Previous Entry Share Next Entry
ЗАМЕТКИ О НАСТОЯЩЕМ
boris_yakemenko
Наблюдая за окружающей действительностью, нельзя не заметить интересных перемен, происходящих с людьми. Прежде чем сказать о первой, обратим внимание на популярный термин «клиповое сознание/мышление», формируемое «электронным обществом» и возвращающее человека, по мысли М.Маклюэна, «к дотекстовой эпохе, когда линейная последовательность знаков перестаёт быть базой культуры». Э.Тоффлер говорил о «клиповой культуре» и понимал ее, как «фрагменты образного ряда, которые выбивают почву из-под ног наших старых идей, обстреливают нас разорванными, лишенными смысла «клипами», мгновенными кадрами». Клиповое сознание создало уже свою форму восприятия, именуемую «зеппинг» (англ. channel zapping - практика переключения каналов телевизора), когда человек, постоянно переключая каналы, ухитряется из выхваченных обрывков создать некий новый, столь же неустойчивый, образ. Именно эти технологии были взяты на вооружение т.н. «постмодернистским дискурсом», когда из случайных клочков явлений, образов, вещей, сущностей создается затейливый, но бессмысленный узор, толкуемый всяким интерпретатором в меру своих способностей. Этот процесс хорошо показан в фильме Pink Floyd «The wall», где герой, вдребезги разнеся свою квартиру, потом усердно ползает по полу и собирает из обломков странные композиции(http://www.youtube.com/watch?v=x6ydNaCc9i0&list=PL5241CC096CB969F8&index=8).

Однако, говоря о «клиповом мышлении», мы неизбежно должны придти и к клиповому внешнему выражению этого мышления, то есть условному «клиповому бытию», «клиповой жизни», которая точно так же начинает состоять из несвязанных или малосвязанных между собой фрагментов. Каждый из них самоценен и самодостаточен, связь между ними весьма условна, произвольна, продиктована ситуацией и максимально субьективирована. Поэтому очень часто в некоем жизненном сюжете, если он разделен на ряд ситуаций, отсутствует элементарная логика, связность, последовательность. Каждая деталь сюжета почти не связана со следующей и предыдущей и ее логика исходит только из нее самой, даже если это противоречит тому, что было «до» и что будет «после».

Например, каждый день на дорогах (особенно с утра) можно наблюдать множество бешено несущихся машин, нарушающих правила, мечущихся из ряда в ряд, по несколько раз обгоняющих одних и тех же, кто едет спокойно. Это та самая деталь сюжета. Сидящий в несущейся машине абсолютно точно (за редчайшим исключением) никуда не спешит и вообще почти не думает о том, что будет, когда он приедет. Поскольку он сел в машину, на спидометре которой есть обозначения 140,160 и 200, он должен нестись, достигая этих величин, иначе зачем это на спидометре писали. Он и несется. Разумеется, сюда примешиваются и другие мотивы. Продемонстрировать крутость своего корыта другим (а заодно и свою), нахамить людям и т.д. В любом случае, эти задачи никак не связаны с той целью, куда направлено его движение, а продиктованы именно субъективными моментами и сиюминутными обстоятельствами. Спидометром, двигателем, машиной, собственной самооценкой и пр. Сел – понесся. Куда, зачем, почему именно так – не спрашивайте, это некорректный вопрос. Отсутствует та самая "линейная последовательность".

В метро в этот же самый момент (с утра) большинство спит. Спит потому что они все еще дома, не встали. Сон в метро это продолжение той любимой позы, когда «я снизу, одеялко сверху» и задача не доехать, а доспать то, что отнято безжалостным утром, так как спать нужно, потому что приятно. А раз приятно, то это главное, ровно по формуле "Если А=В и В приятно, то А истинно". Отдых и восстановление сил тут совершенно второстепенны. Это инстинктивная попытка не вставать назло всем, остаться в прошлом, в приятном, не думать ни о чем. Это и есть задача или даже, по Станиславскому «сверхзадача». Он-она-они не куда-то едут – они спят. Кроме того, если им не хочется ехать туда, куда они спят (а им не хочется в большинстве), то это значит, что следующая деталь (то, куда они едут) не связана с предыдущей (езда-сон), так как отрицательная «энергия отталкивания» не дает выстроиться необходимой связи между деталями сюжета. То есть вынужденный утренний подъем отрицает сборы на работу, сон в метро отрицает и сборы и работу, работа отрицает сон и т.д.

Соответственно, процесс работы/учебы для очень многих превращается именно в самодостаточное явление, имеющее главную цель – пребывание на работе/учебе (в процессе). Большинство студентов, например, не на вопрос «зачем они поступили в данный вуз», дают мутные ответы, суть которых выражается просто: «чтобы быть в вузе». Поэтому то же самое большинство не может ответить на вопрос «какова цель их обучения», «что будет с ними после вуза». Цель обучения – учиться (или имитировать учебу), а ответ на вопрос «что будет с нами после вуза» лежит в координате от честного «не знаю» до безнадежного «там что-нибудь придумаем». Опять же связи между школой, вузом и последующей работой нет. В вузе усердно выколачивают то, что давали в школе (в лучшем случае не обращают на это внимания), а после вуза вчерашний студент в подавляющем большинстве случаев работает не по той специальности, которой его учили – можно проверить по менеджерам салонов сотовой связи. Клипообразная жизнь налицо. Каждый отдельный сюжет заново и с нуля, без "линейной последовательности".

То же самое и с личной, просто бытовой и общественной жизнью. У большинства жизнь до свадьбы и после это две разных жизни (отсюда столько проблем) и, опять же, судя по количеству разводов, большинство женится/выходит замуж по двум причинам (их приходилось в минуты откровенности иногда слышать открытым текстом) – «так вышло» и «может, что изменится», хотя и себе и другим человек может рассказывать совсем иное. Процесс выбора покупки в торговых центрах превратился в самодостаточное действие, растянутое на часы и включающее в себя еду и развлечения, поэтому очень часто наконец-то выбранная и купленная вещь не радует, ибо покупать ее было вовсе не обязательно. Покупка есть остаток старого ритуала, когда в магазин ходили именно покупать, а теперь ходят выбирать и рассматривать и когда уходят без покупок, то не разочаровываются, как раньше.

То же самое и в политике. Спрашивал у голосующих за того же Жириновского «а вы хотели бы, чтобы он был вашим начальником на работе»? В ответ смех. На замечание, что «для себя вы его начальником не хотите, а для всех вы его выбрали законы писать» вызывало реакцию в духе «ну это мы так, прикольнулись» или «он смешной». То есть процесс голосования не связан с результатом и поэтому никого не удивляет, когда некто сначала голосовал за кого то, а потом после выборов тут же пошел его проклинать. Это просто два не связанных клипа. Точно так же было на Болотной. Задача была собраться и попротестовать, а не решить проблемы, ибо решение проблем это другой клип. Ни одно требование Болотной не было удовлетворено, но они этого даже не заметили и спокойно разошлись, чтобы больше не встречаться никогда.

Отсюда вполне закономерно возникают тяжелейшие проблемы с переживанием различных трудностей – от болезней до тяжелых жизненных обстоятельств. Ни то ни другое не воспринимается, как этап, как необходимое условие для того, чтобы задуматься над чем-то, что-то изменить, решить, переосмыслить (то есть в перспективе), а переживается только как трудность «здесь и сейчас», как мука и страдание, возникшее только для того, чтобы мучить и причинять боль и дискомфорт. То же самое можно сказать и о радости или том, что ею считается. Веселье ради веселья, отдых ради оттяга, без размышлений о последствиях. Поэтому, как только один сюжет/клип заканчивается, он утрачивает связь с настоящим и человека искренне волнует только то, что ему нужно сейчас, а не то, что было. Так, наблюдая несколько раз за реакцией маргиналов, которые на своих машинах сбивали людей на остановках транспорта и т.д. (как правило, несколько человек), никогда не приходилось наблюдать искреннего раскаяния или сожаления. Все уже произошло, осталось в прошлом, клип «авария» закончился и сменился клипом «опасность – могут посадить». И маргинал на глазах у всех всячески уходит от ответственности и искренне не понимает тех, кто напоминает о трагедии. Так, урод, сбивший недавно на Профсоюзной улице людей на остановке, когда его спрашивали о произошедшем, никак не мог взять в толк, что это так все разволновались, отвечал сбивчиво и, наконец, не выдержал и попросил у журналиста … попить. Оказывается, на протяжении интервью его томила жажда и он думал только об этом, а не о покалеченных людях.

Итак, клипообразное бытие… Описанные выше процессы приводят нас к еще одному наблюдению. Можно вспомнить банальность о том, что любой процесс в жизни обычно состоит из «точек» и «тире» - действия и паузы, которые необходимы друг другу. Это особенно хорошо видно в искусстве и культуре. Можно обратить внимание, какое значение имеют паузы в музыке. Вспомним «тему судьбы» из первой части пятой симфонии Бетховена, некоторые песнопения хора Троице Сергиевой лавры (архим. Матфей) из цикла «Память их в род и род», посвященного 600-летию Куликовской битвы (например, «Утоли болезни» Львовского), композицию или мелодию романса «Средь шумного бала» Чайковского. Искусство паузы великолепно видно на примере усадебных парков. Самые красивые места парка украшались «хижинами сердечных утех» и «храмами уединения», беседками и павильонами, откуда можно было полюбоваться окрестностями, помечтать и просто посидеть в тишине. Любая дорожка шла так, чтобы не только направить идущего, но ускорить или замедлить шаги, направить ход мыслей, придать настроению самые различные оттенки. Пауза в культуре необходима, чтобы полученное впечатление можно было осмыслить, осознать, уложить в память и сердце. В повседневной жизни паузы необходимы для отдыха, обдумывания, ожидания, осмысления, принятия решения. Пауза это переход из одного состояния в другое, из одного завершенного сюжета в другой. Толстые кирпичи и между ними тонкий слой раствора. Пауза – вспомогательное, действие – главное, кирпич не должен быть тоньше слоя раствора, пауза не должна быть дольше действия.

Сегодня то и другое поменялись местами, а отчасти произошла диффузия или даже псевдоморфоза, в результате чего стало невозможно отделить одно от другого, но самое примечательное состоит в том, что пауза (второстепенное) стала основным состоянием, а действие (главное) стало неуловимым, превратилось в мираж, линию горизонта, которая отодвигается по мере приближения. Вот школа. Находящиеся в ней ждут вуза, так как, во-первых, обучение до сих пор воспринимается как отсрочка настоящей жизни, а во-вторых, главная задача это попасть в вуз. Пауза. Попали в вуз – ждем диплома и окончания, так как не знаем, что будет дальше. Поэтому все живут надеждами, что что-то случится, прилетит волшебник в голубом вертолете, вдруг примут на денежное место, что-то подвернется и т.д. Пауза. Закончен вуз. Подавляющее большинство идет работать не по специальности, а куда получилось, поэтому выбор скверный, случайный, нужны деньги, надо же где-то их получить (хоть какие-то), ладно, устроимся, поработаем, там видно будет. Пауза, так как «там» ничего не видно и приходится ждать, когда рак свистнет, рыба запоет, собаки залают хвостами и старая шляпа дедушки придёт к священнику на исповедь.

В этот момент запутавшийся человек женится/выходит замуж и начинает ждать «может чего изменится» (см. выше), может, подвернется кто лучше, тогда он разведется и… Пауза. Сидя на нелюбимой работе, он все время ждет воскресенья, пьет чай, перекуривает, а когда можно, кимарит. Пауза с паузами. Дальше работа начинает меняться просто потому что скучно (то есть одна пауза меняется на другую) и в надежде, что найдется то, что нужно, хотя он сам не знает, что именно нужно. И вот уже человеку к сорока, а он все ждет. Жизнь стоит на паузе. В итоге рассматриваемый персонаж начинает чувствовать себя, как Буратино, который сидит в чулане, а летучая мышь ему шепелявит текст: «Сидишь? Ну сиди. Сиди, много высидишь!» и, услышав совет, «лезь в крысиный ход», лезет. В результате рождается философия «живи здесь и сейчас» (вся Москва увешана этим лозунгом в разных вариантах). Если уж ждем, то давайте ждать весело, плясать, есть и пить.

Из этих (в частности) двух причин деформации бытия происходят и многие другие проблемы. И без учета такого рода тонкостей невозможно выстроить правильные политические и культурные стратегии, ибо то, что очень грамотно и заведомо успешно выстроено на бумаге неожиданно будет разбиваться о контрлогическую, описанную выше, реальность.

  • 1
Жёстко и точно описано, респект.
Но каким образом человек сможет прожить жизнь концептуально? Связав её эпизоды в единую?
Ведь по факту мы имеем то, что вся известная нам историческая совокупность имевших быть место «политических и культурных стратегий» привела к обратному результату, не так ли?
Возможно, дело пойдёт на лад, если помочь человеку ответить на два основных вопроса: Кто я? и Для чего я здесь?
В недавней ветке комментов к посту нашего коллеги по привычке к размышлениям об этом же, но более подробно:http://trita.livejournal.com/607625.html?thread=10869129#t10869129

  • 1
?

Log in

No account? Create an account