Previous Entry Share Next Entry
РАДОСТЬ ПРОЩЕНИЯ
boris_yakemenko
Наступило Прощеное воскресенье. День, когда каждого человека Господь призывает простить все обиды, когда Он готов помочь уврачевать собственные душевные раны, чтобы человек вошел в Великий Пост со спокойствием сердца и радостью души, примиренным и примирившимся. Испытывает человека – а сможет ли он вынести пост? Сумеет ли отказаться от того, что ему очень дорого – собственных, нередко заботливо выпестованных, обид, злости, гнева и пристрастия? Сможет ли перестать жить назло себе?
Казалось бы, прощение – какая мелочь. Ведь все так просто. Раз – и простил (особенно когда в душе, про себя. Без звонков и писем). А не простил – и что? На первый взгляд ничего, если не помнить историю Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича. Многие из нас наверняка видели стариков, перед самой смертью сводящих пожизненные счеты. Мало что может ужаснуть сердце так, как эта картина.

Прощать трудно, но нужно. Особенно если помнить, что апостол Павел призывал нас принимать друг друга такими, какими нас принял Христос. То есть без разбора и без предварительных условий. Господь призывает прощать «до семидесяти семи раз», то есть всегда, в любой момент, не выдвигая никаких требований («чтобы этого я больше не видел и не слышал!») и не проверяя искренности («ну, посмотрим, что будет дальше. На первый раз прощаю»). Как в притче о блудном сыне, когда отец бежит навстречу сыну, когда то ушедшему и предавшему, обнимает и жалеет его и вся их жизнь словно только в этот момент начинается снова. С момента прощения. И при этом видно, что отец прощает не рассудочно, прикинув степень обид и взвесив меру возмездия, а всем своим существом. Всем сердцем, когда радость от возвращения сына стирает все обиды и всю боль.

Часто человек думает «я прощу, но забыть не смогу». Как быть? Очень точно отвечает на этот вопрос митрополит Антоний Сурожский. «Не надо забывать! Если бы мы могли забыть то, что случилось, мы непременно вернулись бы к тому, что было. Надо помнить; но не той злой памятью, которой мы помним. Мы помним: вот человек, с которым мы теперь примирились, однако в наших отношениях где-то еще трещина, где-то возможна неправда, где-то теснится возможность ссоры. Не так надо помнить. Надо помнить, что если человек против нас согрешил, значит, он в чем-то слаб, значит, где-то он уязвим и человеческими отношениями, и бесовским воздействием. Вот это надо помнить, чтобы изо всей силы и ценой собственного покоя, собственного благополучия его защитить от этого, не вспоминать ему, что было, а помнить, что здесь у него слабое место, и его целить и защищать».

В молитве Господней Христос есть слова «И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим». Господь думает о нас лучше, чем мы есть. Он оставляет нам право молиться Ему от оставлении «долгов», поскольку и мы «оставляем должником нашим». А если нет? Можно ли тогда молить и Его о прощении? Господь знает об этом противоречии и поэтому нам дается сегодняшний день. Дается Прощеное воскресенье чтобы испытать Радость Прощения. Дается Новолетие нашей души, чтобы можно было начать новую жизнь. Без обид, недоброй памяти, без шелухи на сердце и горького осадка на дне. Ведь «в нечистое сердце не войдет премудрость». А это значит, что и Пасхальная радость не будет полной.
Простите Христа ради.

?

Log in

No account? Create an account