?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
ЕДИНСТВО РАЗНООБРАЗИЯ
boris_yakemenko
(ЗАПАД И РОССИЯ)

С самого начала своей истории Россия была частью европейской цивилизации. Принятие христианства стало вхождением в европейскую культуру. Усвоение христианства и его распространение прочно скрепило Русь и Европу, что отразилось, прежде всего в династических связях. Ярослав Мудрый породнился с крупнейшими правящими родами Европы. Князь был женат на Индигерде, дочери шведского короля Олафа, сестру свою Доброгневу он выдал замуж за польского короля Казимира, а сестра самого Казимира была женой сына Ярослава Изяслава. Одна из дочерей Ярослава Мудрого, Елизавета, была замужем за норвежским королем Гаральдом. Другая дочь, Анна, была женой французского короля Генриха I и матерью французского короля Филиппа, по причине малолетства которого она долго правила Францией. Третья дочь Ярослава, Анастасия, была женой венгерского короля Андрея I, сын Всеволод женился на дочери византийского императора, а его внук Владимир, сын византийской царевны, — на дочери последнего англосакского короля Гарольда II.

Вступив в XII столетии в период раздробленности, Русь повторяла путь, в разное время пройденный всеми крупными странами Европы. В определенные периоды в Англии, Франции, Испании, Италии, Германии также не было единства. И Русь здесь не явилась исключением. Тогда же, в XI-XII веках на Западе начался период «великих соборов», запечатлевший в камне и рельефах знаменитых соборов Кельна, Парижа, Реймса полет христианской мысли. На Руси в это же время также начинается период масштабного строительства: грандиозные соборы Новгорода. Киева, Полоцка, Владимира, Суздаля были повторены только в XV-XVI столетиях и воплощали в себе яркую не только богословскую, но и передовую архитектурную мысль. Тем более, что храмы Владимира строили мастера, присланные знаменитым европейским правителем Фридрихом Барбароссой.
92615151_00
Династический брак Ивана III с Софьей Палеолог во второй половине XV столетия и принятие доктрины «Москва – третий Рим» означали, что Русь воспринимает себя в качестве наследницы Римской империи. Русь заимствует византийский герб, итальянские мастера строят Московский Кремль, один из виднейших европейских зодчих Аристотель Фиораванти возводит главный храм всей Русской земли Успенский собор Московского Кремля. Даже численность населения городов Руси и Европы была почти одинаковой. В середине XVI века население Москвы достигало 100 тысяч человек – столько же, сколько в Лондоне, Венеции, Амстердаме, Риме.

Уход русской столицы вглубь страны от западной границы не привел к прерыванию связей и традиций. Зарево западных пожаров было видно и на Руси, эхо споров на вымощенных камнем городских площадях западных городов проникало и за деревянные стены залесской Руси. В начале XVI века в Европе начались религиозные войны, унесшие сотни тысяч жизней католиков и протестантов. Только в Варфоломеевскую ночь погибло примерно 7000 французов. В это же время в России также началось «брожение умов», поиск истинного религиозного пути. «Ныне и в домех и на путех и на торжищех, иноцы и мирстии вси сонмятся, вси о вере пытают»,- писал Иосиф Волоцкий. Именно он стал одним из тех, кто породил знаменитый спор иосифлян и нестяжателей. Руси, правда, тогда удалось избежать религиозных войн.
Селигер
Но совпадали не только духовные пути. На Западе короли боролись с феодальной знатью, собирая власть в одних руках, в России Иван Грозный, производивший свой род от Римских императоров («Мы родством от Августа кесаря ведемся»), разделял страну на опричнину и земщину, боролся с боярами и тоже собирал власть. Абсолютизм в России достигает своего апогея примерно в то же время, что и во Франции. Удивительно совпадают даже периоды кризисов в русской и западной историях. Например, вскоре после русской Смуты начала XVII века вся Европа была втянута в Тридцатилетнюю войну, последствия которой были не менее ужасны.
2836_800px___1
Как в Европе, так и в России параллельно формировались новые социальные связи, основанные на рациональных, рыночных отношениях, ветшали и постепенно разрушались институты традиционного общества. Новые стандарты поведения строились на признании достоинства человеческой личности, и мысль о ценности свободы и независимости человека все глубже проникала в общественное сознание. Не случайно характерной чертой как западной, так и русской литературы в XVII столетии стало авторское начало в произведении, личная точка зрения автора. Человек становился все более самостоятельным, все меньше зависел от коллектива, все чаще отталкиваясь от собственных представлений о мире и Боге, он возвращался к ним же. Все активнее он мог выбирать между светским и духовным путем.
u-5IZCoMwEc
Один из современных мифов гласит, что идея собственности всегда была чужда русскому человеку. Что ему не присущ предпринимательский дух. Что он создан для заимствования чужого. Но тогда что делать с фактами? Как тогда примириться с тем, что в XI-XII веках Новгород один торговал с 70-ю городами Ганзейского союза, а новгородских купцов видели на всех крупных рынках Азии и даже в Африке? Куда спрятать купеческие корпорации Киевской Руси? Достаточно взглянуть на русские соляные варницы XVI-XVII веков с очень сложным оборудованием, чтобы понять, как высоко поднялась уже в то время русская техническая мысль. И даже безвестный мужик, сделавший в XVI веке воздушный шар в Александровской слободе, надувший его «дымом черным, поганым и вонючим» и улетевший с колокольни был человеком, глядевшим далеко вперед. Русское общество всегда имело слой целеустремленных людей, которые тащили за собой технический прогресс, умели считать деньги и прибыли, следили за эпохой и быстро перестраивались, отвечая делом и творческой мыслью на запросы времени. На рубеже XVI-XVII веков купеческое семейство Строгановых было одним из самых богатых в Европе. В период восстановления страны после Смуты они дали правительству 832 тысячи рублей – сумму, которую по тем временам даже трудно вообразить.
СпасКириллов
Конечно, это не значит, что мы были едины во всем. Мы разные и до сих пор россиянина на Западе без труда и с первого взгляда может распознать соотечественник. Мы шли к одной цели, но разными путями. Опять же география. Когда на Западе человек, уезжая на другой конец страны раз в полгода, проезжает безумное расстояние в двести километров, а у нас за двести километров каждую неделю ездят на дачу, эта разница чего-нибудь да значит. Как на советской кухне, где можно было, не вставая со стула, снять чайник с плиты, выпить чаю и отправить посуду в раковину, так любая западная страна видна из столицы, как на ладони и до любой болевой точки можно дотянуться без особых усилий. Россия лежит в 12 часовых поясах, Владивосток находится у нас под ногами с другой стороны земного шара и эта разница географического и геополитического положения нашего и их объясняет ту разницу в темпах модернизационных трансформаций, которую приходится наблюдать не первое десятилетие. То, что на Западе давалось очень легко, в России подчас требовало значительных усилий: больше приходилось тратить на обеспечение общества ресурсами, на решение военных задач, на защиту суверенитета. Во многом именно поэтому в эпохи, когда российскому государству угрожала потеря суверенитета, оно приобретало мобилизационный характер и проводило, по точному выражению Ф. Фукуямы, оборонную модернизацию.
Гине Александр Васильевич. Пейзаж
Россия то отставала, то догоняла, то вырывалась вперед, но никогда разрыв не становился необратимым и катастрофическим. Кроме того, не стоит забывать, что для истории разница во времени, исчисляемая порой всего несколькими десятилетиями, часто не имеет принципиального значения. Русский мужик, по обыкновению, долго запрягал, а затем ехал так быстро, что, по выражению Гоголя, «косились и посторанивались другие народы и государства». Пусть не всем нравился такой темп движения, но он позволял не терять единства.
Россия в системе европейских цивилизаций всегда имела свое лицо, свой характер, во многом обусловленный православием. Именно православие провозгласило особую миссию российской цивилизации, наиболее четко выразившуюся в теории «Москва-Третий Рим». Эта теория выросла на почве того потрясения, которое вызвал разгром Константинополя турками в 1453 году. Рухнувшие стены великого города пошатнули почву под ногами живущих и мыслящих людей в Москве и других русских городах. Пристальное внимание к этой трагедии показывает, что для русского общества XV-XVII столетий падение Царьграда было предостережением и наглядным примером, который показал Бог Русской земле, перед тем как передать ей миссию Византии. Именно поэтому на протяжении столетий для русского общества те печальные, трагические события не утрачивали своей остроты, рельефности, в них искали ответы на многие вопросы, оглядываясь назад, постоянно видели ту границу, которая навсегда отделила Русь от всего остального мира. Поэтому самым главным вопросом того времени становится следующий: кто же теперь будет хранить истинное православие в те недолгие годы, что остались до второго пришествия, где же то последнее прибежище, в стенах котором можно подготовиться к встрече Христа? Инок Филофей, сочинявший в тесной келье малоизвестного монастыря под Псковом послания великому князю Московскому и не догадывался, что его идеи эхом будут повторяться на протяжении столетий. Именно в этой келье родилась своеобразная программа действий и руководство для жизни, которое должно было удержать за Москвой роль мессианского, богоизбранного царства, ведущего все народы к стенам Царства Небесного. «да веси, христолюбче и боголюбче, яко вся христианские царства приидоша в конец и снидошася во едино царство нашего государя, по пророческим книгам, то есть Росское царство: два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не бывать». Спастись самим, спасти других и сохранить государство можно было только вместе, «заодно». Государство же рассматривалось как инструмент реализации этой миссии.
Спас Каменный
Именно эта идея сделала Москву Третьим и последним Римом. Отныне Москва в общественном сознании средневековой Руси окончательно становится опорой русской духовной жизни, тем центром, на который возлагаются надежды о сохранении всего православного мира в целом в неповрежденности перед лицом грядущего Апокалипсиса. Мессианской идеей стало, по словам Н.А. Бердяева, постоянное искание истинного царства, «стремление к земле на горизонте».
Соловки
Также нельзя забывать, что Россия на протяжении почти всей своей истории была самостоятельным государством. Единственное исключение с известными оговорками составляет двухсотлетний отрезок времени, когда русские земли оказались в зависимости от Золотой Орды. Однако затем суверенитет был восстановлен и последние пятьсот лет никогда не утрачивался. Аналогов столь длительной традиции сохранения суверенитета в мире не так много. В Европе – это Великобритания и Швейцария.
Спасглеб
Все успехи в русской истории были достигнуты только в период суверенитета. Именно на нем, как на прочном фундаменте, строилось и развивалось Русское государство. Уже Киевская Русь являлась сильным самостоятельным игроком на международной арене. Походы Святослава привели к тому, что наше государство стало самым влиятельным в Восточной Европе. После принятия христианства произошло расширение влияния и рост международного авторитета. Даже когда Русь оказалась под игом монголов, независимой оставалась Русская церковь, защищавшая интересы государства и взявшая на себя часть его функций. После освобождения от власти монголов Россия делает краеугольным камнем своей внешней и внутренней политики собственные национальные интересы. Начиная с XVII века авторитет и значение России настолько возросли, что царь Алексей Михайлович начинает всерьез думать о том, чтобы, освободив от Османского владычества Палестину и православный Восток, присоединить их к своему царству, а затем венчаться на престол Византийских императоров.
Левитан
Примечательно и то, что именно непростая история России, полная драматических поворотов и неожиданностей, дала ей возможность обогащать мировую цивилизацию техническими достижениями, плодами своей духовной культуры, примерами общественной организации. И в этом отношении ее судьба сходна с крупнейшими западными странами, рождавшими лучших представителей своего социума в самые непростые эпохи. Т.Питерс в знаменитой работе «Представьте себе» приводит точное замечание Орсона Уэллса (роль Гарри Лайма в фильме «Третий человек»): «30 лет при Борджиа принесли Италии войны, террор, убийства и массовые кровопролития, но произвели на свет Микеланджело, Леонардо да Винчи и эпоху Возрождения. В Швейцарии мы имеем братскую любовь, 500 лет демократии и мира – и что они произвели на свет? Часы с кукушкой».

Над всем этим стоит подумать.

  • 1
Россия была и есть уникальная страна с уникальной историей.

уникальной, это да!!! мы всегда были уникальными)

С уникальной историей и прекрасной природой.

Мне Русь все таки видется стоящей особняком. Мы всегда были чужими и в восточной культуре и в западном прагматизме.

Правильно, зачем кого-то копировать?

Россия всегда была, есть и будет! а с кем ее осациировать не столь важно! в конце концов споры всегда были и будут)

Мне кажется, история по-любому искажена в той или иной степени.

какие же красивые купола - маковки...

Очень красивые фотографии. Просто нет слов.

  • 1