Борис Якеменко (boris_yakemenko) wrote,
Борис Якеменко
boris_yakemenko

Category:

ПРАВОСЛАВНАЯ СМЕНА. ИТОГИ

По независящим от меня обстоятельствам некоторое время был лишен возможности выходить в интернет и поэтому подвожу итоги позже, чем хотелось бы. Хотелось бы сразу поблагодарить Ю.Белановского, Д.Иванина, игумена Сергия (Рыбко) и иеромонаха Макария (Маркиша), которые уже писали о Православной смене, анализировали промахи и удачи и тем самым избавили меня от необходимости повторяться.

Православная смена Всероссийского Образовательного международного форума «Селигер-2010» в этом году включала более 400 человек из нескольких десятков регионов России. То, что мы можем собрать на Селигере несколько тысяч православных, мы доказали в прошлом году. В этом году задача была иная – помимо традиционной проектной деятельности подготовить лидеров (организаторов) молодежной работы на приходах. То есть решить (или обозначить пути решения) ту задачу, которая была поставлена Патриархом (напомню, что на приходах вводятся оплачиваемые должности организаторов молодежной работы). В связи с этим из почти двух тысяч человек было отобрано четыре сотни, которые и прибыли на Селигер (критерии отбора есть на сайте форума).

Учебную программу Православной смене готовили и реализовывали три структуры – ЦДРМ при Даниловском монастыре (Ю.Белановский, Ф.Ярмош, Д.Иванин и коллектив преподавателей), сестричество во имя Игнатия Ставропольского при храме Сошествия Святаго Духа на Лазаревском кладбище (Москва) и Высшая Школа Управления, которая реализовывала курсы «Россия в современном мире», «Организация массовых акций» и др. Отдельные лекции о современных проблемах Церкви читал игумен Сергий. Ваш покорный слуга прочел четыре лекции о современной эсхатологии и проблемах, связанных с эсхатологическими ожиданиями, об организации миссионерских приходов и особенностях работы на таких приходах, о роке и православии и о ментальных различиях Запада и Востока. С участниками православной смены встречались советник министра юстиции, депутаты Госдумы, протоиерей Дмитрий Смирнов, чье выступление имело огромный успех. К сожалению, большинство тех, с кем была предварительная или окончательная договоренность о приезде на Селигер (протоиерей Всеволод Чаплин, наместник Троице-Сергиевой лавры Феогност, архиепископ Смоленский Феофилакт и другие) сопровождали Святейшего Патриарха по Украине и прибыть не смогли.

Примечательно, что в результате отбора общий уровень аудитории и ее активность в этом году были заметно выше, чем в прошлом. Возникали обоснованные претензии к качеству излишне теоретизированных лекций («как мы можем применить эти знания?») и в целом к уровню изложения предмета отдельных преподавателей. Кое от кого даже пришлось освободиться. С другой стороны, удалось подготовить специальную рабочую тетрадь для организаторов молодежной и миссионерской работы на приходах – первый удачный опыт такого рода. В целом стало понятно, что программа для следующего года требует кардинальной реконструкции и ее подготовку (а также отбор преподавателей) необходимо начать, может быть, уже с осени текущего года.

Порадовала и миссионерская активность участников смены. Многие ходили в другие проекты, беседовали, спорили, убеждали. В итоге эта деятельность вылилась в отдельный стол, стоявший после 19.00 у главной дороги. За столом под плакатом «здесь вы можете задать любые (в том числе и неприятные) вопросы о Православии и Церкви» сидели участники смены и отвечали на вопросы. Успех превзошел все ожидания. Десятки людей толпились вокруг этого стола и до темноты спрашивали и спорили. Во время жары освятили несколько сотен литров воды и раздавали ее в лагере, одновременно беседуя и объясняя, что значит святыня для человека. На часовне появился плакат об акции «чайный батюшка» с телефоном. Любой мог позвонить и пригласить священника на чай и беседу (инициатива ставропольского духовенства). Были выступления православных рок-групп и вечер памяти отца Даниила Сысоева, на который прибыли члены его миссионерского движения. После панихиды по отцу Даниилу обсуждали смысл и значение современного мученичества. Таким образом родилось несколько форматов, которые успешно можно применять на улице любого города.

Ежедневно до поздней ночи совершалась исповедь, одна пара венчалась и десять человек крестилось. Глубокое впечатление удивительного единства и близости к Тайне Божественного воплощения  произвела Божественная Литургия под открытым небом у часовни, когда люди стояли вокруг престола. Поскольку у многих был опыт клиросного послушания, сестра Юлия за один день создала из самых разных людей великолепный и очень слаженный хор, который пел на Литургии, венчании и Крещении (на Крещении пели, стоя в озере по пояс в воде). Итогом смены стал «молебен об успехе проектов», перед которым все желающие могли записать свои имена в «книгу жизни» для поминовения о здравии. В связи с этим хотелось бы, пользуясь случаем, выразить искреннюю благодарность духовенству из Ставрополя, отцу Максиму из Орла, иеромонаху Макарию (Маркишу) из Иваново, игумену Сергию (Рыбко), двум его священникам и диакону, и особенно архимандриту Зосиме (Шевчуку) из Владимира, который по собственной инициативе прибыл на Селигер и пробыл там всю смену, исповедуя, служа и беседуя.

Вместе с успехами, смена показала пока еще невысокую (это поправимо) готовность православной молодежи к объединению и продуктивной проектной деятельности при всей видимой активности. Анализу именно этой проектной деятельности была посвящена встреча с Василием Якеменко (а потом и защита проектов, которую с сотрудниками ЦДРМ мы принимали весь последний день). Одна из главных проблем состояла в том, что подавляющее большинство тех, кто защищал проекты, живут в мире иллюзий. Я, например, минут тридцать потратил на то, чтобы постараться убедить одного из авторов проектов, что разносить кульки с продуктами больным и умирающим пожилым людям не есть самая действенная, динамичная и привлекательная молодежная акция из всех, могущих быть придуманными. Он же был абсолютно уверен, что под знамена этого проекта при активной финансовой поддержке можно собрать сотни, а то и тысячи людей современных молодых людей. То, что у него самого вокруг этого проекта за год собралось десять человек (стоило бы еще на них взглянуть), его не убеждало. Большая часть других проектов были из той же серии и находились в координате «вы нам дадите денег, мы на них купим нечто и раздадим тем то». То, что благотворить на чужие деньги не совсем правильно, опять же, в расчет не бралось, не говоря уже о полном отсутствии творческого начала и креатива в таком проекте. Какая-то часть проектов воспроизводила то, что уже давно есть и зиждилась на святой уверенности авторов, что у них-то все будет иначе.

- Надо построить храм (спортивный центр, молодежный клуб и т.д.).

- А зачем? В городе нет храмов?

- Есть.

- Зачем еще один?

- Ну, мы там организуем, устроим, создадим…. и т.д.

- А в уже имеющихся нельзя?

- Нет, там уже все не то.

Почему здесь будет «то», откуда вдруг возьмется деятельный, горящий, активный, неравнодушный пастырь, как и где набрать таких же деятельных молодых людей, почему они будут работать (как правило, бесплатно), какова у них будет мотивация, есть ли методики и план работы – все это были вопросы без ответов.

Было несколько проектов, связанных с молодой семьей. Все хотели учить молодые православные семьи любить друг друга по Заповедям Божиим, рассказывать о грехе абортов и преодолевать с помощью вразумляющих бесед семейные трудности. Опять же, почти никто не хотел понимать, что основные семейные трудности коренятся не в сложности и несходстве характеров, а в том, что «страшнее Врангеля» - том самом «обывательском быте», и любовная лодка в тысячу раз чаще разбивается о раковину с грязной посудой, немытый пол, дрянной ежедневный суп из пакета, изнурительное безденежье, нежели о разницу во взглядах на духовное наследие Феофана Затворника, Ефрема Сирина и Иоанна Златоуста. Я принимался объяснять, что только что вступившим в брак молодым людям гораздо важнее владеть методикой, как выжить на семь-десять тысяч рублей, где подзаработать, где дешевле и лучше купить продукты, вещи для ребенка, снять комнату, недорого отдохнуть. Вот такой проект будет иметь успех, вот к таким организаторам пойдут люди. Но откликались не все.

Было и многое другое. Кто-то был готов избавляться от иллюзий, у кого-то был уже замечательный работающий проект (как у неподражаемой Ани из Перми (они реально спасают от абортов в год до 200 человек), которую по смеху можно было найти в любой точке Селигера и которая ловко продырявила из лука дорогую казенную палатку. Слава Богу, в ней никого не было. И кто был на этих стрельбах – тот знает), а кто-то печально сидел, вздыхал и мишенькин совет пропадал попусту. Не убеждали даже баннеры, стоявшие на центральной алее, на которых были представлены успешные православные проекты прошлого года. Это и «православное Аниме» (вышло несколько номеров журнала, снимаются ролики, подходит к концу конкурс иллюстраций к Новому Завету), православная мода, православный молодежный телеканал, сеть православных студенческих клубов и др. Разумеется, ряд проектов все же был поддержан и, надеюсь, что они в следующем году тоже появятся на главной аллее.

Однако главное было даже не это. По итогам смены более 200 человек выразило готовность (и подписало соответствующие бумаги-обязательства) начать в своих епархиях работу на приходах в качестве организаторов молодежной и миссионерской работы. Осенью часть из них мы постараемся собрать на пару дней в одном месте (в Москве или, может быть, даже в монастыре. Недавно посетил уникальный Николо-Сольбинский монастырь, где нашел полное взаимопонимание и готовность совместно работать), проведем тренинги и семинары, оснастим процесс методическими материалами и программами и будем следить за работой, помогать и поддерживать. К весне подведем итоги, а на следующем Селигере хотелось бы собрать не только молодежь, но и сотню или более наиболее активных и деятельных священников из разных регионов (нечто вроде миссионерского съезда) поделиться опытом и наработками.

Так что результат есть. 24 еду в Волгоград выступать на эту тему. Итоги смены будут доложены Святейшему Патриарху Кириллу (материалы подготовлены) и еще до нового года начнем готовиться к следующему году.

 

ПРЕПОДОБНЫЙ ОТЧЕ НИЛЕ, МОЛИ БОГА О НАС!
Subscribe

  • КОНЕЦ ЦИКа

    Памфилова объявила шпану Шнурова «президентом «Нашествия»» (по мощам и елей). Памфилова – глава ЦИК. Центральной Избирательной Комиссии.…

  • УТРАТА

    Мы лишились Долбо…ба, как Носик сам себя называл. В лентах – истерика. «На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Носика».…

  • МАЛЬЧИК - МОЛНИЯ

    И пишет боярин всю ночь напролет перо его местию дышит... Мединский оперативно ответил на претензии к своей «диссертации». Напомним, что…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments