Previous Entry Share Next Entry
СУЖАЮЩИЙСЯ КРУГ
boris_yakemenko
Актер Олег Табаков получил премию Олега Табакова. Торжественное вручение премии произошло в «Театре Олега Табакова» https://afisha.mail.ru/stars/articles/47093/ Поскольку это не бред и не шутка, а так и было, нужно продолжить - вручал, очевидно, премию юбиляру сам юбиляр. Оба разразились аплодисментами, поблагодарили и обнялись. Потом выпили и погрустили о прошлом. Потом награждавший отвез награждаемого домой.

Вот когда министр обороны Украины Полторак сам себя награждает именным оружием (http://argumentua.com/novosti/ministr-oborony-poltorak-sam-sebya-nagradil-imennym-oruzhiem) это становится поводом для шуток. Когда то же самое делает Табаков, выходят серьезные статьи, где «журналисты» или то, что ими считается, с серьезными лицами обсуждают достоинства и премии и награжденного.

Если бы все это происходило в тифозном бараке или в комнате, где мебель привинчена к полу, или они были бы в клоунских костюмах с приклеенными носами, то тогда можно было бы вздохнуть спокойно. Это они болеют или «прикалываются», это у них чувство юмора такое воспаленное. Да и в самом деле, есть люди разные, некоторым, вот ведь какая история, даже на перформансах Мамонова интересно и на галустянных юморинах смешно. Беда в том, что это все делается серьезно, и они уверены, что так и быть должно. Что награда самому себе или приятелю это честно и справедливо.

То есть это симптом. Симптом сразу нескольких явлений. Во-первых, если ты сам себя награждаешь, то это свидетельство не только потери адекватности, но, прежде всего, того, что тебя награждать больше некому. Что ты больше никому не нужен. И в этом есть большая доля истины. Ибо если завтра исчезнет табаковский МХАТ, заметит ли послезавтра это хоть кто-нибудь? Тем более, что по сути он уже давно исчез - осталось только здание.

Во-вторых, это признак того, что главное для награждаемого это количество денег, а не творческих побед. Для чего Табаков получил от себя самого несколько сотен тысяч рублей? У него нет денег? Ему надо помочь? Конечно, нет. Дело в том, что все эти давно и хорошо обеспеченные люди, но все равно бесконечно получающие премии, бонусы, парашюты, откаты, прибавки (нередко ничтожные, ничего не решающие по сравнению с тем, что уже есть) простодушно считают, что богатство пропорционально количеству денег. Богатый это тот, у кого много денег. Им хочется быть богатыми. Просто богатыми. И все. То есть они копят. Копят, чтобы чувствовать себя богатыми, быть хоть немного увереннее, ибо они знают себе настоящую цену, знают, что они никому, кроме спонсоров, не нужны. Копят, чтобы отвалить. Копят, чтобы, когда все умрут сегодня, помереть завтра.

В-третьих, они так повышают себестоимость своей халтуры. То, что на сценах московских театров идет такая дрянь (особенно в табаковском МХАТе), что шевелится земля на могиле Станиславского, известно всем. Знаю многих старых театралов, которые в полном отчаянии перестали ходить по театрам – не на что ходить. А поскольку художественной, эстетической цены спектаклей больше нет, им надо искусственно придать хоть какой-то вес. Отсюда изобилие премий и наград. «Как вы можете говорить, что спектакль дрянь? Вот раз премия, вот два, вот три». Да. Это дрянь с тремя премиями, только и всего. Но объяснить это невозможно. Ведь хорошее видео на «трубе» это то, под которым тысячи лайков и миллионы просмотров. Поэтому вершина человеческой культуры это ролик Gangnam Style. У него миллиард просмотров, а у подножия вершины шевелятся едва заметные для глаза фильмы и постановки Дзефирелли, трагедии Шекспира, романы Толстого и Мадонны Леонардо.

Такого рода премии являются еще одним показательным симптомом. Симптомом того, что система схлопывается. Уже сложилась «элита», в которой все передружились и переженились (не случайно Табаков дает заодно премию и своей жене) и «чернь», которая на этот праздник жизни опоздала и уже никогда не будет допущена за стол – ей будут высылать к дверям гостинцы, рюмку водки и пятак серебра. Быстро складываются традиции и обычаи, позволяющие делать стену между «элитой» и «чернью» все выше и прочнее, замыкать круг. Именно поэтому мы наблюдаем во всех культурных процессах, в СМИ годами одни и те же лица. Одни и те же люди комментируют и проводят, публикуют и публикуются, награждают и награждаются, издают и издаются, выпускают и выпускаются, снимают и снимаются в ритме дурной бесконечности.

Простые примеры опять же из области «культурки». В апреле минувшего года в Манеже прошла церемония вручения премии «Инновация». Главным фигурантом события стал маргинальный «Государственный центр современного искусства». Интересно было следующее - значительное число победителей премии были связаны с … тем самым Центром. Среди номинантов таких было больше половины - их выставки проводились в филиалах центра или в рамках проектов, которые были организованы при содействии центра. Мало того, некоторые лауреаты премии были … в жюри премии. http://archives.colta.ru/docs/27213

А как и кому вручаются т.н. «литературные премии» типа «Большой книги»? Механизм прекрасно виден. Сначала номинируют, но не дают, а начинают томить, тем самым привязывая к себе намертво. Так, ресторанного вышибалу Прилепина номинировали на эту премию в 2008 году, приглядывались. Потом в 2010 году – опять приглядывались. Проверяли, не сойдет ли кандидат с осей, правильно ли сделан выбор назначенца, верен ли хозяевам, не кусает ли кормящую руку и не кормится ли сразу с нескольких. Прошел год, другой, кандидат верен, тексты пекутся. Все сходится, значит, кандидатуру можно утверждать и выдавать зарплату. В итоге выдали, но пришлось ждать шесть лет. А до этого «премию» получил приятель вышибалы Водолазкин – его томили около премии три года. Приятеля приятелей порнографа Сорокина наградили вторым местом – курочка по зернышку клюет и сыта бывает. До этого получал премию их куратор Быков, который их продвигал и пиарил. Случайных людей там нет по определению. При этом «чернь» «элиту» не интересует – о том, что «мнение жюри разошлось с читательским», открыто писала «Газета ру» (http://www.gazeta.ru/culture/2014/11/26/a_6315765.shtml). Но какая разница? Кто это такие, читатели? Петух прокукарекал, а там хоть не рассветай. Даже если читатели не купят ни одной книги, вся эта публика не умрет с голоду. Просто выпишут себе еще одну премию и все.

Итак, что происходит? В условиях замкнутого круга, в который больше никто не допускается, естественным образом заканчиваются новые, свежие лица. Поэтому сначала Быков награждает Прилепина, Прилепин Водолазкина, все вместе Сорокина (подставьте любые другие фамилии и названия премий из других сфер и получите такую же картину), а затем, когда цепочка пройдена туда и назад неоднократно, начинают награждать сами себя. Других же нет. То есть это действие вполне закономерно. Кроме того, деньги в этот круг выделяют приятели, которые находятся в кабинетах повыше – на Старой площади, в Белом доме, в кабинетах олигархов. Не случайно вместе с Табаковым премию получила «меценат Ирина Прохорова». Напомним, что Прохорова есть сестра того самого куршевельского вертопраха Прохорова, который и дает ей деньги, а она распределяет. Вручение ей премии означает, что произошел «откат» - часть денег пришлось вежливо вернуть, иначе больше не будут давать. Так деньги начинают ходить по кругу в рамках «кумовской культуры» - настоящей культуре все равно не поможешь, так что давайте спасать друг друга. При этом качество культурного продукта (картин, книг, спектаклей) не имеет вообще никакого значения – это просто опознавательные знаки в рамках тусовки. Это «писатель», а это «режиссер», а это «актер», а это «художник». Понятно, что Прилепин не писатель, а Серебрянников не режиссер, а Кулик не художник. Но какая разница. Это как удостоверение, которое дает право прохода в запретную зону, но вовсе не является квалификационным дипломом.

Итак, это не просто старческий маразм. Это серьезный симптом.

?

Log in

No account? Create an account