковная «коммерция». «Коммерциализация Церкви — это сознательный выбор россиян, - отмечает исследователь К.Костюк, - Это выражение их веры и их отношения к Церкви. «Народ-богоносец» оказался более прижимистым по отношению к Церкви, чем народы попроще. Ведь зарубежные «миссионеры», которых обвиняют в обладании большими деньгами, берут эти деньги тоже у христиан, из их «кровных», каждому достающихся трудом». Поэтому главным источником доходов Церкви остаются пожертвования прихожан, продажа сувениров, книг, утвари. Некоторые храмы имеют свое загородное хозяйство, которое позволяет экономить на продуктах и зарабатывать на продаже овощей, меда, мяса, солений.

Продолжение следует.

  • 1
приход должен на что-то питаться, поэтому все эти цены я понимаю.

Некоторые церкви при себе имеют хозяйство и огороды (это в основном в деревнях). Это им хоть как-то помогает выжить.

церкви в городах себе не могут этого позволить

им остается только жить за счет пожертвований.

им остается только жить и служить....

Церкви тоже нужно на что то существовать, так что без коммерции к сожалению не обойтись

в некоторых храмах свечи и все остальное дают бесплатно, но ты просто жертвуешь храму столько, сколько можешь пожертвовать. у каждого своя политика зарабатывания денег на существование.

Такая практика более понятна.

Для меня тоже. Это более непринужденная мера. Да и человеку будет стыдно не пожертвовать ничего на нужды храма.

Все люди разные, некоторые жадные до безрассудства.

Многие, кто говорят против продажи свечей и прочего в церкви, вряд ли задумываются, для чего это нужно.

а я не понимаю, почему нельзя спокойно купить свечи?

Почему же нельзя? И какие проблемы с этим в обще могут возникнуть?

В принципе все логично. Вопрос только как действительно быть тем, у кого денежек нет.

конечно логично! именно так!

ну так а что им делать то?

У кого нет денег тем помогут бесплатно. Так было и так будет.

ну если только та... Это на самом деле важно

  • 1
?

Log in

No account? Create an account