Previous Entry Share Next Entry
ВЕЛИКИЙ ПОСТ
boris_yakemenko
Начался Великий пост.

У художника Н.Дубовского есть известная картина «Притихло», замечательно передающая захватывающее чувство, которое овладевает душой в тот недолгий момент, когда наступает тишина перед большой грозой. Все замерло, склонилось и благодарно ждет первого удара грома, блеска молнии, внезапного порыва ветра, тяжелых капель очистительного, волнующего сердце и душу дождя.

Именно так можно представить период Великого Поста. Того времени, когда, не надеясь на наши силы и сознавая переменчивость наших чувств и нетвердость натуры, сам Господь приходит на помощь и начинает очищать наши души и сердца, готовя нас к принятию грядущего Воскресения Христова, ибо «в лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху» (Прем. 1.4). Утихают страсти и сиюминутные чувства, успокаивается сердце, откладывается всякое житейское попечение. Человек и Бог становятся ближе, начинают вглядываться друг в друга и человек под этим взглядом вдруг находит в себе под сиюминутными наслоениями то, что порой казалось ему неважным, несущественным, устарелым. Под временем он обнаруживает вечность и начинает понимать, что ценно по настоящему лишь то, что вечно, то, что имеет своим источником Бога, который есть любовь. Любовь преображающая, та, которая подставляет щеку и идет три поприща и прощает до семидесяти семи раз.

К дням Великого Поста очень подходит эпизод из Книги Царств (3 Цар. 19.12), в котором рассказывается о том, как Господь явился пророку Илии на горе Хорив. Была буря, был огонь, было землетрясение, но в них не было Бога. А затем, когда все утихло, был «глас хлада тонка» и в нем был Бог. Сейчас наступило время именно этого «гласа хлада тонка», осторожно касающегося разгоряченного сердца, который почувствовать можно только в тишине и покое. «Вот стою у двери и стучу: если кто услышит Мой голос и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним и он со Мной» (Песн.5.2, Иоан. 14.23) Пост дает возможность услышать этот негромкий стук, почувствовать, как коснулся души тот самый еле заметный тонкий хлад и отворить. Выйти навстречу. И сказать. «Господи, верую. Помоги моему неверию». (Мк.9.24)

Пост – это демонстрация (прежде всего самому себе) способности человека добровольно воздерживаться от всякого наслаждения и желания. Пост напоминает о приоритете духовных ценностей над материальными, учит человека держать себя в руках, быть выше своих физических потребностей. Ограничение (то есть действие вопреки себе) есть необходимое условие развития человека. Поэтому пост это одно из условий развития человека. Периоды, когда «можно все», сменяются периодами, когда «можно только это». Это возможность взглянуть на себя со стороны, поспорить с самим собой, проверить свою веру и свои взгляды. Пост это время, когда можно жить не так, как всегда.

Пост это вторжение в обычную жизнь иной жизни. В дни поста человек должен больше думать о Боге, больше молиться, читать хорошую литературу, смотреть хорошие фильмы, восстановить испорченные отношения с близкими и друзьями. А чтобы легче было это выполнить, прежде всего, надо меньше питаться. Совсем не употреблять (или, если невозможно, употреблять гораздо меньше, чем обычно) мяса, яиц, молока, то есть животную пищу, а есть только постную, то есть растительную. Хлеб, овощи, фрукты, каши. Сытная пища вызывает удовольствие, расслабление, а человек должен убедиться в том, что он может жить вопреки своим желаниям. Пост – это изменение образа жизни, необходимое для улучшения качества жизни. Пост необходим, чтобы все хорошее в человеке стало лучше видно. Не случайно самый большой пост – Великий Пост – завершается самым радостным и великим праздником Христианства – Пасхой. Поститься должны все, однако не всем людям нужно поститься одинаково – людям слабым, больным, тяжело трудящимся, находящимся на войне пост облегчается или же не рекомендуется вообще.

Нельзя сводить пост к формальным и точным соблюдениям пищевых запретов – если человек, постящийся впервые, смог есть то, что ему нравится, меньше, чем обычно, смог сделать то, что он раньше не делал, поддаваясь внутренней слабости - он уже постится. В наше время во всех ресторанах появились постные меню. Появились постные фуа-гра и постные кофе латте. Правильно это или нет – решать каждому для себя. Просто хотелось бы напомнить слова великого Иоанна Златоуста: «Смысл поста не в том, чтобы мы с выгодой не ели, но в том, чтобы приготовленное для тебя съел бедный вместо тебя. Для тебя это вдвойне благо: и сам ты постишься, и другой не голодает».

Можно вспомнить, как к посту относились в старой России. В XVIII-XIX веках различались понятия «пост» (запрет на употребление в пищу мясных и молочных продуктов) и «говение», которое означало обычай не просто быть умеренным в пище, не есть скоромное и даже сладкое (обычно не меньше трех дней), но обязательно посещать церковь, прежде чем исповедаться и причастить¬ся. Говели в основном в посты, чаще всего в Великий, потому в наро¬де слово «говенье» ассоциировалось с великопостными днями. Отсюда еще два термина «разговение» - употребление в пищу скоромного в первый раз после поста и «заговение» - последний день накануне поста, когда еще можно употреблять скоромную пищу.

Поскольку пост означал не только телесное, но и духовное воздержание – постом старались не ссориться, избегать праздных разговоров и развлечений, чаще ходить в храмы, исповедоваться и причащаться. Нередко для человека того времени на первом месте по значению была именно духовная составляющая поста, а пост телесный лишь дополнял ее. Не случайно в Рязанской губернии бытовала поговорка: «Лучше рыбу есть постом, чем обидеть рыбака». Один из очевидцев вспоминал, что с первого понедельника Великого поста: «мать ходит тихая, сосредоточенная, даже мало говорит и ничего не ест. Этот понедельник называется «чистым» потому, что «в этот день, - говорила мать, - ничто нечистое не должно ни входить в уста, не выходить из уст...» Перемена в поведении чувствовалась не только у матери, но и у всех членов семьи. После шумного почти трехдневного веселья, достигшего высшей точки в Прощеное воскресенье, все оборвалось вдруг, как обрывается струна скрипки у музыканта в самый патетический момент. Гул толпы, говор, шутки, прибаутки, песни, пляски прекращались, и молчанье царило во всем селе». С наступлением Великого поста ограничивались даже детские шалости и развлечения.

Всех с началом Великого Поста.

?

Log in

No account? Create an account