Category: россия

Category was added automatically. Read all entries about "россия".

ЗАБОТЛИВЫЙ АГЕНТ

В России есть загадочное «Общество защиты прав потребителей» (ОЗПП). Кто такие эти потребители, никому не известно. По крайней мере, никогда не приходилось видеть ни мне, ни моим знакомым тех самых потребителей, чьи права были бы защищены обществом. Но общество есть. И вот теперь нашлись потребители, чьи права нуждаются в немедленной защите.

«Российское Общество защиты прав потребителей» (ОЗПП) рекомендует российским туристам получать разрешение украинских властей для въезда в Крым, а также советует воздержаться от приобретения недвижимости и товаров на территории полуострова. Памятка для посещающих Крым российских граждан размещена на сайте ОЗПП. Эксперты предупреждают, что туристов, посетивших полуостров без разрешения, на Украине может ждать уголовное преследование, а при покупке недвижимости рекомендуют обращаться в украинские госорганы. «Российский турист, посетивший территорию Крыма без получения разрешения властей Украины, является нарушителем закона Украины о статусе оккупированных территорий,— сообщается в памятке.— В связи с этим к нему могут быть применены санкции как со стороны Украины, так и со стороны других стран-членов ООН. В отдельных случаях возможно уголовное преследование и международный розыск". «Приоритет международного права одним принятием поправки к Конституции (о присоединении Крыма к РФ) перечеркнуть нельзя»,— заявил глава ОЗПП Аншаков. ОЗПП также рекомендует гражданам РФ отказаться от приобретения недвижимости в Крыму. http://www.kommersant.ru/doc/2752223

Вот так. Напомним, что ОЗПП есть иностранный агент, а Аншаков известен как большой патриот Майдана – именно права потребителей Майдана он активно защищал и поддерживал, собирая в 2014 году «гуманитарную помощь для Майдана» - «термогрелки для рук и ног, термоподстилки, респираторы со сменными фильтрами, станки для бритья», чтобы, оборони Создатель, защитники украинской хунты не обморозили ручки и ножки, не надышались всякой дряни и не заросли диким волосом. Им в Европу с минуты на минуту, а они будут все при бороде. Нельзя. Чтобы борцы за свободу не кашляли, Аншаков собирал им «чаи от простуды травяные типа "Бронховит"», если у них от переживаний за ридну Украину скакало давление, Аншаков поставлял им «тонометры ручные», чтобы могли отдохнуть от трудов праведных, им собирал Аншаков «спальные мешки, пледы, одеяла», а чтобы прилично кушали, «одноразовую посуду» и «салфетки», клювики вытирать. https://www.facebook.com/groups/213710695487939/permalink/213717982153877/

Трогательная забота иностранного агента. Вот теперь он спасает российский Крым от россиян. Только почему-то здесь. Ехал бы в Киев или в Вашингтон. В гостях хорошо, а дома лучше.

ВСЕ РАВНЫ

Ирина Яровая, избранная в Госдуму от Дальнего Востока, потребовала расследовать эпизод с нападением неизвестных на рынке Магадана на руководителя проекта "РосЖКХ", оппозиционера Таралова, который агитировал за приятеля Навального Албурова, выдвигающегося в облдуму. Яровая заявила, что правоохранители должны сделать все, чтобы найти виновных. http://www.mk.ru/politics/2015/06/21/yarovaya-trebuet-rassledovat-napadenie-na-soratnika-navalnogo.html Теперь им очень сложно будет говорить о том, что все и, прежде всего власть, против них. Любая борьба должна быть честной и заявление Яровой именно это и подтверждает.

ИСТИННЫЕ ЦЕННОСТИ

Всем, пребывающим в иллюзиях по поводу «свободного Интернета», хотелось бы в очередной раз напомнить простую мысль – свобода всегда в чью-то пользу.

Посмотрим.

Вот так освещалось топом «Яндекса» убийство политического плейбоя Немцова, о котором уже все забыли. Ни одно событие в мире не смогло затмить эту нестрашную, мгновенно восполнимую потерю.

И вот так

А вот так освещалась Великая Победа, о которой не забудут никогда.

И вот так

Тут тебе и горящий сарай на ВДНХ и Греф и маоисты и мастер говорить банальности Рогозин и депутат Львовского совета и упавший в Испании самолет. Всему нашлось место. Ведь до этого самолеты не падали и сараи не горели и Рогозин с умным видом не говорил «лошади кушают овес и сено», «Волга впадает в Каспийское море», только вставив несколько иные слова.

Небольшая деталь, но как много говорящая о тех, кто в «Яндексе» подбирает новости (о том, кто именно их подбирает, тут: http://www.lenizdat.ru/a0/ru/pm1/c-1108673-0.html), заботится о том, чтобы мы своевременно узнавали о всех горящих в мире сараях, засорившихся в стране раковинах, опившихся на вокзалах бомжах и врезавшихся на МКАДе машинах. Будь они в 1945 году, то 9 мая топ новостей выглядел бы так:
«1.Немецкая делегация вышла с подписания акта о капитуляции.
2. На улице Берлина обнаружен труп немецкого солдата.
3. На окраине города Мурманска горит дом.
4. В Москве у жителя одной из коммунальных квартир на улице Горького пропали хлебные карточки.
5. Крестьянин умер в селе Мымрино, пропалывая огород».

Как хорошо, что их тогда не было.
Как плохо, что сегодня теми, кто отбирает нам такие «новости» никто не занимается.

ИСПОРЧЕННЫЙ ФИНАЛ


Смотреть на это уже даже не смешно, а жалко. Очень неприятно видеть, как люди под конец жизни делают все, чтобы «запомнилась последняя фраза», а не творческие удачи, прекрасно сыгранные роли. Все, как у Чехова: «Мечты мои сбылись. Я получил больше, чем смел мечтать. Тридцать лет я был любимым профессором, имел превосходных товарищей, пользовался почетною известностью. Я любил, женился по страстной любви, имел детей. Одним словом, если оглянуться назад, то вся моя жизнь представляется мне красивой, талантливо сделанной композицией. Теперь мне остается только не испортить финала. Для этого нужно умереть по-человечески. Если смерть в самом деле опасность, то нужно встретить ее так, как подобает это учителю, ученому и гражданину христианского государства: бодро и со спокойной душой. Но я порчу финал».

В жизни очень важно вовремя остановиться и задуматься, чтобы «не испортить финала». Можно понять известных творческих людей, которые были вынуждены портить самим себе будущие некрологи, так как иначе было нельзя. «Глупый человек! – писал Некрасов Тургеневу по поводу своей поэмы «Несчастные», - Я воображал, что можно будет напечатать ее. О Тургенев! Зачем же жить, – то есть мне, которого жизнь – медленное трудное умиранье. Впрочем, к черту хандра и скуление. Хоть для тебя – кончу. Кончивши, начну ее портить; может и пройдет, если вставить несколько верноподданнических стихов». Можно, хотя и очень трудно понять тех, кто «портил финал», гоняясь за конъюнктурой, по инерции. Для чего Гайдай после «Бриллиантовой руки» и «Кавказской пленницы» снял «На Брайтон бич хорошая погода…», а Рязанов после «С легким паром», «Жестокого романса» и «Служебного романа» «Старых кляч» и «Ключ от спальни»? Желание быть в мейнстриме, смешить любой ценой, невозможность признать, что ты исписался и «изснимался», что все твое лучшее в прошлом? Возможно.

Но невозможно понять тех, кто говорит то, что сказано выше. Когда это говорят и пишут Быков-Зильбертруд, ресторанный вышибала Прилепин, какой-нибудь жалкий и вечно голодный Рубинштейн, матрац Шендерович, продажный графоман Шаргунов, то это понятно. Их и сейчас почти никто не читает и не слушает (что уж говорить о потом), а те, кто это делает, просто поддаются на рекламу. Которая, как только закончится, то тут же исчезнут без следа, вернутся в нацбольские подвалы и пахнущие кошачьим соком провинциальные подъезды и все «великие», вывалянные в премиях, назначенные сверху «писатели» и «поэты». Это проверено. Все эти окололитературные проекты олигархов и чиновников не написали и не напишут в своей жизни ни одного текста, который бы запомнился и остался хотя бы до того момента, как выгорят свечи у гроба. Но невозможно понять, зачем Окуджава, который оставил многое, незадолго до смерти, заявил, что террорист и убийца Басаев «смог остановить бойню» и ему «когда-нибудь поставят памятник»? http://plamya.org/2009/08/05/ Зачем Ахеджакова несет это про Савченко? Зачем подписывают многочисленные чудовищные безграмотные письма по настоящему яркие и талантливые Басилашвили, Рязанов, Юрский? Они вообще ничего не понимают?

Вспомним об этих многочисленных письмах, которые «деятели культуры» и «интеллигенция» наподписывала в последние годы, и кои стали осиновым колом в могилу самих деятелей, да и того странного явления, которое именовалось «российской интеллигенцией». Напомним, что «деятели» подписывали письма:

- ЗА шпану, которая кощунствовала в храме Христа Спасителя (Рязанов, Ахеджакова, Бондарчук, Акунин-Чхартишвили, Быков-Зильбертруд, Шендерович, Гельман, Юрский, etc.),
- ЗА подельницу Ходорковского Бахмину (Ахеджакова, Басилашвили, Битов, Быков-Зильбертруд с приятелем Ефремовым, гражданин США Познер, Парфенов, опять Рубинштейн, Акунин-Чхартишвили, Юрский etc.),
- ЗА самого Ходорковского и подельника Лебедева выступали дважды (Ахеджакова, Акунин-Чхартишвили, Рязанов, пара Аяксов Познер-Парфенов? Юрский, разумеется, Муратов из вражеской «Новой газеты» - ну, там был свой интерес, куда же без матраса Шендеровича, etc.),
- ЗА «закон Магнитского», закон в защиту коррупционера, закон, с которого начались санкции против России (письмо хорошо начинается «достопочтенному Гарри Риду, рукокодителю группы большинства Сената Соединенных Штатов – к Путину они обычно адресуются иначе) (Ахеджакова, Рязанов, гражданка США Алексеева, опять матрас Шендерович, etc.)
- ЗА антироссийский мартовский марш с антироссийскими лозунгами (Ахеджакова, гражданка США Алексеева, персонаж памятной «дискуссии об абажурах» Гозман, опять Рубинштейн, разумеется, матрац Шендерович, etc.)

- ПРОТИВ мелодии гимна Михалкова (Басилашвили, Рубинштейн, Шевчук etc. Ахеджаковой и Алексеевой почему-то нет, как ни странно. Видно, были в отъезде)
- ПРОТИВ того, как объясняется ситуация с Украиной на «Первом канале» (Обращение участников конгресса интеллигенции к К.Эрнсту) (Ахеджакова, Улицкая, Витухновская, которая «поэтесса», как считает Быков-Зильбертруд и до кучи все подряд, кто на сайт зашел).
- ПРОТИВ защиты Новороссии, выступившей против хунты (у них, подписантов, это стыдливо называется «Остановить российскую агрессию!», «против войны и самоизоляции России») (Ахеджакова, гражданка США Алексеева и до кучи все подряд, кто на сайт зашел),
- ПРОТИВ возвращения Крыма России (Ахеджакова, Бардин, Войнович, Девотченко, Улицкая etc.)
И т.д.

Везде Ахеджакова…

Вспоминая Некрасова, нельзя не заметить, что знаки «плюс» и «минус» поменялись местами. Если Некрасов портил свое творчество «верноподданническими стихами», то эти антироссийскими текстами. Что еще мы видим? А видим мы, что эти люди сошли с ума и решили уничтожить себя, зачеркнуть все, что они делали (в данном случае речь идет о подлинных деятелях культуры, а не акунинообразных симулякрах). Поддерживать шпану, пляшущую в храме (только не надо мне рассказывать, что они «против кощунств», но «за свободу девушек»), и выступать против возвращения Крыма это значит, что, как говорят в Америке, летучие мыши поселились в колокольне давно и в большом количестве. Но дело не только в этом. Многие из них позиционируют себя, как наследники советской высоколобой интеллигенции, почему-то забывая при этом, что в те времена «деятели культуры», главным образом, подписывали письма против Пастернака и Сахарова, клеймили и осуждали, не читая и не смотря. То есть коллективные письма в нашей генетической культурной памяти отпечатались, как сделка с совестью, позорище, гадость, которую приличный человек может сделать лишь под давлением. Сегодня, как видим, коллективные письма, только уже в защиту кощунств и уголовников, такая же сомнительная пакость, сделка с совестью, причем самое прискорбное то, что многие типа Ахеджаковой этой сделки не осознают и делают все добровольно. Кстати, интересное явление. Письма «против» и тогда и сейчас оказываются арбитром качества, тех, против кого или чего они направлены. Подписывали «против» Пастернака и Солженицына – оба остались классиками. Подписывают против гимна – гимн остается навсегда. Против Крыма – значит, Крым должен быть с нами. Против борьбы Новороссии с хунтой – значит, живи долго, Новороссия, ты права.

Люди портят себе финал. Внушив себе, что они «соль земли», «интеллигенция», «нонконформисты» и, следовательно, должны «бороться», они сами себя топят, уничтожают все, что делали (тем более, что с ролями и текстами и картинами все хуже), защищая убийц (как в данном случае), жуликов, шпану, гопников, настойчиво стремясь остаться на обочине истории участниками мелких политических скандалов. Не удивительно, что уже появляются письма типа письма Ахеджаковой от харьковчанки (http://krasvremya.ru/pismo-xarkovchanki-lie-axedzhakovoj/) – вряд ли бы автор письма позволила бы себе так общаться с Ахеджаковой лет двадцать назад, когда Ахеджакова играла в хороших фильмах и спектаклях, а не кликушествовала на экране. Еще хуже будет, когда через какое-то время вскроется, кто на самом деле организовывал эти «протесты» и письма, платил деньги, звонил, врал, уговаривал. Не говоря уже о том, что нельзя подписывать все письма подряд – это становится профессией, а не позицией. Если рыба начинает попахивать через три дня, то любой, самый стойкий интеллигент через три письма. А в нашей ситуации их чуть ли не два десятка и в основном в подписантах одни и те же… Невольно подумаешь, что с этой интеллигенцией не так плохо, как без нее хорошо.

В этой ситуации, ситуации максимального приближения к ленинскому определению интеллигенции, остается одна, но странная надежда на благополучный исход. Хочется надеяться, что Ахеджакова, так же как и ее соратники, действительно ничего не понимает (про Быкова-Зильбертруда и Шендеровича речь не идет. Эти все хорошо понимают). Что это рецидив, долетевший до них свет давно погасшей звезды под названием «защита прав угнетенных в СССР». Что они действительно не понимают, что происходит, не понимают, что их используют. Хочется надеяться, что они доживут до того момента, когда придет время ужаснуться, покаяться, корчиться от стыда, краснеть и молчать на неудобные откровенные вопросы. В этот момент они вновь станут интеллигенцией, по-лихачевски «внутренне порядочными», восстановят эту порядочность. Гораздо хуже если все это искренне. Тогда конец.
Будем надеяться, что это не так.

РАЗОРВАННАЯ РОССИЯ

Обама в здравом уме и твердой памяти (вроде бы) заявил. «Россия изолирована, а ее экономика разорвана в клочья».
В клочья… разорвана…
Грустно…
Каждый, кто живет в России (особенно в крупных городах), знает, как беспощадно горько правдивы эти слова, как безотрадно, уныло, голодно мы прозябаем. На улицах дохлые лошади, остановившиеся замерзшие трамваи, брошенные дома уныло глядят черными провалами окон. Дрова… хлебные хвосты… дистрофия… Впрочем, смотрите сами. Специально для Обамы подтверждение. Несколько фото, сделанных после того, как США ввели санкции.
Обама москва
Панорама Москвы с птичьего полета.
Обама хвосты2
Очередь на московской улице за хлебом. Черно-белое фото потому, что цветного больше нет - невозможно купить фотоаппарат. Вывески с твердыми знаками и ятями убедительно свидетельствуют, что Россия отброшена на сто лет назад.
Обама Хвосты
Очередь за спичками.
Обама мак2
Еды в Москве практически не осталось, закрыты все кафе и рестораны. Остался Макдональдс, в который люди стоят по нескольку дней, чтобы хоть как-то, благодаря США, утолить голод.
Обама дорога
Железнодорожная станция "Выхино".
Обама завод
Типичный российский завод после санкций.
Обама лес
Сибирская тайга.
Обама маг
Типичный московский магазин.
Обама маг1
Типичный московский магазин.
Обама черемушки
Москва. Новые Черемушки. Москвичи едут по делам.
Обама дворец
Один из залов Кремлевского дворца.
Обама поезд
Электричка "Москва-Мытищи".
Обама демонстр
Умирающие от голода москвичи (кто еще в состоянии) выходят, чтобы проклясть власть и попросить США навести порядок.

Думаю, все поверят без честного слова, что дела обстоят именно так. Пусть Обама убедится, что все гораздо хуже. чем он думает.

А если серьезно...
Он болен? У него прогрессивный паралич? Для него газету печатают в одном экземпляре и сделали специнтернет, как в Северной Корее, где "экономика России разорвана в клочья" и вот такие картинки. А ведь это не Маккейн какой-нибудь, которому хочется подать копеечку и занять для него очередь в собесе.
Это президент США.
Что это значит? А это значит, что они больные. Сумасшедшие. И именно это и страшно. Так как договориться можно с вменяемыми, а сумасшедших надо изолировать.

ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

97638324_4737592_m6
Почему именно четвертое ноября? Действительно ли в этот день три столетия назад закончился один из самых тяжелых периодов в Русской истории? Начать следует с того, что единства во мнениях историков по поводу окончания Смуты нет. Знаменитый В.О.Ключевский считал датой окончания Смуты избрание на Земском соборе 1613 г. на русский престол Михаила Романова, положившего начало новой царской династии. Однако его утверждение можно принять, как некую условную дату, которая необходима для более точного разграничения периодов Смуты, поскольку активная борьба с самозванчеством и повстанцами из числа казаков продолжалась до 1614 г., а восстановление экономики заняло несколько десятков лет. Что же касается изменений, вызванных Смутой в общественном сознании, то преодолеть их так и не удалось и именно эти изменения обусловили характер менталитета «бунташного» XVII века и ряд принципиальных отличий этого столетия от предыдущих.

Поскольку любая датировка «границ Смуты» субъективна, за условную границу ее окончания можно взять непосредственный разгром поляков и освобождение Москвы. В заключительном этапе освобождения Москвы от поляков можно выделить два основных события (и, соответственно, две основных даты) – захват войсками ополчения Китай-города и освобождение Кремля. Согласно источникам и историографии, данные события выпадают на следующие числа:

• «Сказание Авраамия Палицына» в 69 главе «О явлении чюдотворца Сергия Галасунскому архиепископу Арсению и о взятии у поляков града Китая», а также другие источники говорят следующее: «Заутра ж 121 (1612) октября в 22 день воеводы ж град Китай приступом взяли по словеси святаго Сергия чюдотворца, и много в нем литвы и немцов побили, оставшии же в Кремль вогнали. И обретоша множество тщанов плоти человечестей солены и под стропами много трупу человеческаго; и седоша в Китае христолюбивое воинство. Врагом же болшую тесноту сотвориша. Еретицы ж до конца изнемогше и, ждуще изручения, крепляхуся». (Сказание Авраамия Палицына. М., 1965. С.123.)

• «Новый Летописец». Ст. 318. «О взятии города Китая». «Литовским же людем в городе бысть теснота великая: никуда их не выпускаху. Гладу же у них бывшу великому, выпущаху из города всяких людей. По милости ж Всещедраго Бога на память Аверкия Великого поидоша приступом и Китай взяша и многих литовс¬ких людей побиша». Память св. Аверкия приходилась в 1612 г. на 24 октября. (Полное собрание русских летописей. Т.XIV. СПб., 1910. С.126).

• «Хронограф» 1617 г. «И так со многими воинами подступили к стенам Москвы и благим добронравием своим, словно ласковыми лучами солнечного света, военачаль¬ников собрал и всех храбрецов войска благочестивого воедино совокупил. И так, по промыслу создателя, могуществом все¬сильной и непобедимой его десницы и под предводительством его разогнаны были темные тучи великих бед, на нас обрушившихся. Подступили тогда и изготовленным на битву оружием к стенам города и снова ведая войны русские Москву в году 7121-м (1613), октября в 24 день, на память святого мученика Арефы. Потом и крепкую Кремлевскую крепость захватили, и многих польских и литовских людей побили, и главного смутьяна во всей земле Русской — Федьку Андро¬нова схватили живым, и после многих истязаний был он пове¬шен. И других изменников замучили с ним. Воздалось им по поступкам их, как бы сказать — по злу их и по рвению их, ибо прежде многих преследовали, а потом сами к гибели устре¬мились и страшной смертью скончались». (Хронограф 1617 г. // ПЛДР. М., 1987. С.355.)

• Шаховской С.И. « Летописная книга». «Воеводы же и предводители московского ополчения, видя врагов своих обессилевшими, приказывают в рог трубить, и на город тот смело нападают, и водружают знамена над крепостными стенами, и по лестницам в бойницы проникают. И так взят был Китай-город. А сколько в нем людей отыскивают, стольких убивают и имущество их грабят. Поляки же натиска москви¬чей сдержать не могут, бегут во внутренний город, перво¬престольный Кремль, и в нем запираются на крепкие запоры. Московские же воины, словно львы рыкая, стремятся к крепостным воротам первопрестольного Кремля, надеясь отомстить своим .врагам немедленно.
И дрогнули поляки и не смогли своего оружия поднять, крепостные стены оставляют и бегут кто куда и не знают, как им от разящего меча скрыться. А после сошлись все в условленном месте, все воины. А посреди них стоит главный их воевода и предводитель пан Струс, человек великой храбрости и боль¬шого ума. Этот Струс сделал знак рукой и приказал полякам замолчать и произнес речь, сказав: «Польские воины, полков¬ники и ротмистры славного рыцарства в кругу нынешнего нашего собрания! Знаете вы и сами о главной беде нашей, что против московского ополчения не выстоять нам из-за их храбрости. Многие полковники и ротмистры со множеством воинов и сам великий гетман пай Хоткевич помощь нам оказывали. Они же от этого не дрогнули» мужественно против нас бои вели и силой непобедимого оружия своего всегда наше войско побеждали. Ныне же видим смертельную напасть и оплакиваем свою гибель, ибо враги наши у крепостных ворот стоят и надеются отомстить нам вскоре за принесенные им тяжкие обиды. А мы, силы потерявшие от голода, ниоткуда помощи не надеемся получить. Вот и наша смерть приходит и разящий меч уже готов! Подайте мне добрый совет, как уйти нам от этого безжалостного кровопролитного меча врагов наших, пока он не задымился от крови нашей?»
А воеводы и предводители московского войска послов из Кремля принимают и о причине их прихода расспрашивают». (Шаховской С.И. Летописная книга. // ПЛДР. М., 1987. С.419.) Е.И.Дергачева-Скоп, сделавшая научный комментарий к «Летописной книге» С.И.Шаховского, касательно данного отрывка, отмечает: «Китай город был взят 22 октября, польский гарнизон, оборонявшийся в Кремле, сдался 27 октября 1612 г».

• Ерзин Э.А. Исторические уроки из Смутного времени XVII в. для нынешней России. // Смутное время – история и современность. СПб., 2000. С.49. «17(27) октября иноземный гарнизон в Кремле капитулировал, столица освобождена».

• Васенко П.Г. Смута начала XVII в. и ее московские отражения. // Москва в ее прошлом и настоящем. Вып. II. Ч.2. М., 1913. С.99. «Она (осада Кремля) произошла 26 октября 1612 г., после того, как 22 октября русские штурмом взяли стены Китай-города.»

• Платонов С.Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI-XVII вв. М., 1995. С. 360. «Объединенное ополчение 22 октября 1612 г. взяло штурмом Китай-город. Тотчас же открылись переговоры о сдаче и Кремля и 26 октября он перешел в русские руки». Проф. Е.В.Чистякова в комментарии к труду Платонова считает данные «хронологические указания наиболее ценными».

• Назаревский В.В. Из истории Москвы 1147-1913. М., 1914. С.184. «22 октября казаки приступом взяли Китай-город, но поляки еще держались в Кремле, выпустив оттуда боярских жен. Наконец, томимые голодом, осажденные начали переговоры о сдаче и когда им было обещано сохранение жизни, прежде всего выпустили из Кремля бояр. На следующий день сдались и поляки с паном Николаем Струсем во главе. 27 октября на Красную площадь двинулось ополчение князя Пожарского… По окончании молебна на Лобном месте войска и народ радостно вступили в Кремль.»

• Куксина Е. Комментарии к «Истории Московской войны» Н.Мархоцкого. М., 2000. С. 149. «Войска Второго ополчения под руководством кн. Д.Пожарского и К.Минина 22 октября 1612 г. штурмом взяли Китай-город, а 26 октября гарнизон М.Струся капитулировал».

• Новосельский А.А. Освобождение Москвы от интервентов. История Москвы в 6 тт. Т.1. Период феодализма XII-XVII вв. М., 1952. С.356. «22 октября, развернув знамена, они пошли на приступ Китай-города и по лестницам через стенные бойницы проникли внутрь крепости. Поляки бежали в Кремль. Занятие Китай-города имело решающее значение. Осажденные начали немедленно переговоры о сдаче, домогаясь только одного – спасения жизни. 26 октября был подписан договор о капитуляции поляков, по которому им гарантировалось сохранение жизни. 27 октября поляки сложили оружие».

• История Москвы в 3 тт. Т.1. XII-XVIII вв. С.216. (глава написана А.Л.Хорошкевич). «22 октября казаки во главе с Трубецким взяли Китай-город. 26 октября сдался и кремлевский польский гарнизон».

• Скрынников Р.Г. Лихолетье. Москва в XVI-XVII вв. М., 1988. С.513. «22 октября 1612 г. осажденные вступили в переговоры с Пожарским, выдвинув при этом ряд условий. Казаки и народ не ждали толку от переговоров. Они ударили в колокола и бросились на штурм. Китай-город был взят. Остатки вражеского гарнизона в Кремле, поняв бессмысленность сопротивления, 26 октября объявили о сдаче».

• Костомаров Н. Смутное время Московского государства в начале XVII столетия. М., 1994. Сс.752-753. «22 октября Трубецкой, стоявший станом на восточной стороне Китай-города, ударил на приступ. Голодные не могли защищаться и ушли в Кремль. Русские вошли в Китай-город… 24 октября поляки отворили ворота на Неглинную и стали выпускать бояр и русских людей… На другой день, 25 октября, отворились все ворота Кремля».

• Соловьев С.М. История России с древнейших времен. В 29 тт. (23 кн.). Кн.IV. Тт. 7-8. М,, 1989. Сс. 666-667. «Наконец 22 октября козаки пошли на приступ и взяли Китай-город. В Кремле поляки держались еще месяц… 27 ноября ополчение сошлось к церкви Казанской Богородицы за Покровскими воротами, ополчение Пожарского – к церкви Иоанна Милостивого на Арбате и, взявши кресты и образа, двинулись в Китай-город с двух сторон».

• В.Н.Татищев. История Российская. Сочинения в 6 тт. Тт.V и VI. Чч3-4. М., 1996. С.363. «И октября 22, приступя с лестницами кругом, Китай взяли и поляков многих побили. Достальные же поляки и русские изменники ушли в Кремль и заперлися. Но видя себя в крайнем изнеможении, того ж дня прислали просить чтоб воеводы их приняли и живота не лишили…»

• Вернадский Г.В. История России. Московское царство. Ч.1. Тверь-Москва., 1997. С.251. «22 октября русские штурмом взяли Китай-город. Пять дней спустя польский гарнизон в Кремле сдался. Наиболее критическая стадия борьбы завершилась».

• А.Нечволодов. Сказания о Русской земле. Кн. 4. М., 1992. С.348. «22 октября казаки взяли приступом Китай-город».

• Устрялов Н.Г. Русская история до 1855 г. В 2 чч. Петрозаводск., 1997. С.306. «22 октября Струсь положил оружие и сдал Кремль».
Таким образом, по основным источникам и историографии можно установить две даты (по старому стилю) освобождения Китай-города – 22 (и только в нескольких случаях 24) октября. 25, 26, 27 октября – сдача Кремля. По новому стилю (+13 дней) Китай город был освобожден 4 (6) ноября и Кремль – 7,8,9 ноября. Из всех исследователей только Н.Г.Устрялов объединяет два события – сдачу Китай-города и Кремля в одно под 22-м октября. С.М.Соловьев, считая, что Китай-город был освобожден 22 ноября, очевидно, совершает ошибку, отодвинув освобождение Кремля от штурма Китай-города на целый месяц. Как можно видеть, среди специалистов гораздо больше единства в определении даты освобождения Китай-города, чем Кремля.

В предыдущие годы освобождение Москвы от поляков традиционно трактовалось, как освобождение Кремля. Однако, судя по историографии, понятие «освобождение Кремля» крайне размыто – «освобождением Кремля», «открытием ворот Кремля» считаются разные события. По источникам и историографии видно, что после 22 октября до 25-27 октября ворота Кремля открывались несколько раз – для отправки депутации для переговоров, для выпуска боярских жен, для выпуска пленных, среди которых был и будущий русский царь М.Романов, что свидетельствует о том, что осады не было. Кремль не был захвачен, а, как пишет С.Ф.Платонов, «перешел в русские руки». Некоторые исследования (Назаревский, Соловьев) считают решающим событием даже не открытие ворот Кремля, а вступление туда крестного хода спустя несколько дней после выхода поляков. Таким образом, «освобождение Кремля» - событие, трактующееся неоднозначно и не имеющее единой даты, в отличие от штурма Китай-города.

Таким образом, можно придти к выводу, что решающим событием этих дней явилось именно освобождение Китай-города, поскольку для его взятия понадобился штурм. Как оценивают события, произошедшие после штурма Китай-города источники?

С.И.Шаховской пишет, что после взятия Китай-города, «Поляки же все единодушно вскричали: «Пусть будут посланы послы к воеводам и предводителям московского войска просить у них милости, да не предадут нас горькой смерти. И это засвидетельствуем грамотой». И отправляют послов за стены Кремля к воеводам московским просить их милости». Арсений Елассонский отмечает, что «На рассвете дня, в четверг, в шестом часу того дня, легко, без большого боя, великие бояре и князья русские с немногими воинами взяли срединную крепость и перебили всех польских воинов. Великий же староста Струсь, остававшийся во внутренней крепости с немногими солдатами, попросил о мире под тем условием, что¬бы они не предавали смерти ни его, ни находившихся с ним. Великие бояре и князья, смилостивившись, выслушали их просьбу, и, отворивши ворота крепости, оба великие боярина с русскими солдатами вошли внутрь центральной крепости и в царские пала¬ты». Крупнейший источник по истории Смуты «Новый Летописец» свидетельствует в 322 главе «Литовские ж люди, видя свое изнеможение и глад велик, Кремль начаша здавати и начаша уговариватися, чтобы их не побили, полковником же и рохмистром и шляхтам чтобы ити ко князь Дмитрию Пожарскому в полк, а к Трубецкому отнюдь не похотеша ити в полк. Казаки ж, видя то, что приидоша на Каменной мост все бояре и собрашася все, з знаменами и со оружием приидоша и хотяху со князь Дмитриевым полком битися, едва у них без бою пройде. Казаки ж поидоша к себе в табары, а бояре из города выидоша. Князь Дмитрей же Михайлович прия их с честию и возда им честь велию. На ут¬рии же Струс полковник с товарыщи Кремль город здаша».

Таким образом, согласно источникам, после взятия Китай-города участь осажденных в Кремле была решена и все оставшиеся дни ушли на освобождение пленных и переговоры об условиях сдачи, после чего без боя ворота были открыты. Этот же вывод подтверждают и исторические исследования. А.А.Новосельцев пишет, что «Занятие Китай-города имело решающее значение. Осажденные начали немедленно переговоры о сдаче, домогаясь только одного – спасения жизни. 26 октября был подписан договор о капитуляции поляков, по которому им гарантировалось сохранение жизни. 27 октября поляки сложили оружие». Ту же самую мысль можно встретить у Татищева, Костомарова, Платонова, Чистяковой, Скрынникова и других, чьи точки зрения приведены выше.

Таким образом, дату 22 октября (4 ноября) – день освобождения Китай-города можно считать важнейшим и решающим событием в освобождении Москвы от поляков и прекращении интервенции.

В чем же смысл праздника? Прежде всего, мы наконец то обрели праздник, связывающий нас с важнейшим событием нашей истории до 1917 года. Западные страны имеют множество праздников, фиксирующих в сознании основные события истории государства. И поэтому это очень важный шаг вперед.
PamjatnikMininuiPozharskomu
Памятник освободителям Москвы К.Минину и Д.Пожарскому на Красной площади Москвы - первый столичный памятник (1818 г.)

Кроме того, данная дата служит напоминанием о трагическом периоде истории и призывает извлекать уроки. Нужно помнить, что одна из главных задач истории – предостерегать. Предостерегать конкретного человека или целое общество от уже совершенных ошибок. И вместе с этим – подсказывать правильную дорогу на основании накопленного исторического опыта, чтобы многократно не проходить одну и ту же дорогу и не падать в одном и том же месте. В этом смысле опыт Смуты начала XVII в. и ее преодоления поистине бесценен, рассматривая события тех далеких лет можно найти множество параллелей с нашим неспокойным временем. Но если Смута XVII века была успешно преодолена (страна в целом была восстановлена уже при Михаиле Романове (1613-1645 г., то есть за 32 года), то, значит, вопреки всем предсказаниям либеральной прессы есть механизмы и возможности преодоления нынешней Смуты.
b_700659
Памятник Патриарху Ермогену, не признавшего власть интервентов и уморенного интервентам голодом.

Что общего у нас сегодня с теми событиями, которые происходили 300 лет тому назад. Многочисленные сочинения, оставленные очевидцами событий, говорят о том, что истинная причина бед, постигших Россию, крылась в слабости общественной инициативы, в социальном равнодушии, когда люди стали думать не о государстве и его судьбе, а «мысляще лукавне о себе». Личный эгоизм обернулся крахом всего общества. «Стремление уклониться от личной ответственности, эгоистическая привычка передать в руки «власть предержащих» и свою собственную судьбу, и судьбу Родины – вот что привело к тому, что ставшая «безначальной» Русская земля «побрела розно» - пишет историк Л.Н.Пушкарев. Не снимая ответственности за происходящее с власти, современники пишут о том, что в происходящем виновато общество в целом. «Согрешили все от головы и до ног, от великих и от малых, от святых и царя, от инок и святых», - писал в своем «Временнике» Иван Тимофеев. Если присмотреться к тому, что происходит в России сейчас, то нельзя не согласиться с тем, что привычка перекладывать ответственность с себя на власть никуда не исчезла.
kazansky
Казанский собор на Красной пощади Москвы (копия). Подлинный храм был построен по обету в память о разгроме в годы Смуты польско-литовских интервентов.

Можно напомнить, что 300 лет тому назад впервые в русской истории народ стал ответственным за судьбу государства. Народ выбирает царя в 1598 г. свергает Лжедмитрия и Шуйского, отвергает семибоярщину, кандидатуру польского королевича Владислава, выдвигает Минина и выбирает царя в 1613 г., положив тем самым, по мнению В.О.Ключевского, конец Смуте. Можно проследить, как шло «расцаревание» общественного сознания – от шурина царя Бориса Годунова к Лжедмитрию, от Лжедмитрия к не имевшему уже почти никакого отношения к прежней династии Шуйскому, от Шуйского к семибоярщине. Авторитет власти, доверие к ее легитимности падали все ниже и ниже, уверенность в собственных силах и независимости от власти становились все тверже. Пройдя сквозь чехарду наследников престола, сквозь хаос и распад, люди вновь выбрали царя, в котором видели единственную надежду на восстановление государства, а вместе с тем и порядка. Не случайно Иван Сусанин погиб вместе с шайкой сброда, которая, узнав о выборах царя, двигалась в Кострому, чтобы убить его и тем самым продолжить хаос и безвременье.
800px-Church_of_the_Protection_of_the_Theotokos_in_Rubtsovo_11
Храм Покрова Матери Божией в Рубцово (неподалеку от станции метро «Электрозаводская). Во дворце около храма царь Михаил Федорович Романов жил несколько лет, пока Кремль приводили в порядок после его разрушения польско-литовскими интервентами. Сам храм построен Михаилом Федоровичем в 1627 году в память отражения гетмана Сагайдачного в день Покрова Матери Божией в годы Смуты в 1618 году.

Осознание своей личной сопричастности судьбам государства привело к созданию добровольного ополчения для защиты Отечества – впервые в русской истории. Именно в начале XVII в. зарождается идея патриотизма, которая затем становится неотъемлемой частью русского менталитета. Осознав свою ответственность за судьбу Родины, люди стали искать образец, пример, которому можно было бы следовать. Не случайно в годы Смуты возрос спрос на морально-этическую литературу, говорящую о сущности человека, о его нравственном облике, его месте в истории. В них люди находили не только сетования на происходящее, но и обязательные требования непрерывного морального совершенства, поскольку именно в этом авторы видели пути выхода из хаоса. На общем фоне распада и хаоса особенно четко выделялись фигуры патриарха Ермогена, Василия Скопина-Шуйского и защитников Троице-Сергиевого монастыря. Патриарх погиб, замученный голодом, Скопин-Шуйский был отравлен завистниками, почти все защитники монастыря погибли, но именно они дали примеры того, как нужно действовать. Они показали главное – что даже в условиях полного распада и хаоса усилия одного человека могут значить очень много, могут объединить вокруг себя таких же стойких и твердых, рассеянных до поры в этой стихии и начать восстанавливать страну. Как известно, своим примером и своими «грамотками» Ермогену удалось поднять первое ополчение, а осаждаемый 18 месяцев и так и не сдавшийся Троице-Сергиев монастырь остался в истории уникальным примером стойкости и героизма.

В результате Смуту удалось преодолеть. Уже в то время из нее были извлечены важные уроки – русская земля, собравшись с силами, сама восстановила разрушенное государство, что показало воочию, что Московское государство не было созданием и «вотчиной» своего государя, но было общим делом и общим созданием «всех городов и всяких чинов людей всего великого Российского Царствия». Была осознана моральная ответственность народа за судьбу Родины. В литературных памятниках того времени неустанно подчеркивается, что единственно благодаря нравственной силе народа и была одержана победа над врагами. Грамотки Смутного времени содержат фразу «быть всею землею в любви, и в совете и в соединении».

Примеры крайне убедительные. Сегодняшнее утверждение национального начала, осознание своей принадлежности к великой истории также находит свои прямые параллели в событиях начала XVII в. Тогда против всех ожиданий, Россия отразила польское вторжение, сегодня ей удалось всерьез изменить ситуацию на Кавказе и продолжать сдерживать угрозу распространения терроризма. В целом ситуация сегодняшних дней показывает, что Россия уверенно усваивает многие уроки Смуты начала XVII в. Власть, как в 1607 г. выразила готовность признавать свои ошибки и теперь ждет этого же от общества. Восстановление экономики, очищение культуры от маргинальных явлений, оздоровление сферы СМИ, (имеющее прямые параллели в предреволюционные годы, когда позиция большевиков, призывавших к поражению собственной страны в Первой Мировой войне была расценена, как предательство со всеми вытекающими отсюда последствиями) и многое другое свидетельствует о том, что Смута может быть преодолена. Разумеется, не все решения власти популярны, но в годы перелома быть по-другому не может.

Тесный и во многом вынужденный контакт России и Запада – еще один важный итог Смуты. Научившись смотреть на Запад без прежнего предубеждения, Россия, однако, выбрала собственный путь развития и только преобразования Петра выдвинули на первый план главное «национальное достоинство» - способность усваивать западные ценности. Сегодня в России создается политический, социальный и национальный порядок, популярный в стране и существенно отличный от западного пути развития.

В итоге главным уроком Смуты становится то, что она преодолима. Не сразу и не безболезненно. Но преодолима. И залог успеха - «быть всею землею в любви, и в совете и в соединении». Необходимо осознать, что оголтелая критика (никогда не заканчивающаяся предложением вопроса «что делать?» и ответом на него), борьба с властью, традициями, наследием «проклятого прошлого» сегодня борьба с Россией. С распадом власти исчезнет страна, с уничтожением культуры исчезнет нация, с разрушением Церкви окончательно восторжествует безнравственность. Об этом нельзя забывать.

АДЕКВАТНЫЙ ОТВЕТ

Zu_S1zN8MFA
ЦИК России направил госсекретарю США Джону Керри официальный запрос, в котором Центризбирком интересуется, признает ли американский госдепартамент результаты выборов в поселке Камызяковского района Волго-Каспийский. Особенно хорошо приложение на 26 листах. Этот запрос связан с заявлениями представителя Госдепа Мари Харф о том, что США не признают региональные и местные выборы в Крыму.

Наконец-то выработан нормальный язык общения с Харф, Псаки, Керри и другими жителями «города на холме». Ведь они по-другому не понимают. Но, в самом деле, куда девалась тема «зачестныевыборы – незабудемнепростим – даилинет!даилинет!»? Больше не интересна? Или все выборы теперь честные? Тогда пусть заявят об этом официально. Дело, конечно, в другом. В том, что процесс «зачестныевыборы» был всего лишь элементом технологической программы травли России, программы, запущенной несколько лет назад. Крупными звеньями этой программы были и те самые «зачестныевыборы» и Болотная и шпана, плясавшая в храме Христа Спасителя, и «Боинг» (а еще раньше – подлодка «Курск»). Звеньями помельче – травля в антироссийских СМИ («Новая», «Эхо») тех или иных ключевых чиновников, раскрутка бездарного «проекта Навальный» и другого оппозиционного щебня типа Макаревича.

С маразмом нельзя бороться логикой – можно бороться только анекдотами и частушками.
Опыт позднего СССР это показал предельно четко. И сегодня этот опыт вновь востребован.

ПЕРВАЯ ЛАСТОЧКА

«Немецкий круизный лайнер «Ocean Majesty» прибыл в порт Ялта российского полуострова Крым, несмотря на санкции, введенные Евросоюзом в отношении России. На борту лайнера находились 500 пассажиров, большинство из которых покинули судно и провели в Крыму целый день. Напомним, что среди санкций, введенных ЕС, был запрет на вхождение европейских судов в порты полуострова». http://www.gazeta.ru/business/news/2014/09/22/n_6498065.shtml

«И что?» – могут спросить некоторые. – «Ну, зашел и зашел. Ерунда на фоне происходящего». На самом деле, «это не ерунда, это совсем даже не ерунда, дружище Битнер. Особенно в таком деле!» История симптоматическая, причем в нескольких смыслах. Если внимательно приглядеться к многовековой истории взаимоотношений России и Германии (прошедшая в 2012 г. в Берлине и Москве масштабная выставка «Русские и немцы – 1000 лет истории, искусства и культуры» давала такую возможность), то можно обратить внимание на парадоксальный, амбивалентный характер этих отношений. Ни с одним из мировых государств Россия никогда не имела столь любопытных связей, при которых времена самых тесных и дружеских контактов сменялись ненавистью и войнами, а те, в свою очередь, оборачивались притяжением сил и сторон.

В качестве примеров можно вспомнить, что при Петре Первом, в конце XVII-начале XVIII веков Россия дружит и активно сотрудничает с Германией (Фридрих Вильгельм I подарил Петру Первому во время пребывания последнего в Берлине в 1716 году легендарную Янтарную комнату), а уже при дочери Петра Елизавете, через несколько десятков лет Россия участвует в Семилетней войне против Германии. Войне, которая была столь успешна, что Фридриха Великого посещали мысли о самоубийстве, а философ Иммануил Кант, наоборот, просил российскую императрицу определить его на должность штатного профессора. Племянник Елизаветы Петр III был, наоборот, почитателем Фридриха Великого, прекратил войну, вернул Пруссии завоеванные у нее территории и заключил с Пруссией союз, который был разорван уже Екатериной II. Но в начале XIX столетия Россия воевала с Францией уже в союзе с Пруссией, освобождала ее от французов и памятью об этом освобождении в Берлине остается площадь «Александерплатц», посвященная Александру I. «Германия должна желать торжества России и содействовать ему: торжество России есть вместе и торжество Германии», - писал святитель Игнатий Брянчанинов.

После провозглашения в 1871 году Германской империи Россия была ее союзником и держала нейтралитет во время франко-прусской войны. Однако итогом русско-турецкой войны 1877-78 годов (об этой войне в центре Москвы напоминает памятник героям Плевны) стал Берлинский конгресс, который заставил Россию отказаться от многих успехов этой войны. Затем отношения еще более ухудшились в ходе «таможенной войны» между Россией и Германией. В 1882 г. генерал Скобелев заявил в Париже, что «враг, опасный для России и для славян… это автор «натиска на Восток», это Германия. Повторяю вам и прошу не забыть этого: враг – это Германия».
В Первой Мировой войне Россия, как известно, воевала с Германией, была охвачена антигерманскими настроениями и ухитрилась проиграть … проигравшей стороне. Но уже в 1922 году Германия первой из европейских стран подписала с советской Россией, находящейся в дипломатической блокаде, Рапалльский договор, с которого началось признание советской России европейскими странами. 1920 и 1930-е годы ознаменовались прекрасными отношениями между СССР и Германией. Советский генетик Тимофеев-Ресовский и руководимый им в пригороде Берлина отдел генетики и биофизики Института исследований мозга добился вместе с немецкими коллегами поразительных результатов в области биологии, молекулярной генетики
и радиобиологии. Облик таких городов, как Магнитогорск, Нижний Тагил, Ленинск, Макеевка создавался в 1930-х годах группой немецких инженеров под руководством архитектора Э.Мая. Чем эта идиллия кончилась в июне 1941 года, все знают и помнят.

После падения берлинской стены в 1989 году Германия была больше, чем какая-либо другая страна, признательна России за произошедшее и стала ключевым партнером России в Европе. Однако с начала 2000-х годов ситуация стала меняться – возрастающая самостоятельность России привела к росту напряженности в отношениях двух стран – именно немецкая пресса делала все возможное, чтобы такие отрицательные фигуры, как Ходорковский или шпана, плясавшая в храме, стали в глазах европейцев показателем тоталитарности и несвободности России. Апофеозом стала антироссийская истерия в германских СМИ накануне олимпиады в Сочи. Однако последние события вокруг Украины, когда Германия внешне поддержала антироссийские санкции, внезапно показали, что немецкое общество и политики не монолитны в своем негативном отношении к России. Именно из Германии громче других стали раздаваться голоса (причем очень крупных политиков - того же Шредера, Шмидта, Гизи, Шефера, Габриэля), что конфликт с Россией из-за Украины – недальновидная глупость. Примечательно, что слой союзников России в немецком обществе оказался настолько широк, что родился специальный термин Russland-versteher («понимающие Россию»).

Поэтому симптоматично, что именно немецкий круизный лайнер первым пробил брешь в санкциях и пришел в Ялту, ознаменовав (условно говоря) «новый Рапалльский договор». Нет никакого сомнения в том, что именно лидер ЕС, Германия, очень скоро станет в авангарде процесса возвращения нормальных отношений России и Европейского Союза. А если учесть, что, по сведениям Spiegel, 43 процента немцев поддерживают роспуск НАТО, то это означает для США, которые сегодня давят на Германию всей своей мощью, самый худший прогноз. Принудить разорвать или ослабить экономические и культурные связи возможно, но преодолеть странную многовековую, пусть очень противоречивую, инерцию притяжения двух народов, двух менталитетов Америке вряд ли удастся. А это значит, что очень скоро мы можем услышать лозунг «Европа без США».

ОТКРЫТИЕ ВОРОТ

"Ворота Спасской башни Московского Кремля открылись для туристов с 10 часов утра понедельника. Об этом ИТАР-ТАСС сообщили в комендатуре Кремля, пояснив, что теперь выйти с территории можно не только через Кутафью башню, как ранее, но и через Спасскую. При этом гости столицы сразу же оказываются на Красной площади, где могут продолжить изучение достопримечательностей". http://itar-tass.com/obschestvo/1358183

Остававшиеся закрытыми несколько десятков лет Спасские ворота открылись перед обычными людьми. Событие уникальное, ибо возможность войти в Кремль (или выйти из него) Спасскими воротами для человека, живущего в России, всегда имела особый смысл. Ибо Спасская башня это средоточие политических и духовным смыслов русской истории, сублимация ярчайших событий. Это легко понять, взглянув на ее историю.
IMG_5395
Флоровская башня на плане начала XVII в.

Древнее название башни - Флоровская - также, как и ворота, так как рядом со Спасской башней находилась одноименная церковь, от которой башня имела свое название. В 1658 г. по указу царя Алексея Михайловича Фроловские ворота были переименованы в Спасские в честь иконы Спаса Смоленского, написанной над проездными воротами со стороны Красной площади, и в честь иконы Спаса Нерукотворного, находившейся над воротами со стороны Кремля (накануне октябрьского переворота со стороны Кремля на башне находилась икона Печерской Богоматери). Башня существует на своем месте с 1367 г., а нынешняя башня построена в 1491 г. итальянским архитектором Пьетро Антонио Солари.
IMG_5390
Следы заложенных проемов и готических окон в шестом этаже Спасской башни.

Об этом свидетельствуют мемориальные белокаменные доски в стене башни (сейчас вместо них помещены копии). На латинском и русском языках написано: «В лето 6999 [1491] июля Божией милостию сделана бысть сия стрельница повелением Иоанна Васильевича государя и самодержца всея Руси и великого князя Володимирского и Московского и Новгородского и Псковского и Тверского и Югорского и Вятского и Пермского и Болгарского и иных в 30 лето государств его, а делал Пётр Антоний Солярио от града Медиолана» (Милана).
IMG_5386
Спасская башня в конце XIX в.

Башня построена из кирпича и частично из белого камня. Нижний этаж башни имеет двойные стены. Пространство между ними занято лестницей.
IMG_5388
Лестница на второй этаж Спасской башни

Со стороны Красной площади можно видеть примыкающую к башне т.н. «отводную стрельницу» (в западноевропейской терминологии «барбакан») - необходимую оборонительную часть башни.
14081
Отводная стрельница Спасской башни.

Вход в стрельницу имел ворота, вход из стрельницы в башню также закрывался воротами. В нижней части стрельницы находится проезд (ворота), а верхняя представляет собой галерею, которая обходит большое отверстие (проездной пролет).
IMG_5391
Пролет отводной стрельницы Спасской башни.

Стрельница была необходима для того, чтобы оборонять вход в башню тогда, когда враг проникал сквозь первые ворота и оказывался в «каменном мешке» стрельницы. Тогда защитники крепости с галереи стрельницы через верхнее отверстие продолжали обстреливать штурмующих ворота, сбрасывать на них камни и лить смолу.
IMG_5392
Внутренние окна отводной стрельницы над проездом.

Подчеркивая исключительное значение Спасских ворот кремля, 16 апреля 1648 г. указом царя Алексея Михайловича было повелено ходить через Спасские ворота Кремля с непокрытой головой, причем за хождение через них в шапке виновные должны были класть публично 50 земных поклонов или наказывались батогами в стрелецком приказе. Однако указ Алексея Михайловича лишь узаконил обычай, сложившийся задолго до этого, что само по себе указывает на то значение, которое люди придавали Спасским воротам. Через них также нельзя было проезжать верхом. Когда это сделал Лжедмитрий I, то, сам того не ведая, совершил первый шаг к своей гибели – люди не могли поверить в то, что настоящий царь может на коне через Спасскую башню въехать в Кремль. Поэтому именно Спасская башня первой в конце XVI в. была увенчана шатром и до 1625 г. это была единственная башня Кремля с шатром. Сформировавшийся архитектурный образ башни был, очевидно, настолько точен и глубок, что Спасская башня стала образцом для оформления входа во многие храмы XVII столетия (башня - колокольня). В середине XVII века на Спасскую башню установили двуглавого орла – герб России. На протяжении долгого времени башня служила для выездов царя, выходов Патриарха, встреч иностранных послов. При отступлении французской армии из Москвы Спасскую башню было приказано взорвать, однако подоспевшие донские казаки потушили уже зажжённые фитили.
IMG_5385
Вид на Красную площадь сквозь Спасскую башню в конце XIX в.

Несколько этажей башни (всего этажей в башне 10) занимают знаменитые часы-куранты. Первые часы на башне появились в 1585 г. и погибли в годы Смуты, следующие часы были сделаны сразу после того, как Смута стала угасать. Делал их кузнец Шумило Жданов из под Устюга. В 1624 г. башню решили переделать и часы продали Ярославскому Спасскому монастырю за 48 рублей – сумму, по тем временам, значительную. Новые часы в 1625 г. установил англичанин Христофор Галовей. Часы показывали «часы дневные и ночные», то есть часы ночью и днем, а не 24 часа, как сегодня. Поэтому первый час после захода солнца считался первым часом ночи и, соответственно после восхода, первым часом дня. Интересно то, что вращался у часов циферблат, а единственная часовая стрелка стояла на месте. Время отбивали тринадцать новых колоколов. Х.Галовей за установку часов получил от царя богатое вознаграждение: серебряный кубок, 29 аршин дорогих тканей, сорок соболей и сорок куниц.
IMG_5396
Вид кремлевских курантов XVII столетия

Посол австрийского императора Леопольда при царе Алексее Михайловиче барон Августин Мейерберг, видевший часы Галовея, вспоминал: «Часы сии показывают время от восхождения до заката солнца… Когда бывают самые долгие дни, эта машина показывает и бьет до семнадцати, и тогда ночь продолжается семь часов». В 1669 г. часы тщательно ремонтировались. В 1705 г. куранты были переделаны на 12 часов, а с 1770 г. играли мелодию «Ах, мой милый Августин». Нынешние часы сделаны в 1851-1852 гг. братьями Бутеноп, их диаметр больше шести метров. В позапрошлом столетии они играли «Марш Преображенского Полка» и «Коль славен наш Господь в Сионе».
IMG_5397
Остатки циферблата курантов XVII столетия, сохраняющиеся под одним из современных циферблатов.

В советское время башня была закрыта для прохода людей. Куранты были повреждены при обстреле Кремля большевиками в 1917 г. и долго не действовали. В 1918 г. они были восстановлены по указанию Ленина часовщиком Н.Беренсом и стали исполнять мелодии гимна «Интернационал» и песни «Вы жертвою пали…», что продолжалось до 1938 г. В 1934 г. с башни сняли двуглавого орла, заменив его звездой, и исчез образ Спасителя. При этом реставраторы, рискуя жизнью, не уничтожили икону, а только закрыли ее, оставив лишь белый прямоугольник с рамкой. Надвратный образ был восстановлен только в 2010 г. На нем были найдены следы от осколков, полученные при обстреле башни. Куранты вновь заиграли только в 1996 г. и стали исполнять произведения М.Глинки - «Патриотическую песню» и мелодию хора «Славься» из оперы «Жизнь за царя» (Иван Сусанин). С 2000 г. куранты исполняют «Гимн России». Часы заводятся с помощью трёх электромоторов.
IMG_5399
Спасская башня Кремля в XVII столетии

Для того, чтобы понять символическое значение башни, нужно вспомнить, чем был для русского средневекового человека Московский Кремль. Воздвигнутый при великом князе Иване III (1462-1505 гг.) архитектурный комплекс стал закономерным завершением и отражением многих тенденций и ожиданий общественной мысли и культуры Руси, целым сплетением религиозных и исторических символов, и, одновременно, дал толчок к появлению многих других явлений культурной и общественной жизни. Восприятие Москвы общественным сознанием, как центра вселенского православия, Третьего Рима, Второго Константинополя и второго Иерусалима, а также идеального Небесного города, Рая, стало одной из основ для создания архитектурной композиции Московского Кремля и затем, после завершения строительства, породило различные формы архитектурного, литературного, иконописного осмысления этих образов.
IMG_5398
Спасская башня Кремля в XIX столетии

После падения Константинополя в 1453 г., когда, по словам митрополита Ионы «попущением Божиим, грех наших ради ... взяли безбожные турки Богом хранимый Константиноград», на Руси установилось убеждение, что падение Константинополя – признак наступающего Страшного Суда. Поэтому самым главным вопросом того времени становится следующий: кто же теперь будет хранить истинное православие? Сомнений больше не оставалось - только Русская Православная церковь могла отныне принять на себя роль главы православного мира. В этот момент и получает свое окончательное завершение в общественном сознании теория Москвы, как третьего и последнего Рима, а ее зримым воплощением становится Московский Кремль.
IMG_5393
Фрагмент декоративного убранства башни. Фото XIX в.

Кремль стал символом не только Третьего Рима, но и второго Константинополя и второго Иерусалима. Он воспринимался людьми как великая святыня, как алтарь Москвы – его ограда вмещала около сотни престолов в соборах и церквях. Поэтому Спасская башня оформлялась и как «Царские врата» этого алтаря, главный и священный вход. На это указывали две часовни, стоявшие у ворот со стороны Красной площади, - часовня Спасителя «Великого Совета Ангел» по правую сторону и часовня «Великого Совета Откровение» - Божией Матери по левую сторону (построены в камне в 1802 г., снесены в 1925 г.). Вспомним, что точно так же справа и слева от Царских врат в храме находятся иконы Спасителя и Божией Матери и аналогия будет буквальной. В символической структуре Московского Кремля, как образа Иерусалима, Спасская башня означала Судные ворота Иерусалима. Как известно, эти ворота вели на Голгофу, которую на Красной площади символизировало Лобное место (что в переводе и значит «Голгофа»), сооруженное в 1534 г. и ставшее географическим центром Руси - в «Книге большому чертежу» все расстояния до городов Русского государства даны от Лобного места Москвы. С момента создания Лобного места возникла традиция московских крестных ходов из Спасских ворот до Лобного места, представлявшие собой символическое шествие земной и небесной Церкви за Христом. Самым знаменитым ходом было «шествия на осляти» в день Вербного воскресенья, когда в Москве события Входа Господня в Иерусалим воспроизводились буквально.

Таким образом, мы понимаем, что оказаться в Кремле или выйти из него, воспользовавшись Спасскими воротами, это приобщиться к огромной традиции, совершенно иначе взглянуть и на Кремль и на себя, как гражданина России. Открытие Спасских ворот это открытие для всех нас очень важной части истории и еще одной грани национального самосознания.

ЕДИНСТВО РАЗНООБРАЗИЯ

(ЗАПАД И РОССИЯ)

С самого начала своей истории Россия была частью европейской цивилизации. Принятие христианства стало вхождением в европейскую культуру. Усвоение христианства и его распространение прочно скрепило Русь и Европу, что отразилось, прежде всего в династических связях. Ярослав Мудрый породнился с крупнейшими правящими родами Европы. Князь был женат на Индигерде, дочери шведского короля Олафа, сестру свою Доброгневу он выдал замуж за польского короля Казимира, а сестра самого Казимира была женой сына Ярослава Изяслава. Одна из дочерей Ярослава Мудрого, Елизавета, была замужем за норвежским королем Гаральдом. Другая дочь, Анна, была женой французского короля Генриха I и матерью французского короля Филиппа, по причине малолетства которого она долго правила Францией. Третья дочь Ярослава, Анастасия, была женой венгерского короля Андрея I, сын Всеволод женился на дочери византийского императора, а его внук Владимир, сын византийской царевны, — на дочери последнего англосакского короля Гарольда II.

Вступив в XII столетии в период раздробленности, Русь повторяла путь, в разное время пройденный всеми крупными странами Европы. В определенные периоды в Англии, Франции, Испании, Италии, Германии также не было единства. И Русь здесь не явилась исключением. Тогда же, в XI-XII веках на Западе начался период «великих соборов», запечатлевший в камне и рельефах знаменитых соборов Кельна, Парижа, Реймса полет христианской мысли. На Руси в это же время также начинается период масштабного строительства: грандиозные соборы Новгорода. Киева, Полоцка, Владимира, Суздаля были повторены только в XV-XVI столетиях и воплощали в себе яркую не только богословскую, но и передовую архитектурную мысль. Тем более, что храмы Владимира строили мастера, присланные знаменитым европейским правителем Фридрихом Барбароссой.
92615151_00
Династический брак Ивана III с Софьей Палеолог во второй половине XV столетия и принятие доктрины «Москва – третий Рим» означали, что Русь воспринимает себя в качестве наследницы Римской империи. Русь заимствует византийский герб, итальянские мастера строят Московский Кремль, один из виднейших европейских зодчих Аристотель Фиораванти возводит главный храм всей Русской земли Успенский собор Московского Кремля. Даже численность населения городов Руси и Европы была почти одинаковой. В середине XVI века население Москвы достигало 100 тысяч человек – столько же, сколько в Лондоне, Венеции, Амстердаме, Риме.

Уход русской столицы вглубь страны от западной границы не привел к прерыванию связей и традиций. Зарево западных пожаров было видно и на Руси, эхо споров на вымощенных камнем городских площадях западных городов проникало и за деревянные стены залесской Руси. В начале XVI века в Европе начались религиозные войны, унесшие сотни тысяч жизней католиков и протестантов. Только в Варфоломеевскую ночь погибло примерно 7000 французов. В это же время в России также началось «брожение умов», поиск истинного религиозного пути. «Ныне и в домех и на путех и на торжищех, иноцы и мирстии вси сонмятся, вси о вере пытают»,- писал Иосиф Волоцкий. Именно он стал одним из тех, кто породил знаменитый спор иосифлян и нестяжателей. Руси, правда, тогда удалось избежать религиозных войн.
Селигер
Но совпадали не только духовные пути. На Западе короли боролись с феодальной знатью, собирая власть в одних руках, в России Иван Грозный, производивший свой род от Римских императоров («Мы родством от Августа кесаря ведемся»), разделял страну на опричнину и земщину, боролся с боярами и тоже собирал власть. Абсолютизм в России достигает своего апогея примерно в то же время, что и во Франции. Удивительно совпадают даже периоды кризисов в русской и западной историях. Например, вскоре после русской Смуты начала XVII века вся Европа была втянута в Тридцатилетнюю войну, последствия которой были не менее ужасны.
2836_800px___1
Как в Европе, так и в России параллельно формировались новые социальные связи, основанные на рациональных, рыночных отношениях, ветшали и постепенно разрушались институты традиционного общества. Новые стандарты поведения строились на признании достоинства человеческой личности, и мысль о ценности свободы и независимости человека все глубже проникала в общественное сознание. Не случайно характерной чертой как западной, так и русской литературы в XVII столетии стало авторское начало в произведении, личная точка зрения автора. Человек становился все более самостоятельным, все меньше зависел от коллектива, все чаще отталкиваясь от собственных представлений о мире и Боге, он возвращался к ним же. Все активнее он мог выбирать между светским и духовным путем.
u-5IZCoMwEc
Один из современных мифов гласит, что идея собственности всегда была чужда русскому человеку. Что ему не присущ предпринимательский дух. Что он создан для заимствования чужого. Но тогда что делать с фактами? Как тогда примириться с тем, что в XI-XII веках Новгород один торговал с 70-ю городами Ганзейского союза, а новгородских купцов видели на всех крупных рынках Азии и даже в Африке? Куда спрятать купеческие корпорации Киевской Руси? Достаточно взглянуть на русские соляные варницы XVI-XVII веков с очень сложным оборудованием, чтобы понять, как высоко поднялась уже в то время русская техническая мысль. И даже безвестный мужик, сделавший в XVI веке воздушный шар в Александровской слободе, надувший его «дымом черным, поганым и вонючим» и улетевший с колокольни был человеком, глядевшим далеко вперед. Русское общество всегда имело слой целеустремленных людей, которые тащили за собой технический прогресс, умели считать деньги и прибыли, следили за эпохой и быстро перестраивались, отвечая делом и творческой мыслью на запросы времени. На рубеже XVI-XVII веков купеческое семейство Строгановых было одним из самых богатых в Европе. В период восстановления страны после Смуты они дали правительству 832 тысячи рублей – сумму, которую по тем временам даже трудно вообразить.
СпасКириллов
Конечно, это не значит, что мы были едины во всем. Мы разные и до сих пор россиянина на Западе без труда и с первого взгляда может распознать соотечественник. Мы шли к одной цели, но разными путями. Опять же география. Когда на Западе человек, уезжая на другой конец страны раз в полгода, проезжает безумное расстояние в двести километров, а у нас за двести километров каждую неделю ездят на дачу, эта разница чего-нибудь да значит. Как на советской кухне, где можно было, не вставая со стула, снять чайник с плиты, выпить чаю и отправить посуду в раковину, так любая западная страна видна из столицы, как на ладони и до любой болевой точки можно дотянуться без особых усилий. Россия лежит в 12 часовых поясах, Владивосток находится у нас под ногами с другой стороны земного шара и эта разница географического и геополитического положения нашего и их объясняет ту разницу в темпах модернизационных трансформаций, которую приходится наблюдать не первое десятилетие. То, что на Западе давалось очень легко, в России подчас требовало значительных усилий: больше приходилось тратить на обеспечение общества ресурсами, на решение военных задач, на защиту суверенитета. Во многом именно поэтому в эпохи, когда российскому государству угрожала потеря суверенитета, оно приобретало мобилизационный характер и проводило, по точному выражению Ф. Фукуямы, оборонную модернизацию.
Гине Александр Васильевич. Пейзаж
Россия то отставала, то догоняла, то вырывалась вперед, но никогда разрыв не становился необратимым и катастрофическим. Кроме того, не стоит забывать, что для истории разница во времени, исчисляемая порой всего несколькими десятилетиями, часто не имеет принципиального значения. Русский мужик, по обыкновению, долго запрягал, а затем ехал так быстро, что, по выражению Гоголя, «косились и посторанивались другие народы и государства». Пусть не всем нравился такой темп движения, но он позволял не терять единства.
Россия в системе европейских цивилизаций всегда имела свое лицо, свой характер, во многом обусловленный православием. Именно православие провозгласило особую миссию российской цивилизации, наиболее четко выразившуюся в теории «Москва-Третий Рим». Эта теория выросла на почве того потрясения, которое вызвал разгром Константинополя турками в 1453 году. Рухнувшие стены великого города пошатнули почву под ногами живущих и мыслящих людей в Москве и других русских городах. Пристальное внимание к этой трагедии показывает, что для русского общества XV-XVII столетий падение Царьграда было предостережением и наглядным примером, который показал Бог Русской земле, перед тем как передать ей миссию Византии. Именно поэтому на протяжении столетий для русского общества те печальные, трагические события не утрачивали своей остроты, рельефности, в них искали ответы на многие вопросы, оглядываясь назад, постоянно видели ту границу, которая навсегда отделила Русь от всего остального мира. Поэтому самым главным вопросом того времени становится следующий: кто же теперь будет хранить истинное православие в те недолгие годы, что остались до второго пришествия, где же то последнее прибежище, в стенах котором можно подготовиться к встрече Христа? Инок Филофей, сочинявший в тесной келье малоизвестного монастыря под Псковом послания великому князю Московскому и не догадывался, что его идеи эхом будут повторяться на протяжении столетий. Именно в этой келье родилась своеобразная программа действий и руководство для жизни, которое должно было удержать за Москвой роль мессианского, богоизбранного царства, ведущего все народы к стенам Царства Небесного. «да веси, христолюбче и боголюбче, яко вся христианские царства приидоша в конец и снидошася во едино царство нашего государя, по пророческим книгам, то есть Росское царство: два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не бывать». Спастись самим, спасти других и сохранить государство можно было только вместе, «заодно». Государство же рассматривалось как инструмент реализации этой миссии.
Спас Каменный
Именно эта идея сделала Москву Третьим и последним Римом. Отныне Москва в общественном сознании средневековой Руси окончательно становится опорой русской духовной жизни, тем центром, на который возлагаются надежды о сохранении всего православного мира в целом в неповрежденности перед лицом грядущего Апокалипсиса. Мессианской идеей стало, по словам Н.А. Бердяева, постоянное искание истинного царства, «стремление к земле на горизонте».
Соловки
Также нельзя забывать, что Россия на протяжении почти всей своей истории была самостоятельным государством. Единственное исключение с известными оговорками составляет двухсотлетний отрезок времени, когда русские земли оказались в зависимости от Золотой Орды. Однако затем суверенитет был восстановлен и последние пятьсот лет никогда не утрачивался. Аналогов столь длительной традиции сохранения суверенитета в мире не так много. В Европе – это Великобритания и Швейцария.
Спасглеб
Все успехи в русской истории были достигнуты только в период суверенитета. Именно на нем, как на прочном фундаменте, строилось и развивалось Русское государство. Уже Киевская Русь являлась сильным самостоятельным игроком на международной арене. Походы Святослава привели к тому, что наше государство стало самым влиятельным в Восточной Европе. После принятия христианства произошло расширение влияния и рост международного авторитета. Даже когда Русь оказалась под игом монголов, независимой оставалась Русская церковь, защищавшая интересы государства и взявшая на себя часть его функций. После освобождения от власти монголов Россия делает краеугольным камнем своей внешней и внутренней политики собственные национальные интересы. Начиная с XVII века авторитет и значение России настолько возросли, что царь Алексей Михайлович начинает всерьез думать о том, чтобы, освободив от Османского владычества Палестину и православный Восток, присоединить их к своему царству, а затем венчаться на престол Византийских императоров.
Левитан
Примечательно и то, что именно непростая история России, полная драматических поворотов и неожиданностей, дала ей возможность обогащать мировую цивилизацию техническими достижениями, плодами своей духовной культуры, примерами общественной организации. И в этом отношении ее судьба сходна с крупнейшими западными странами, рождавшими лучших представителей своего социума в самые непростые эпохи. Т.Питерс в знаменитой работе «Представьте себе» приводит точное замечание Орсона Уэллса (роль Гарри Лайма в фильме «Третий человек»): «30 лет при Борджиа принесли Италии войны, террор, убийства и массовые кровопролития, но произвели на свет Микеланджело, Леонардо да Винчи и эпоху Возрождения. В Швейцарии мы имеем братскую любовь, 500 лет демократии и мира – и что они произвели на свет? Часы с кукушкой».

Над всем этим стоит подумать.